Спецвыпуск
Н. Ф.
Асяев,
МОУ Султакаевская СОШ, с. Султакай, Александровский район, Оренбургская обл.
Агрегатные состояния вещества. 8-й класс
Конспект урока обобщающего повторения. 8-й класс
Цель урока: обобщить полученные знания, повысить трудовую творческую активность учащихся, расширить их кругозор путём самообразования, повысить результативность учебного процесса.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, таблицы, учебник «Физика-8» А.В.Пёрышкина.
Ход урока
I. Организационный этап (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания).
Учитель. Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества, порешать задачи, объяснить явления, происходящие в природе. Работа предстоит большая, но интересная, и я надеюсь, что все вы прекрасно с ней справитесь.
II. Работа со словарём физических терминов
Фронтальный опрос: Что называют агрегатными состояниями вещества? Что такое температура? плавление? кристаллизация? испарение? кипение? конденсация? удельная теплота плавления? удельная теплота отвердевания? удельная теплота парообразования?
Работа в интернете (сайт «Классная физика»: http://class-fizika.narod.ru/8_17.htm).
III. Интересные факты (сообщения учащихся)
- Кашалот имеет на лбу так называемый спермацетовый орган. Он служит для управления плавучестью. Спермацетовый орган содержит жир, который заметно изменяет свой объём при изменении температуры (с погружением на глубину). При понижении температуры жир становится плотнее и из жидкости превращается в беловатую кашицу из кристаллов. В таком состоянии он, занимая меньше места, вытесняет меньше воды, поэтому плавучесть кашалота снижается (уменьшается архимедова сила). Эта способность кашалота особенно интересна для конструкторов батискафов.
- 4 декабря 1892 г. в Саксонии падали хлопья снега размером до 12 см. Объяснить это необычное явление можно так. В верхних слоях атмосферы температура воздуха всегда ниже, чем у земной поверхности. В этих слоях образуются небольшие кристаллики льда – алмазная пыль. Падая, они попадают в слои воздуха, температура которых постепенно повышается, и находящийся в этих слоях пар, соприкасаясь с холодной снежинкой и конденсируясь на ней, способствует её росту. Если температура воздуха близка к 0 °С, то поверхности снежинок оплавляются, и, слипаясь между собой, снежинки образуют крупные хлопья.
- Большой ущерб наносит народному хозяйству, особенно посевам, град. Чаще всего градины не очень большие (примерно с ноготь), но иногда бывают и весьма крупные (массой почти в килограмм). От града размером с куриной яйцо в Кабардино-Балкарии как-то погибло большое стадо овец; гибнут от града даже коровы. Как же образуется град? На высотах, где температура отрицательная, в облаке содержится огромное количество мелких кристалликов льда и капель переохлаждённой воды. При столкновении капли воды в потоке воздуха с «градовым зародышем» (кристалликом льда) она мгновенно намерзает на него, и градина растёт до тех пор, пока восходящий воздушный поток (скорость которого может достигать сотен километров в час) способен удержать всю массу таких градин. Но в какой-то момент подъёмной силы оказывается недостаточно, и ледяная лавина обрушивается на землю. Активная борьба с градом даёт большой экономический эффект.
- Случалось ли вам задумываться над тем, как образуются ледяные сосульки, свешивающиеся с крыш? В какую погоду образуются сосульки – в оттепель или в мороз? Если в оттепель, то как могла замёрзнуть вода при температуре выше нуля? Если в мороз, то откуда могла взяться вода на крыше? Чтобы могли образоваться ледяные сосульки, нужно в одно и то же время иметь две температуры: для таяния – выше нуля, для замерзания – ниже нуля. На самом деле так и есть: снег на скате крыши тает, потому что солнечные лучи нагревают его до температуры выше нуля, а стекающие капли воды у края крыши замерзают, потому что здесь температура ниже нуля. Представьте такую картину: ясный день, мороз всего 1–2 °С. Солнце заливает всё своими лучами; однако же эти косые лучи не нагревают землю настолько, чтобы снег мог таять. Но на скат крыши, обращённый к солнцу, лучи падают круче, под углом, более близким к прямому. Вот почему скат крыши нагревается сильнее, и снег на нём начинает таять. Оттаявшая вода стекает и каплями свисает с края крыши. Но под крышей температура ниже нуля, и капля, охлаждаемая к тому же испарением, замерзает. На замёрзшую каплю натекает следующая, также замерзающая, затем третья капля, и т.д. Постепенно образуется маленький ледяной бугорок. В другой раз при такой же погоде эти ледяные наплывы ещё больше удлиняются, в результате образуются сосульки наподобие сталактитов в подземных пещерах. Так возникают сосульки на крышах сараев и других неотапливаемых помещений.
IV. Разминка
(Текст задач проецируется на доску в виде презентации Роwеr Point. Необходимые данные о температурах плавления веществ учащиеся берут из таблицы.)
- Какой из двух металлов – алюминий или медь – вы бы выбрали, чтобы изготовить посуду, годную для плавления в ней второго металла?
- Какой из кусков – стальной или вольфрамовый – останется твёрдым, если будет брошен в расплавленное железо?
- Можно ли расплавить золото, держа его в оловянной ложке? в алюминиевой?
- Олово переведено из одного агрегатного состояния в другое. Затвердело оно или, наоборот, расплавилось, если известно, что его внутренняя энергия уменьшилась?
- Подсчитано, что если для заправки бензином использовать ведро, то в год потери горючего на одну автомашину составят 200 кг. Каковы причины этих потерь? (Ответ. Испарение.)
- Во время ледохода вблизи реки холоднее, чем вдали от неё. Почему?
- Какие физические явления наблюдаются в процессе малого круговорота воды в природе? (Ответ. Испарение с поверхности жидкости, подъём тёплых слоёв под действием архимедовой силы, конденсация паров при охлаждении, падение под действием земного притяжения.)
- Почему в болотистых местах сильная жара переносится труднее? (Ответ. Воздух там влажный, испарения почти не происходит, оно затруднено, тело плохо охлаждается.)
- Где в быту и технике используются знания об агрегатных состояниях вещества, процессах плавления, испарения, конденсации и др.? (Ответ. Круговорот воды в природе; лужение и пайка проводов; тепловая обработка кормов; приготовление горячих блюд, стерилизация продуктов, консервирование; сушка древесины; тепловое равновесие организма.)
V. Эстафета «Знание формул и их применение при решении задач»
(Учащимся предлагаются задачи № 18, 67, 71, 76 [Рахматуллин Р.А. Текстовые расчётные разноуровневые задачи. – Оренбург, ИУУ, 1997, c. 15–20] на нахождение количества теплоты, идущего на нагревание, плавление, кипение, выделяющегося при сгорания топлива. Задача считается выполненной, если ученик записывает формулы, которые необходимо использовать для её решения, при этом учитывается порядок применения формул в решении задачи. Задачи решают полностью.)
Задача 1. Для плавления вещества при его температуре плавления было израсходовано 600 кДж теплоты. Масса вещества 4 кг. Что это за вещество?
Задача 2. Какое количество теплоты
нужно затратить, чтобы воду массой 2 кг, взятую
при температуре
20 °С, превратить в пар температурой 100 °С?
Задача 3. Какое количество теплоты выделяется при конденсации водяного пара массой 10 кг при температуре 100 °С и охлаждении образовавшейся воды до 20 °С?
Задача 4. Какое количество теплоты необходимо, чтобы расплавить лёд массой 2 кг, взятый при температуре –10 °С, полученную воду нагреть до кипения и 0,5 кг её испарить?
VI. Кратковременная самостоятельная работа
1.
А. Лёд и олово – … | 1. ...аморфные вещества. |
Б. Имеют постоянную температуру плавления только | 2. ...летучие вещества. |
В. При нагревании постепенно размягчаются только… | 3. ...тугоплавкие вещества. |
Г. Смола и стекло – … | 4. ...кристаллические вещества. |
Д. Эфир и ацетон – … | 5. ...твёрдые тела. |
2.
А. Постоянство температуры плавления кристаллических тел означает, что… | 1. ...возрастающий размах колебаний частиц нарушает дальний порядок. |
Б. Объяснение охлаждения жидких тел при испарении состоит в том, что… | 2. ...кинетическая энергия частиц тела не меняется. |
В. Молекулярный механизм парообразования состоит в том, что… | 3. ...частицы различных тел неодинаково сильно притягиваются друг к другу. |
Г. Молекулярный механизм плавления состоит в том, что… | 4. ...в теле уменьшается доля «быстрых» частиц. |
Д. Существование летучих и нелетучих веществ объясняется тем, что… | 5. ...кинетическая энергия некоторых частиц больше, чем потенциальная. |
3.
А. Увеличение площади поверхности, с которой происходит испарение… | 1. ...может и ускорять, и замедлять парообразование. |
Б. Наличие ветра над поверхностью испаряющегося тела… | 2. ...не влияет на скорость парообразования. |
В. Охлаждение испаряющегося тела… | 3. ...приводит к ускорению парообразования. |
Г. Наличие над поверхностью испаряющейся жидкости её пара… | 4. ...приводит к замедлению парообразования. |
Д. Изменение состава испаряющегося тела… |
4.
А. Газ и текучесть – … | 1. ...единицы физических величин. |
Б.?Кипение и сублимация – … | 2. ...физические явления. |
В. Плавление и конденсация – … | 3. ...физические понятия. |
Г. Гигрометр и психрометр – … | 4. ...измерительные приборы. |
Д. Давление и влажность – … | 5. ...физические величины. |
VII. Подведение итогов. Оценки за урок
Литература
Блудов М.И. Беседы по физике. ч. 1. – М.: Просвещение, 1984.
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1983.
Гринченко Н.А. Вопросы экономии топлива на уроках физики. – Физика в школе, 1985, № 5.
Интернет-ресурсы (Школьный Интернет-4).
Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6–7классы. – М.: Просвещение, 1978.
Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 6–7 классов средней школы: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.
Янкелович М.М. Образование тумана при совершении воздухом работы. – Физика в школе, 1985, № 5.
Наиль Фаритович Асяев – учитель физики и информатики 2-й квалификационной категории, в 2000 г. окончил Оренбургский педагогический колледж № 3, в 2007 г. – Оренбургский ГПУ (заочно) по специальности «география», педагогический стаж 8 лет.