Конкурс "Я иду на урок"
И. Н.
Дубова,
СОШ № 2, г. Гагарин, Смоленская обл.
Корпускулярно-волновой дуализм
Урок на трудную тему. 11й класс
Учитель. К уроку вы готовили материал § 90 [1], т.е. изучали свойства фотона, волновые свойства электрона, решали задачи. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте закрепимся на завоёванных позициях. Вот перед вами часть шпаргалки одного ученика (в увеличенном виде, конечно).
Свет |
Электрон, нейтрон |
1. Интерференция |
1. Интерференция |
2. Дифракция |
2. Дифракция |
3. Дисперсия |
3. Волновая характеристика: |
4. Поляризация |
4. Частицы локализованы в пространстве |
5. ,
|
5. Корпускулярные характеристики: m, p, E |
6. Волна непрерывна |
|
7. I ~ E02; I0 ~ B02 |
|
8. Волновые характеристики: |
|
9. Фотоэффект, эффект Комптона: свет – поток фотонов. Поток дискретен, прерывен |
|
10. Корпускулярные характеристики: |
Ученики 1го ряда изложат вслух мысли, рождённые первым столбиком, 2го ряда – вторым, а ученики 3го ряда, выслушают всех и сделают заключение.
Учащиеся. Интерференция, дифракция,
поляризация, дисперсия объясняются наличием
волновых свойств у света. Например,
интерференционную картину можно объяснить
сложением волн с учётом разности хода.
Интенсивность волн I ~ E2,
I ~ B2. Уравнение
волны для электрической и магнитных составляющих – ... (см.
табл.). Волновыми характеристиками света
являются амплитуда, частота, длина волны, фаза,
период. Волна непрерывна.
В фотоэффекте, Комптон-эффекте и других явлениях проявляются корпускулярные свойства света. Световая частица, электрон, протон, нейтрон локализованы в пространстве, характеризуются импульсом, энергией. При их прохождении через кристалл на экране образуется дифракционная картина. Потому все эти частицы имеют ещё волновую характеристику – длину волны. Таким образом, материя обладает двойственностью свойств.
Учитель. Вот теперь я вас спрошу: что было не совсем ясно в домашнем задании, какие возникли вопросы?
Учащиеся. Что колеблется в волне де Бройля? Как сочетать протяжённость волн с конечным размером частиц? Где запрятаны волновые свойства классических частиц?
Учитель. На эти и, возможно, новые вопросы постараемся найти ответ. Поэтому тема сегодняшнего урока «Корпускулярноволновой дуализм». Слушая, не только вникайте в суть, но и старайтесь 2–3 предложения из каждого ответа записать. Специально выделяю на это время.
Волна де Бройля не похожа на материальную волну. В звуковой волне колеблются молекулы среды. В электромагнитной волне колеблются напряжённость электрического поля и индукция магнитного поля. Но в обоих случаях волну образуют колебания материальных объектов. Волна де Бройля – волна вероятности, описывающая поведение микрообъекта, она не материальна. В свободном состоянии поведение микрообъекта описывается плоской монохроматической волной де Бройля. В общем случае движение частицы в силовом поле описывается волновой функцией (r, t), называемой пси-функцией. Это функция координат и времени. Она подчиняется уравнению Шрёдингера, играющему в квантовой механике такую же роль, какую играют законы Ньютона в классической физике.
Отбор решений идёт так, что
имеет
смысл плотности вероятности обнаружения частицы
в данной точке пространства, а величина
dV
– cмысл абсолютной вероятности обнаружения
частицы в объёме dv.
Функция не наблюдается, а
– величина, связанная с
вероятностью обнаружения объекта, – наблюдается
[2].
Переведём дух, подкрепимся. Для тех, кто не знал или забыл, что такое вероятность события. Пусть в коробке карамель: смородина – С, малина – М, вишня – В. Соответственно 60, 30, 10 штук. Всего 100 штук. Вероятность события вытаскивания смородиновой карамели 60/100 = 6/10, малиновой – 3/10, вишнёвой – 1/10 (6/10 + 3/10 + 1/10 = 1 – вероятность события вытащить хоть какую-нибудь конфету). Хорошо перемешаем, а после каждого вытаскивания и съедания конфеты я восстанавливаю первоначальную картину. Кладовщиком, ведущим учёт расходов, будет Сидоров. Из 30 вытащенных конфет должно быть теоретически С –18, М – 9, В – 3. Вытаскивание конфетки определённого сорта – случайное событие. Но подсчитанная заранее вероятность отражает реальную картину распределения конфет. Хотя возможны и флуктуации, т.е. отклонения, которые тем меньше (в относительной шкале), чем больше событий. (Проводится «эксперимент».)
Вернёмся к микрочастицам. Их особенностью является случайный характер движения. Поэтому если известна вероятность обнаружения частицы в какойто точке, легко объяснить и интерференцию частиц, как объясняли раньше (см. шпаргалку).
Учащиеся. Надо сложить амплитуды волновых функций.
Учитель. А квадрат суммарной амплитуды даст наблюдаемую интерференционную картину, т.к. связан с интенсивностью распределения (см. шпаргалку). Так что получается интерференция без волн [3]!
Как разрешить напрашивающийся вопрос о разнице в объяснении интерференции световых волн и вероятностных? В одном случае за неё отвечают материальные волны, а в другом – воображаемые. Физики объясняют это так: световые частицы, фотоны, принадлежат к группе частиц бозонов, способным накапливаться в одном состоянии. При достаточно большом числе они образуют световую волну. Её характеристики совпадают с соответствующими характеристиками волновой функции фотона (они одинаковы). Классическая волна – это коллективный эффект. Для электронов, которые принадлежат к фермионам и способны заселять состояние лишь поодиночке, коллективный эффект невозможен [3]. Продолжим рассуждение: если это так, то интерференцию света можно объяснить наличием волновой функции у фотонов. Да, оказывается, это так. Увеличивая время экспозиции, можно на экране получить интерференционную картину при сколь угодно малой интенсивности светового пучка, когда через отверстие проходят отдельные фотоны. Таким образом, в основе волновых свойств частиц лежит вероятностный характер поведения микрообъектов [4].
Впервые о корпускулярно-волновом дуализме заявил Эйнштейн. Используя законы излучения абсолютно чёрного тела и методы статистической физики, он получил значение флуктуаций светового давления и плотности энергии, пропорциональные друг другу. Формулы содержат сумму двух членов: первый, квантовый, соответствовал представлениям о свете как о потоке дискретных частиц – фотонов, второй – волновой, был связан с электромагнитной волной. Существенно, что только сумма этих двух членов даёт правильное значение флуктуаций энергии и светового давления. Когда регистрируются результаты воздействия мощных (по меркам микромира) световых потоков в течение сравнительно больших промежутков времени, то наблюдается волновая картина. В потоке воды можно не учитывать молекулярный состав воды. Но если рассматривать взаимодействие на межатомном уровне, то дискретная структура проявляется.
Такая же картина и у классических частиц. Пока идёт взаимодействие на межмолекулярном уровне, т.е. волна де Бройля сравнима с характерными размерами, – квантовые эффекты существенны, нет – спокойно описывайте поведение объекта законами классической физики, не учитывая вероятностных проявлений [5].
Итак, противоречия разрешены. Природа рассматриваемых объектов такова, что для них (фотонов, нейтронов и др.) нельзя придумать ситуацию, где одновременно проявлялись бы и корпускулярные, и волновые свойства. Нельзя и не нужно представлять электрон или фотон и частицей, и волной одновременно. Под корпускулярно-волновым дуализмом мы будем понимать то, что микрообъекты обладают потенциальной возможностью проявлять либо волновые, либо корпускулярные свойства, но никогда не проявляют их одновременно. Эти свойства дополняют друг друга, и только их сочетание даёт полное представление об объекте. Исторически сложилось так, что свет и электроны изучались в классическом варианте, и только по мере изучения материи оказалось, что они не так просты. Границы проявления вероятностного поведения микрообъектов не очерчены чётко, так что можно привести примеры вторжения квантовых эффектов в область, кажущуюся абсолютно классической (сверхпроводимость, сверхтекучесть) [6].
Вернёмся к началу урока. Помните, были вопросы? Интересно, добавите ли вы теперь к тому единственному предложению о связи волновых и корпускулярных свойств микрообъектов ещё чтото? (Ученики, используя записи, воспроизводят основные идеи изложенного на уроке.)
А теперь проверим, как теория претворяется в решении задач.
Задача 1
Не Не
t = 27 °С Т = 0,01 К
р = 105 Па = 0,15 г/см3
Газ Жидкость
Какое описание – классическое или квантовое – применимо для описания атомов гелия в представленных случаях?
Решение. Можно ожидать, что квантовые эффекты будут играть роль, если длина волны де Бройля больше среднего расстояния между атомами. В противоположном случае годится классическое описание. Содержимое баллона с классических позиций – это некоторое количество «бильярдных шаров», непрерывно сталкивающихся друг с другом, тогда как с точки зрения квантовой механики это совокупность взаимодействующих волн.
Межмолекулярное расстояние найдём из известной формулы
Для газа легко получить:
(Применение формулы оправдано, т.к. мы рассматриваем состояние газа как предельное.)
Задача 2. Параллельный поток электронов, ускоренных разностью потенциалов U = 25 В, падает на диафрагму с двумя узкими щелями, расстояние между которыми d = 50 мкм. Определите расстояние между соседними максимумами дифракционной картины на экране, расположенном на расстоянии D = 100 см от щелей.
Решение. Образование дифракционной картины объясняется наличием волновых свойств у электронов. Длина волны де Бройля Из закона сохранения энергии следует:
Условие наблюдения максимумов:
C учётом малости углов:
Подставляя сюда выражение для получаем:
Задача 3. Пучок света имеет вид конуса с углом раствора 10–4 рад мощностью 3 мВт и длиной волны 630 нм. На каком максимальном расстоянии R можно видеть свет, если глаз способен «регистрировать» поток фононов не менее 100 фотонов в секунду? Диаметр зрачка d = 0,5 см.
Решение. Будем рассматривать световой поток как поток фотонов энергией hn = hc/l. Вычислим число фотонов N, испуcкаемых источником мощностью Р? за время t:
Отношение числа фотонов, прошедших через зрачок и через основание заданного в условии конуса высотой R, равно отношению их площадей: т.е.
Задача 4. Найдите длину волны коротковолновой границы сплошного рентгеновского спектра, если скорость электронов, подлетающих к антикатоду трубки, v = 0,85с.
Решение. Будем считать, что энергия электрона при торможении переходит в энергию фотона, т.е. идёт взаимодействие на уровне частиц:
Домашнее задание. На основе услышанного и записанного в тетради, решённых задач и дополнительной литературы подготовьте сообщение о корпускулярно-волновом дуализме и решите задачи.
• Параллельный поток электронов падает
нормально на диафрагму с узкой прямоугольной
щелью шириной
b = 1 мкм. Определите скорость этих
электронов, если на экране, отстоящем от щели на
расстояние D = 50 см, ширина
центрального максимума ? x = 0,36 мм.
• Точечный изотропный источник испускает свет
длиной волны ? = 589 нм. Мощность источника
P = 10 Вт. Найдите среднюю плотность
потока фотонов на расстоянии 2 м от источника
(число фотонов, пролетающих за 1 с через 1 м2
площади).
Решения
• Условие 1-го минимума на щели: bsin = деБр.
Так как мал, то
Тогда
Литература
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика11. – М.: Просвещение, 2004.
- Сивухин Д.В. Общий курс физики. – М.: Наука, 1986, т. V, с. 117.
- Тарасов Л.В. Современная физика в средней школе. – М.: Просвещение, 2001, с. 142.
- Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. – М.: Просвещение, 1984, с. 129.
- Пинский А.А. Физика11. – М.: Просвещение, 2000, с. 266.
- Бутиков Е.И. и др. Физика. Т. 3: Строение и свойства вещества. – М.–СПб, 2001, с. 66.
Задачи взяты из сборников:
- Взоров Н.Н и др. Сборник задач по общей физике. – М.: Наука, 1968.
- Вихман Э. Квантовая физика, т. 4. – М.: Наука, 1974, с. 218.
- Делеков А.П., Третьяков О.Н. Физика. – М.: Высшая школа, 2001.
- Кириллов В.М. Решение задач по физике. – М., 2006.
- Пономарёв Л.И. Под знаком кванта. – М.: Советская Россия, 1984.