Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №22/2008

Встречи и конкурсы

Т. И. Чупрова,
МОУ Ботовская СОШ, с. Аргун, Читинская обл.

Что? Где? Когда? 9-11 классы

Добрый вечер, уважаемые зрители! Сегодня у нас интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Против команды знатоков играют учителя и другие работники нашей школы. Попросим команду знатоков занять свои места. Разрешите представить вам участников команды <...>. Сегодня им потребуются знания по физике, информатике и другим предметам, и, конечно же, эрудиция! Пожелаем им успеха!
Один раз за игру команда может обратиться за помощью к «магистру» (выбирают из зрителей) и один раз воспользоваться помощью «интернета» (зала) и выбрать один из предложенных ответов.
Задача зрителей – определить лучшего игрока команды. Итак, счёт 0 : 0, и мы начинаем.

 I раунд
Сектор 1. Против знатоков играет учитель математики и физики (имя, отчество, фамилия). Его вопрос: уважаемые знатоки, посмотрите, пожалуйста, вверх... Все посмотрели?  А теперь внимание, вопрос: если итальянца разделить на немца, то получится француз. Ответьте, пожалуйста, через 1 мин, о чём идёт речь.
(Ответ. Речь идёт о единицах силы тока, напряжения и сопротивления: 1 В/1 Ом = 1 А.)

Сектор 2. Против знатоков играет учитель физкультуры (И.О.Ф.). Его вопрос: уважаемые знатоки, часто ли вы ссоритесь? Как разрешаете конфликты? Покажите мне, пожалуйста, чем вы пишите. Каким видом спорта любите заниматься? Спасибо! А теперь внимание – чёрный ящик! (Вносят чёрный ящик, в котором находится спортивный снаряд – лук.) Это появилось примерно 12 тыс. лет назад. В 1139 г. собравшийся в Риме Латеранский (церковный) собор запретил применение этого против христиан. Через  минуту скажите, что это?
(Ответ. Лук – сила упругости действует и в спортивном снаряде, и в пружинке авторучки.)

Сектор 3. Против знатоков играет учитель истории (И.О.Ф.). Его вопрос: уважаемые знатоки, хорошо ли у вас развито логическое мышление? Оно вам сейчас пригодится. Одним из основных свойств мира является системность. Всё в мире взаимосвязано. Нельзя перестроить одну систему без того, чтобы не вызвать изменения в других. К сожалению, люди не всегда учитывают все связи перестраиваемой системы и, исправляя  недостатки одной, получают недостатки гораздо более серьёзные.
Уважаемые знатоки, в конце 50-х гг. ХХ в. в Китае был провозглашён лозунг «Смерть воробьям!». И воробьи действительно были уничтожены! Во всей огромной стране! Хотя это и потребовало от китайцев огромных усилий... Через несколько лет китайцы были вынуждены закупать воробьёв в других странах. Ответьте, пожалуйста, через 1 мин, почему китайцы сначала уничтожили, а затем закупили воробьев?
(Ответ. Маленькие птички действительно прогневали правителей великой страны, ведь каждый воробей съедает в день несколько зёрнышек риса. А за целый год? А все воробьи вместе? Значит, если уничтожить всех воробьёв, то урожай риса существенно возрастёт? А в результате урожайность риса не только не возросла, но даже понизилась. Воробьи действительно поедали рис. Но кроме риса они поедали множество гусениц, жуков и других насекомых. Когда воробьёв не стало, гусеницы начали чрезвычайно быстро размножаться и... поедать рис. Причём в гораздо больших количествах, чем это делали воробьи. Пришлось китайцам закупать воробьёв в других странах и заново выпускать их на рисовые поля.)

Сектор 4. Против знатоков играет учитель технологии (И.О.Ф.). Его вопрос: уважаемые знатоки, перед вами жилые дома, окружённые высокой стеной. Ответьте, пожалуйста, через 1 мин, что за стена их окружает?
(Ответ. Это шумозащитная стена. Для защиты жилых помещений от дорожного шума вдоль автотрасс стали устанавливать специальные стены из бетона, стекла или пластмассы. Протяжённость их может составлять несколько километров, высота до 8 м. Они не украшают ландшафт, но сберегают здоровье людей и жизнь животных.)

Сектор 5. Против знатоков играет учитель ОБЖ (И.О.Ф.). Любите ли вы птиц? Заботитесь ли о них? А часто ли вам приходится носить резиновые сапоги? Вопрос: уважаемые знатоки, может быть, вам приходилось делать домики для птиц или хотя бы видеть их на деревьях? Ответьте, пожалуйста, через 1 мин, почему эти домики, как правило, деревянные, почему не используют, например, пластмассу?
(Ответ. В отличие от дерева пластмасса не способна впитывать влагу и выпускать её наружу, поэтому водяные пары, выделяемые при дыхании, накапливаются, способствуя повышенной влажности, которая губительна для птиц.)

Сектор 6.  Внимание, чёрный ящик! (Вносят чёрный ящик с зеркалом внутри.) В одном из нью-йоркских зоопарков за клетками львов и тигров расположен маленький павильон с застеклённой витриной и толстой железной решёткой. На нём надпись: «Самое опасное животное на Земле». Уважаемые знатоки, через минуту вы должны сказать, что находится в чёрном ящике.
 (Ответ. Заинтересованные посетители с большой осторожностью всматриваются в полутёмную нишу и... видят самих себя: задняя стенка клетки – зеркало. Конечно, шутка есть шутка, хотя... Только за три последних столетия не без «помощи» человека с лица Земли исчезло около 120 видов животных. Задумайтесь над этой цифрой!)

Сектор 7. «Блиц» (на обсуждение каждого вопроса  20 с)
• Против знатоков играет повар Ботовской школы (И.О.Ф.). Его вопрос: почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?
(Ответ. В солёной воде больше выталкивающая сила Архимеда.)
• Против знатоков играет помощник повара (И.О.Ф.). Его вопрос: где больше весят солидные караси – в родном озере или на сковородке?
(Ответ. На сковородке, т.к. в воде их вес частично компенсируется выталкивающей силой.)
• Против знатоков играет завхоз (И.О.Ф.). Его вопрос: уважаемые знатоки, скажите по-гречески «Нашёл!»
(Ответ. Эврика!)

Сектор 8.  Против знатоков играет учитель начальных классов (И.О.Ф.). Уважаемые знатоки, кого вы больше любите: комаров, тараканов, ящериц, гусениц, кошек или крыс? А может быть, вы любите блох? Как вы понимаете поговорку «Семь раз отмерь – один раз отрежь»? А теперь, внимание, вопрос! В ХХ в. на одном из островов Индонезии Всемирная организация здравоохранения   решила уничтожить комаров, т.к. они являлись разносчиками малярии. И комары действительно были уничтожены с помощью распылённого над джунглями порошка ДДТ. Через несколько лет этой же организацией в эти же джунгли на парашютах (!) был сброшен десант здоровых кошек. Ответьте, пожалуйста, через минуту, для чего был заброшен этот десант?
(Ответ. Вместе с комарами были отравлены и другие насекомые, в частности, тараканы. Тараканы не умирали, но становились менее подвижными. В результате их легко и в большом количестве ловили ящерицы. ДДТ накапливался в организме ящериц. Они становились менее активными и хуже защищались от врагов. Количество ящериц на острове стало уменьшаться. Кроме тараканов ящерицы поедали массу гусениц. Лишившись своих врагов, гусеницы стали быстро размножаться и выедать тростниковые крыши   хижин, так что крыши просто проваливались. Но это ещё полбеды. Дело в том, что среди врагов, которые охотились на ящериц, были обычные кошки. Из организма ящериц яд попадал в организм кошек. А для них он оказался смертельным. Кошки начали умирать от отравления. В результате в огромных количествах расплодились крысы. Кроме всех прочих пакостей крысы были разносчиками блох. А блохи на этом острове были заражены чумой. Победа над малярией превратилась во вспышку чумы – заболевания в тысячи крат более опасного! В конце концов  применение ДДТ вынуждены были прекратить, а в джунгли на парашютах (!) был сброшен десант здоровых кошек, которые сократили поголовье крыс.)

Сектор 9.  Против знатоков играет учитель рисования (И.О.Ф.). Любите ли вы птиц? Помогаете ли им в трудное время? Как? Вопрос:  уважаемые знатоки, ответьте, пожалуйста, через 1 мин, почему птицы сидят зимой на льду? (Показывает рисунок.)
(Ответ. В борьбе за существование птицы научились использовать в своих интересах законы физики. Например, они знают о фазовых переходах. При замерзании 1 г воды в окружающую среду выделяется 70 кал тепла (необходимого и для превращения 1 г льда в воду). Во время сильных морозов ледяной покров утолщается, соответственно  выделяется тепло. Так что птицы действительно зимой на льду греются!)

Сектор 10. Против знатоков играет учительница английского языка (И.О.Ф.). Её вопрос: уважаемые знатоки, к кому (или чему) обращается французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты есть сама жизнь».
(Ответ. Вода! Это главная жидкость для существования жизни. Большинство живых организмов на 70–80% состоят из воды. Прогресс немыслим без возрастающего использования воды.)

Сектор 11. Против знатоков играет  учитель химии и биологии (И.О.Ф.). Внимание, вопрос! У какого дерева листья всегда повернуты ребром к солнцу? Его изучают не только ботаники, но и мелиораторы. Интересно, зачем? Дерево растёт в тропических лесах.
(Ответ. Это эвкалипт. Он имеет мощную корневую систему и используется для осушения болот.)

Сектор 12. Против знатоков играет медицинский работник (И.О.Ф.). Внимание, вопрос! (Вносят чёрный ящик, в котором находятся копировальная бумага и свеча.) У стоматологов иногда возникает необходимость в определении прикуса зубов пациента. Справедливо решив, что всю малоприятную и трудоёмкую работу должен делать компьютер, американский дантист В.Манесс изобрёл датчик, который не только кодирует информацию о прикусе и записывает её на диск компьютера, но и демонстрирует на экране дисплея последовательность смыкания зубов и даже усилие их сжатия. Датчик представляет собой пластиковую пластину с серебряной сеточкой внутри. Сжимая датчик зубами, пациент уменьшает расстояние между проволочками, а компьютер по соответствующей программе отслеживает и обрабатывает поступающую в него информацию.
Задолго до появления такого датчика стоматологи использовали для определения формы прикуса другие предметы (которые вы часто используете для других целей). Уважаемые знатоки, ответьте через 1 мин, что в чёрном ящике?
(Ответ. Копировальная бумага или свеча.)

Сектор 13. Против знатоков играет ведущий (И.О.Ф.), учитель физики и информатики. (Вносят чёрный ящик, в котором находится волосяной гигрометр.)  Внимание, вопрос. В ясный солнечный день И.Ньютон вышел на прогулку и встретил пастуха. Пастух посоветовал учёному вернуться домой, чтобы не попасть под дождь. Ньютон не послушался совета и был наказан. Продрогший и промокший, он пожелал узнать, как пастуху удалось так точно предсказать погоду. Тот ответил, что ему помог баран. Уважаемые знатоки, ответьте, пожалуйста, через 1 мин, какой физический прибор находится в чёрном ящике?
(Ответ. Перед дождём и в сырую погоду шерсть набухает и удлиняется. В сухую погоду длина шерсти уменьшается. Это свойство было использовано в устройстве волосяных гигрометров.)

Заключительная часть
Вручение приза лучшему игроку команды, награждение участников команды и участников-зрителей.
 Литература
Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование». – 2003, № 3, 5.

ОБ АВТОРЕ. Татьяна Ивановна Чупрова окончила в 1991 г. Читинский ГПИ им. Н.Г.Чернышевского по специальности «Физика, математика». Работает в родной Ботовской школе, которую сама окончила в 1986 г., уже 16 лет, – преподаёт физику и информатику. Сейчас имеет первую квалификационную категорию, является победителем всероссийского конкурса «Лучшие учителя России-2006».  В 1995–2007 гг. руководила интегрированным методическим школьным объединением, в которое входили учителя различных предметов. С 2005 г. руководит РМО учителей физики. В 2007 г. назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе.


Ещё два урока Татьяны Ивановны Чупровой:
• «Что изучает физика: физические термины, наблюдения и опыты» (вводный урок-путешествие в страну «Физика», 7-й класс);
•  «Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел» (урок объяснения нового материала, 8-й кл.), – помещены на сайте газеты http://fiz.1september.ru  в рубрике «Дополнительные материалы» к № 22/2008. – Ред.