Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №24/2008

Спецвыпуск

Н. Ф. Асяев,
МОУ Султакаевская СОШ, с. Султакай, Александровский район, Оренбургская обл.

Агрегатные состояния вещества. 8-й класс

Конспект урока обобщающего повторения. 8-й класс

Цель урока: обобщить полученные знания, повысить трудовую творческую активность учащихся, расширить их кругозор путём самообразования, повысить результативность учебного процесса.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, таблицы, учебник «Физика-8» А.В.Пёрышкина.

Ход урока

I. Организационный этап (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания).

Учитель. Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества, порешать задачи, объяснить явления, происходящие в природе. Работа предстоит большая, но интересная, и я надеюсь, что все вы прекрасно  с ней справитесь.

II. Работа со словарём физических терминов

Фронтальный опрос: Что называют агрегатными состояниями вещества? Что такое температура? плавление? кристаллизация? испарение? кипение? конденсация? удельная теплота плавления? удельная теплота отвердевания? удельная теплота парообразования?

Работа в интернете (сайт «Классная физика»: http://class-fizika.narod.ru/8_17.htm).

III. Интересные факты (сообщения учащихся)

IV. Разминка

(Текст задач проецируется на доску в виде презентации Роwеr Point. Необходимые данные о температурах плавления веществ учащиеся берут из таблицы.)

V. Эстафета «Знание формул и их применение при решении задач»

(Учащимся предлагаются задачи № 18, 67, 71, 76 [Рахматуллин Р.А. Текстовые расчётные разноуровневые задачи. – Оренбург, ИУУ, 1997, c. 15–20] на нахождение количества теплоты, идущего на нагревание, плавление, кипение, выделяющегося при сгорания топлива. Задача считается выполненной, если ученик записывает формулы, которые необходимо использовать для её решения, при этом учитывается порядок применения формул в решении задачи. Задачи решают полностью.)

Задача 1. Для плавления вещества при его температуре плавления было израсходовано 600 кДж теплоты. Масса вещества 4 кг. Что это за вещество?

Задача 2. Какое количество теплоты нужно затратить, чтобы воду массой 2 кг, взятую при температуре
20 °С, превратить в пар температурой 100 °С?

Задача 3. Какое количество теплоты выделяется при конденсации водяного пара массой 10 кг при температуре 100 °С и охлаждении образовавшейся воды до 20 °С?

Задача 4. Какое количество теплоты необходимо, чтобы расплавить лёд массой 2 кг, взятый при температуре –10 °С, полученную воду нагреть до кипения и 0,5 кг её испарить?

VI. Кратковременная самостоятельная работа

1.

А. Лёд и олово – … 1. ...аморфные вещества.
Б. Имеют постоянную температуру плавления только 2. ...летучие вещества.
В. При нагревании постепенно размягчаются только… 3. ...тугоплавкие вещества.
Г. Смола и стекло – … 4. ...кристаллические вещества.
Д. Эфир и ацетон – …      5. ...твёрдые тела.

2.  

А. Постоянство температуры плавления кристаллических тел означает, что… 1. ...возрастающий размах колебаний частиц нарушает дальний порядок.
Б. Объяснение охлаждения жидких тел при испарении состоит в том, что… 2. ...кинетическая энергия частиц тела не меняется.
В. Молекулярный механизм парообразования состоит в том, что… 3. ...частицы различных тел неодинаково сильно притягиваются друг к другу.
Г. Молекулярный механизм плавления состоит в том, что… 4. ...в теле уменьшается доля «быстрых» частиц.
Д. Существование летучих и нелетучих веществ объясняется тем, что… 5. ...кинетическая энергия некоторых частиц больше, чем потенциальная.

3.

А. Увеличение площади поверхности, с которой происходит испарение… 1. ...может и ускорять, и замедлять парообразование.
Б. Наличие ветра над поверхностью испаряющегося тела… 2. ...не влияет на скорость парообразования.
В. Охлаждение испаряющегося тела… 3. ...приводит к ускорению парообразования.
Г. Наличие над поверхностью испаряющейся жидкости её пара… 4. ...приводит к замедлению парообразования.
Д. Изменение состава испаряющегося тела…  

4.

А. Газ и текучесть – … 1. ...единицы физических величин.
Б.?Кипение и сублимация – … 2. ...физические явления.
В. Плавление и конденсация – … 3. ...физические понятия.
Г. Гигрометр и психрометр – … 4. ...измерительные приборы.
Д. Давление и влажность – … 5. ...физические величины.

VII. Подведение итогов. Оценки за урок

Литература

Блудов М.И. Беседы по физике. ч. 1. – М.: Просвещение, 1984.

Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1983.

Гринченко Н.А. Вопросы экономии топлива на уроках физики. – Физика в школе, 1985, № 5.

Интернет-ресурсы (Школьный Интернет-4).

Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6–7классы. – М.: Просвещение, 1978.

Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 6–7 классов средней школы: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.

Янкелович М.М. Образование тумана при совершении воздухом работы. – Физика в школе, 1985, № 5.

 

Наиль Фаритович Асяев – учитель физики и информатики 2-й квалификационной  категории, в 2000 г. окончил Оренбургский педагогический колледж № 3, в 2007 г. – Оренбургский ГПУ (заочно)  по специальности «география», педагогический стаж 8 лет.