Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №22/2008

Встречи и конкурсы

Г. А. Капецкая,
учитель химии, г. Светлогорск, Республика Беларусь;
Л. М. Кулаковская,
учитель физики, гимназия г. Светлогорск, Республика Беларусь

Риск-версия. 11-й класс

Интегрированное внеклассное мероприятие физика + химия.10-й класс

Игра проводилась на декаде физики и химии в форме одноимённой игры белорусского телевидения. Четыре команды соревнуются попарно. Право первого хода разыгрывается по жребию. Ведущий задаёт четыре вопроса игрокам первой команды. Если команда «рискует», т.е. отвечает без подготовки, она получает 2 балла за каждый правильный ответ. Если команда отвечает на вопрос после обдумывания в течение 20 с, она получает 1 балл за правильный ответ. Если ответ неправильный, может  ответить вторая команда и получить за правильный ответ 1 балл. Затем ведущий задаёт четыре вопроса второй команде.
Следующий этап – «вопрос из шляпы». Ассистент выносит картонную шляпу, в которой находится предмет, являющийся ответом на вопрос. Во время тайм-аутов  для зрителей показывают занимательные опыты и подготовленные учащимися весёлые рекламные паузы. Затем играют третья и четвёртая команды. В третьей игре принимают участие победители первой и второй игр. Один ассистент следит за временем, другой считает баллы.
Такая форма внеклассной работы повышает интерес к изучению физики и химии, развивает логическое мышление учащихся, способствует развитию коммуникативных способностей и творческой самореализации гимназистов. О популярности интеллектуальных игр свидетельствует тот факт, что в нынешнем учебном году в школу на игру пришли выпускники гимназии – уже студенты вузов – и составили свою команду.

Игра первая
Вопросы первой команде
1.  Какая фраза с точки зрения химика является более точной: «Ты мой золотой» или «Ты моя золотая»? (Ответ. В организме женщины золота больше, чем в организме мужчины.)
2. Если бы этот металл удалось выделить из морской воды, то на каждого землянина его пришлось бы не менее тонны. (Ответ. Золото.)
3. Мягкий провод, свитый в спираль, подвешен за один конец. Что произойдёт, если по спирали пропустить ток? (Ответ. Спирать сожмётся, т.к. по виткам спирали течёт ток одинакового направления.)
4. Физика на дне рождения химика угостили двумя котлетами: одна была из баранины с чесноком, другая – из пластилина с мелкими гайками. Чем с точки зрения физика различаются котлеты? (Ответ. Любой физик сразу различит котлеты по вкусу, однако заметит, что у веществ, из которых сделаны котлеты разных «сортов», разные средние плотности и массы.)

Вопросы второй команде

1. Одна из версий происхождения слова «химия» – от китайского «кем» – золото. Почему химию называли «золотоделием»? (Ответ. Алхимики искали «философский камень», который способен любой металл превратить в золото.)
2. Какой восстановитель – водород, алюминий, углерод (II) или оксид – лучше использовать для восстановления золота из руды? (Ответ.  Золото в природе встречается в самородном виде.)
3. Когда кошка не любит, чтобы её гладили? (Ответ. В сухую погоду. Если кошку энергично гладят, шерсть электризуется, проскакивающие искры вызывают у кошки неприятные ощущения).
4. Почему десятиклассник не рассыпается от стыда, если его увидел курящим директор гимназии? (Ответ. Потому, что он состоит из молекул, между которыми существуют силы притяжения.)

 Вопросы из шляпы
– В плотно закрытом пузырьке в шляпе находится вещество, которое в IX–Х в. называли «основным элементом», именно этим и объясняется его название. (Ответ. KОН или NaOH – основания.)
– В шляпе находится жидкость. Основателем индустрии подобных ей можно считать английского химика Джозефа Пристли. (Ответ. В шляпе любой безалкогольный газированный напиток. Именно Джозеф Пристли впервые обнаружил, что растворённый в воде углекислый газ придаёт ей приятный терпкий вкус.)

Тайм-аут. На металлическом подносе стоят несколько лабораторных штативов, в лапках которых закреплены длинные полоски бумаги (на них заранее нанесены клей ПВА, затем порошок магния, и всё хорошо просушено в сушильном шкафу). Учитель лучинкой поджигает полоски. Они горят быстро, ярко, разбрасывая искры: 2Mg + O2 = 2MgO.

Рекламная пауза

Игра вторая
Вопросы первой команде
1. Почему в северных морях рыбы больше, чем в южных? (Ответ. Растворимость кислорода в холодной воде выше, чем в тёплой.)
2. Правильным ли с точки зрения химика является выражение «горькие слёзы»? Почему? (Ответ. Нет. Водородный показатель слёз равен 7. Среда нейтральная.)
3. Вытекает ли вода из чайника, если его наклонить в невесомости, находясь на космическом корабле? (Ответ. В невесомости давление на всех уровнях одинаково. Жидкость не вытекает, её надо выталкивать или выдавливать.)
4. Если жидкость, находящуюся в закупоренной бутылке, энергично встряхнуть, то её температура повышается. Почему? (Ответ. Кинетическая энергия переходит во внутреннюю.)

Вопросы второй команде
1. Можно сказать, что для этой жидкости важны цифры 18 и 81. (Ответ. Это вода. Относительная атомная масса – 18, диэлектрическая проницаемость 81.)
2. Можно ли по электропроводности воды судить о её чистоте? (Ответ. Да. Чем больше в воде растворено веществ, тем её электропроводность выше.)
3. Когда пузырёк воздуха в плотно закрытой бутылке больше – в тёплую или холодную погоду? (Ответ. В холодную, т.к. вода сжимается.)
4. Почему в грелках используется вода? (Ответ. У воды большая удельная теплоёмкость, она забирает много тепла, нагреваясь, и много отдаёт, охлаждаясь).

Вопросы из шляпы
– В шляпе находится литературное произведение, представленное на этом чертеже. (Ответ. В шляпе – книга «Басни» И.А.Крылова. Басня «Лебедь, Щука и Рак»: «Лебедь рвётся в облака,// Рак пятится назад,//А Щука тянет в воду»).
– В шляпе находится предмет из материала, который кажется теплее металлического, хотя имеет ту же температуру. (Ответ. В шляпе – любой деревянный предмет. Теплопроводность металла значительно выше, чем у дерева, поэтому тепло от руки быстро «отводится»).

Тайм-аут. На металлический поднос учитель горкой насыпает бихромат аммония и поджигает его лучинкой. Получается красивый «микровулканчик»:

(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + 4H2O + N2↑.

Рекламная пауза

Игра третья
Вопросы первой команде
1. Что произойдёт, если на «хлеб химической промышленности» «намазать» «маслородный газ»? (Ответ. Ничего. Это одно и то же вещество – серная кислота.)
2. Одинаков ли взгляд физика и химика на электрон? (Ответ. Нет. С точки зрения физика электрон – это вещество, т.к. он имеет массу. Химическое вещество начинается с молекулы.)
3. Почему нет традиционных для других источников тока обозначений «+» и «–» на розетках домашней проводки? (Ответ. В сети ток переменный.)
4. Задача XVII в. Вокруг Земли построили мост, совершенно однородный по материалу на всём протяжении, равный по весу в любой части. Затем из-под моста убрали все опоры. Обрушится ли мост? Можно ли им пользоваться? (Ответ. Мост будет держаться, т.к. все его части одинаково притягиваются к Земле, но пользоваться им нельзя, – достаточно сесть мухе, и равновесие нарушится, мост упадёт.)

Вопросы второй команде
1. Назовите формулу «крепкой водки», которая входит в состав «царской водки». (Ответ. Азотная кислота – HNO3.)
2. Скажите по-английски «вращение» – получится термин, известный химику и физику. (Ответ. Spin – cпин, собственный механический момент электрона.)
3. В электрической лампочке и подводящих проводах сила тока одинакова. Почему же провод остаётся холодным, а нить накаляется? (Ответ. Провода обладают очень маленьким сопротивлением, а вольфрамовая нить накала – большим, поэтому в ней выделяется большее количество теплоты в соответствии с законом Джоуля–Ленца.)

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Microbiology.Ucoz.Org. Если Вы решили приобрести более глубокие знания в области Микробиологии, или просто расширить свой кругозор, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Microbiology.Ucoz.Org. Перейдя по ссылке: «Микробиология», вы сможете, не потратив много времени, найти огромный архив полезной и емкой информации о микробиологии. Сайт www.Microbiology.Ucoz.Org постоянно расширяет свою информационную базу, поэтому вы всегда сможете найти свежие и актуальные статьи, которые смогут заинтересовать вас.


4. «Что-то мои часы идут неточно», – пожаловался Ватсон Холмсу. «Заводите их только утром, и они всегда будут идти точно!» – посоветовал Холмс. Почему Холмс дал такой совет? (Ответ. Заводить часы вечером, cняв с руки, нежелательно, т.к. пружина нагрета от руки. После завода, остывая, она укорачивается, деформируется и может даже лопнуть.)

Вопросы из шляпы
– Потеря 6–8% этого вещества приводит к повышению температуры тела, учащению сердцебиения и дыхания, головокружению и мышечной слабости. (Ответ. В шляпе – колба с водой.)
– Если в пустой стакан выстрелить, пуля пробьёт в нём сквозное отверстие, а если наполнить сосуд этой жидкостью, то он разобьётся вдребезги. Почему? (Ответ. В шляпе – колба с водой. Твёрдое тело передаёт давление только в направлении действующей силы, жидкость – во все стороны.)

Техника безопасности. Во время демонстрации опытов на сцене и на расстоянии 1,5 м никого нет. За сценой дежурит лаборант кабинета химии с одеялом или с ёмкостью с песком.

Литература
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
Гаврусейко Н.П., Дебалтовская В.И. Химические викторины. – Минск: Народная асвета, 1972.
Гин А.В. Приёмы педагогической техники. – Гомель:  СОЖ, 1999.
Дерпгольц В.Ф. Мир воды. – Л.: Недра, 1979.
Капецкая Г.А. Нестандартные уроки по химии. – Мозырь: Белый Ветер, 2001.
Остер Г. Задачи по физике. – М.:  Астрель–АСТ, 2000.
Шаховская А.С. Тайна старого гнома. – Киев: Довiза, 1997.