М.А.БРАЖНИКОВ, И.В.ЗЮБИНА,
МОУ гимназия № 625, г. Москва

Физика в «День Самоуправления»

Учителя и «учителя»: Семён Щучин, Юля Глазкова, Ирина Витальевна Зюбина, Михаил Александрович Бражников
Учителя и «учителя»: Семён Щучин, Юля Глазкова, Ирина Витальевна Зюбина, Михаил Александрович Бражников

В гимназии № 625 г. Москвы вот уже на протяжении двадцати лет традиционно проводится «День Самоуправления». В таких мероприятиях есть много положительных моментов. Ребята могут почувствовать и проявить свою самостоятельность, на один день окунувшись в проблемы взрослых, примерить на себя «одежду» учителя, ведь до получения документа, который по традиции называется «аттестат зрелости», у них остаётся около полугода. Важно только, чтобы этот день не воспринимался младшими школьниками как «День ничегонеделанья», а старшими как «День вседозволенности». Не касаясь общих идей построения «Дня Самоуправления», остановимся на особенностях работы учителей физики.

1. ЭТО «СТРАШНОЕ» СЛОВО «ПРЕПЕДЕВТИКА»

В основе «Дня Самоуправления» лежит «неистребимое» (и очень здоровое) желание ученика хоть на мгновение стать учителем. Чтобы это желание не погасло, необходимо, чтобы ученик видел в работе учителя что-то для себя привлекательное, иначе (а такое тоже бывает) ученик-«учитель» будет лишь стремиться «отобрать дневник», «сделать замечание», требовать, чтобы класс вставал при его появлении. У школьника интерес к предмету и желание самому провести урок возникает тогда, когда сам учитель подходит к проведению обычного урока творчески. Здесь и решение нестандартных задач из «живой физики», постановка опытов своими руками (а не показ по «видику»!), привлечение в качестве ассистентов учеников, организация толковых ребят для помощи при проведении лабораторных работ («Саша, посмотри у девушек схему, правильно ли собрали»; «Серёжа, объясни ребятам, как нужно выставить булавки, чтобы восстановить ход луча» и т.п. И сами Саша и Серёжа начинают смотреть на урок по-другому). Интерес пробуждается и во внеурочной «жизни»: при подготовке нестандартных докладов, выполнении мини-проектов, разыгрывании сказок для младших школьников в рамках «Недели физики и математики» и т.п. Постепенно рождаются будущие преподаватели. Так было и с «учителями» 2007 г.: будучи в 10-м классе, они захотели сделать своими руками лейденскую банку на специальной подставке для демонстраций, – две или три недели мы осваивали этот «незапланированный» мини-проект.

Итак, первый шаг в подготовке урока в рамках «Дня Самоуправления» делается задолго до его проведения:учитель, ещё когда ученики в 10-м классе, должен представлять, кому он доверит свой кабинет на будущий год. Не только от преподавателя зависит желание учеников стать «учителями» в «День Самоуправления» – они хотят побыть и в роли 11-классников, читающих лекции для 7–9-го класов, а следовательно, много зависит от от того, как в прошлые годы читали им лекции тогдашние 11-классники.

Каковы же критерии при выборе ученика-«учителя»? Ведь кандидатуры согласуются с педагогом, а иногда и предлагаются им. Это желание быть «учителем-физиком», понимание предмета, любовь к экспериментированию, задор, умение говорить, умение работать в паре. Последняя черта отличает ученика-«учителя» от профессионального педагога. Учитель, как правило, ведёт урок сам; а ребятам легче делать это «в паре», когда один другого немного страхует.

2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ В «ДЕНЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ». ВЫБОР ТЕМЫ

При выборе темы урока желательно, чтобы она определялась рамками текущего материала, имела нестандартные (нетрадиционные) решения (подходы к решению), содержала историко-познавательные элементы. Урок обязательно должен быть уроком-обобщением (т.е. закреплять определённые умения и навыки, сформированные ранее), и вместе с тем носить исследовательский характер, быть уроком-открытием, интересным для 11-классников. Мы разработали несколько тем уроков-исследований и уроков решения задач: «Весы. Определение массы тела» (для 7-го класса); «Определение плотности куриного яйца» (для 7-го и 9-го классов); «Баллистическая кривая» и «Средние скорости на железной дороге» (для 9-го класса);

Приёмы и методика проведения уроков в «День Самоуправления» обычные. И всё же мы хотели бы на конкретном материале проанализировать «мелкие» детали, которые необходимо учитывать, нюансы, которые заранее неочевидны. Мы также включили фотографии, сделанные во время урока и иллюстрирующие его ход: лица «учителей», напряжённые перед уроком, ироничные при проведении опроса, любопытные при наблюдении за ходом лабораторной работы; усталые и довольные, когда всё уже позади. Заинтересованы и лица семиклассников. Молодые «учителя» не всегда аккуратно ведут доску, работают с приборами, но, на наш взгляд, фотографии реально отражают атмосферу урока, и мы надеемся, что всё это поможет тем, кто захочет повторить наш опыт, сориентироваться.

Фрагменты урока «Весы. Определение массы тела» (7-й класс)

I. Представление (2 мин)

«Учителя». Доброе утро. Садитесь, пожалуйста, сегодня урок физики у вас будем вести мы, ученики 11-го класса, Юлия Андреевна (Ю) и Семён Васильевич (С).

Ю. Откройте тетради. Сегодня 26 октября; тема урока «Весы. Определение массы тела». Запишите число и тему урока в тетрадь.

Комментарий учителя. Начала урока – очень важно, оно задаёт настрой, ученики должны с первого момента понять, что им предстоит интересная, но серьёзная работа. В 7-м классе «учителей» можно называть по имени-отчеству, в 8-м и 9-м – лучше по имени, но на «вы» – так задаётся дистанция. Как-то одна «учительница» попросила называть её по имени, т.к. отчество было очень сложное, и урок пошёл не с нужным настроением. Мелочь, но здесь должно быть 100%-ное попадание. В другой раз «учителя» в шутку представились своими школьными прозвищами. Повернуть урок в нужное русло не удалось...

Нельзя переоценить важность правильной расстановки приборов перед уроком. Они должны быть выставлены практически все, т.к. «учителя» не смогут этого сделать на ходу, правильное их расположение помогает последовательно вести урок. Мы подобрали разнообразные и «интересные» приборы: старинные весы, безмены. Конечно, необязательно должны быть какие-то «ретро-артефакты», но в любом случае должна быть изюминка, например, при проведении другого урока использовались разные ареометры.

Расстановка приборов и оформление доски
Расстановка приборов и оформление доски

При расстановке приборы не должны загораживать доску, т.к. на ней выписано то, что понадобится по ходу урока. Необходимо использовать «крылья» доски, вдруг какая-то информация будет востребована в середине или в конце урока. Приходится мириться с очевидным минусом: у учеников рассеивается внимание от количества приборов и записей на доске, но нужно иметь в виду, что 11-классники это даже не студенты II курса, месяц твердящие свой единственный урок. Приборы и доска должны максимально помогать в изложении материала.

II. Весы. История. Принципы работы. Взвешивание (20–25 мин)

Ю. Весы появились в глубокой древности; изображение равноплечных весов можно увидеть уже на древнеегипетских фресках. Запишем: «Равноплечные весы. В основу работы первых весов положен принцип действия равноплечного рычага».

Слово «весы», написанное древнеегипетскими иероглифами
Слово «весы», написанное древнеегипетскими иероглифами [1]

С. Вспомним, в каком случае равноплечный рычаг находится в равновесии (демонстрация 1). Подвесим к левому коромыслу груз. Чтобы рычаг оказался в равновесии, подвесим такой же груз на таком же расстоянии к правому плечу рычага. Увеличим массу груза слева вдвое, так же нужно будет увеличить массу груза справа, и т.д. Запишем: «Теория рычага была разработана древнегреческим учёным Архимедом».

Древнеегипетское изображение весов с коромыслом
Древнеегипетское изображение весов с коромыслом

С. (показывает на лабораторных весах). Весы состоят из коромысла, опирающегося на ребро трёхгранной призмы. К концам коромысла подвешены две одинаковые чашки. Длинная стрелка, прикреплённая к коромыслу, позволяет наблюдать маленькие наклоны весов в ту или другую сторону. Такого типа весы позволяют измерять массу с точностью до долей грамма.

Ю. В XVII в. равноплечные весы были усовершенствованы французским математиком Робервалем, их можно и сейчас увидеть на рынке. До революции в магазинах товары взвешивали на весах Беранже. Весы Роберваля довольно чувствительны. Положим на одну чашу весов лист бумаги – они сразу выйдут из равновесия (демонстрация 2 ).

Весы: а – лабораторные, б – торговые Роберваля, в – торговые Беранже
Весы: а – лабораторные, б – торговые Роберваля, в – торговые Беранже [1]

Ю. Запишем: «Равноплечные весы просты по конструкции и обладают высокой чувствительностью. Это их достоинство».

С. Однако у таких весов есть серьёзный недостаток: чтобы взвесить тело, необходимо на другую чашку весов положить гири такой же массы, а если тело тяжёлое, то взвешивать нелегко. Когда не требовалась большая точность, употребляли другой тип рычажных весов – безмены. Запишем: «Безмены». Безмены использовались в рыночной торговле, да и сейчас кое-где на рынках в небольших городах можно их увидеть – это так называемые римские весы. Работа безмена основана на принципе действия неравноплечного рычага. На одном конце рычага находится груз неизменной массы, а к неподвижному крюку подвешивается тело. Небольшой груз, действуя на большое плечо, может уравновесить тело значительной массы.

Ручные безмены позволяли взвешивать тела массой до 2 пудов (32 кг). (Демонстрация 3: взвешивание ведра с водой ручным безменом.)

Безмены, найденные при раскопках Помпеи
Безмены, найденные при раскопках Помпеи [2]

Ю. Масса ведра с водой оказалась около 20 фунтов, т.е. 8 кг, однако точность, с которой мы её определили, невысока – около 200 г. Запишем: «Работа безмена основана на принципе действия неравноплечного рычага, он позволяет быстро определять массу тяжёлых грузов, но с невысокой точностью». Свойства рычагов вы будете изучать более подробно в конце 7-го класса.

В быту мы часто используем другой тип весов – пружинные. Запишем: «Пружинные весы: пружинные безмены, кухонные весы, напольные весы. Каждые из них имеют свое назначение. Для чего в быту используют кухонные весы? напольные весы? (Ответы детей.) Главную часть таких весов составляет стальная пружина, которая растягивается под действием веса измеряемого тела. Величина растяжения указывается стрелкой, движущейся вдоль шкалы, оно пропорционально массе тела. Показанный на рисунке бытовой пружинный безмен измеряет массу с точностью до 1/4 кг. Взвесим наше ведро с водой, его масса равна 8 кг 250 г. (Демонстрация, взвешивает Семён.)

Пружинный безмен
Пружинный безмен

С. Достоинства пружинных безменов в их простоте, недостатки же заключаются, во-первых, в том, что у них после долгого употребления пружина растягивается и показания становятся неверными; во-вторых, пружинные безмены малочувствительны – они не позволяют подмечать и измерять малые разницы в массе. Запишите, пожалуйста, достоинства и недостатки пружинных весов.

Комментарий учителя. Основная часть урока начинается с истории возникновения весов и напоминания правила рычага. К сожалению, из-за недостатка времени материал, проработанный «учителями» [1–4], вошёл в урок далеко не полностью. И надо сказать, что если мы привыкли работать в основном с книгами, то молодые коллеги с успехом «зависали» в интернете. Какие-то из представленных рисунков были заменены действующими приборами, другие оформлены в виде плакатов. «Учителя» должны знать больше – мы руководствовались этим. Урок в «День Самоуправления» – это индивидуальное обучение «учителей».

На уроке рассказывается больше, чем остаётся в ученических тетрадях. «Учителя» должны чётко и точно формулировать, что должно быть записано, прямо указывая на это ученикам 7-го класса.

Работа в паре означает, что один ведущий, а другой – ведомый. На данном уроке Юля – ведущая, Семён – ассистент, он показывает опыты, поясняет их. Чтобы избежать челночного курсирования вдоль кафедры, в ходе подготовки урока определяются «исходные» позиции, на которые ребята расходятся после приветствия. Юля стала за кафедрой по центру, а Семён – с краю перед кафедрой, чтобы потом показывать приборы и их действие. С одной стороны плохо, что внимание ребят переключается с одного «учителя» на другого, но этот приём позволяет «учителям» по очереди перевести дух и незаметно подсмотреть, что рассказывать дальше...

Старинный русский, или скандинавский, безмен
Старинный русский, или скандинавский, безмен [2]

Демонстрации проходят в диалоговой форме – «учителя» спрашивают ребят. Например: «На каком расстоянии, я должен подвесить грузик, чтобы рычаг находился в равновесии?» Или: «У нас очень старые весы, смогут ли они почувствовать массу одного листа бумаги?» Если есть возможность, в демонстрациях могут быть задействованы ученики. Интересно же посмотреть на ручной безмен – противовес у него небольшой, а взвешиваемое ведро воды тяжёлое. Семён держит безмен в руках (для Юли это тяжеловато), а ученик-доброволец двумя руками подвешивает ведро с водой. Это ощутимая тяжесть, да теперь и весь класс видит, что небольшим противовесом, можно уравновесить БОЛЬШОЙ ГРУЗ! По ходу урока была ещё одна демонстрация: старинный (русский, или скандинавский) безмен с неравномерной шкалой. И на пружинном безмене взвешивалось то же ведро с водой но «помогал» уже другой мальчик.

Два момента, которые нужно иметь в виду при подготовке урока: игровой момент не должен исчезать, поэтому и демонстраций много, и какие-то можно было бы на обычном уроке опустить – время дорого! Но надо дать и большим, и малым детям чуть поиграть, не упустив стержень урока: типы весов, принцип действия, достоинства и недостатки, правила взвешивания.

III. Лабораторная работа (15–20 мин)

Ю. Наша практическая задача сегодня – научиться пользоваться школьными лабораторными весами. Запишите в тетради название работы: «Определение массы тела на рычажных весах», – а также используемые приборы и материалы. С весами мы уже познакомились, откройте, пожалуйста, коробочку с разновесами. Обратите внимание на гирьки: их девять, с помощью этого набора гирь можно взвесить любое тело массой от 1 г до 200 г с точностью до грамма. Задание: пожалуйста, пусть кто-то из вас назовёт число от 1 до 200, а другой напишет, набором из каких гирек можно его представить. (Выполнение задания.)

Итак, мы видим, что если масса тела меньше 200 г, то мы можем её определить с помощью набора разновесов; чтобы измерить массу точнее, используются доли граммов.

Принято взвешиваемое тело класть на левую чашку весов, а гирьки – на правую. Начинать класть гирьки надо с наибольшей в ряду гирек, но с какой? Для этого нужно «прикинуть» массу тела.

С. Сегодня телами, массу которых мы определяем, будут конфета и картофелина. Чтобы прикинуть массу конфеты, воспользуемся кухонными пружинными весами. Массу одной конфеты на них определить нельзя, взвесим весь кулёк. Он «потянул» почти на 500 г. Какова средняя масса конфет, если всего их 26 штук? (Ответ.) Итак, средняя масса конфеты около 19 г. Начать можно с гирьки в 20 г, если окажется много (почти наверняка – конфеты практически одинаковы), то следует аккуратно снять гирьку 20 г и поставить гирьку 10 г, а потом добавлять гирьки меньшей массы.

Какой примерно у нас получится набор разновесов? (Ответ.) Масса конфеты = (10 + 5 + 2 + 2 + ...) г. Таким же путём определим среднюю массу картофелины. Масса 26 картофелин оказалась равной почти 2 кг (1980 г), значит, масса одной картофелины около 76 г. Это число может заметно отличаться от того значения, которое вы получите при взвешивании, – картофелины разные.

С какой гирьки начинаем выставлять разновесы? (Ответ.) Масса картофелины = (50 + 20 + ?) г.

Ю. Ребята, сейчас мы вам раздадим конфеты и картофелины, начинайте взвешивать с конфет, работайте аккуратно, если что-то непонятно, поднимите руку, мы подойдём. Мы поможем взвесить тела с точностью до долей граммов.

В тетради должно быть записано:

«Средняя масса конфеты mср = 19 г.

Масса конфеты m = ... г.

Средняя масса картофелины: mср = 76 г.

Масса картофелины m = ... г».

Лабораторная работа заканчивается выводом, в котором вы должны написать, что вы измерили массу конфеты, которая оказалась меньше (больше) средней массы, и массу картофелины, которая оказалась легче (тяжелее) средней картофелины.

Работа у доски перед проведением лабораторной работы
Работа у доски перед проведением лабораторной работы

Комментарий учителя. На саму лабораторную работу необходимо оставить минут 15 и ещё минут 5 на предварительную работу с классом. Если время остаётся, то на различных типах весов, например, напольных, можно задержаться, если нет, то стоит перейти к подготовительному перед лабораторной работой заданию (для контроля времени на кафедру положены часы, если их нет в классе).

Заканчивая первую часть урока, «учителя» обращают внимание на то, что ребятам предстоит лабораторная работа на рычажных весах [5], и здесь уместно спросить одного-двух по пройденному на уроке. «Учителям» интересно спросить, а ученикам – ответить на хорошую оценку, которую реальный учитель потом выставит в реальный журнал. И пусть оценки будут даже несколько завышены!

Ученики 7-го класса только знакомятся с весами, поэтому правила взвешивания могут быть сведены к минимуму. На последующих уроках учитель ещё раз к ним вернётся, а в «День Самоуправления» хорошо обыграть набор гирек-разновесов, как это было сделано на уроке. Любое число граммов от 1 до 200 можно представить в виде набора разновесов. С одной стороны, семиклассники с удовольствием показали «учителям», что они умеют считать! С другой, эта разминка обучает правильному подбору разновесов при взвешивании.

Набор разновесов, г: 100, 50, 20, 20, 10, 5, 2, 2, 1.

Примеры составления груза:

152 г = 100 г + 50 г + 2 г.

145 г = 100 г + 20 г + 20 г + 5 г.

189 г = 100 г + 50 г + 20 г + 10 г + 2 г + 2 г + 5 г.

Важный момент любой практической работы, в том числе и научной, – оценка предполагаемого результата измерений, и если учёные пользуются при этом эмпирическими расчётными схемами, выводами теоретического анализа, то в данном случае надо просто предварительно оценить массу тела на глаз, как предлагается в [1]. Однако глазомер у ученика не развит, поэтому сначала ребята оценивали среднюю массу взвешиваемого тела с помощью кухонных весов – это и демонстрация их действия, и элемент подготовки к лабораторной работе. Заранее был заготовлен кулёк конфет – минимум по числу ребят в классе плюс «учителя» (они ведь тоже дети!) – и тщательно вымыт картофель. Начинать нужно со взвешивания кулька с конфетами – конфеты практически одинаковы, средний результат мало отличается от конкретного измерения.

По ходу лабораторной работы оба «учителя» работают в классе. И хотя весы должны быть заранее уравновешены, необходимо пройти по классу, проверить, как ребята работают. Семиклашкам всё интересно: и брать гирьки пинцетом, и на какую чашу весов ставить разновесы (на правую!), и «можно ли ещё лучше уравновесить»... Это очень сложный момент урока: нужно видеть и весь класс, и конкретных учеников, а также сохранить на последних минутах рабочую атмосферу.

Закончить работу необходимо сравнением измеренных величин со средними значениями, полученными вначале, и выводом. И только после этого расставить на место и проверить наличие всех разновесов. На перемене перед следующим уроком «учителя» должны вновь проверить всё оборудование.

В этом году «учителя» давали урок в трёх 7-х классах, и самым сложным было сохранить свой настрой (задор) на все три урока. Возможность съесть конфету – это тоже своего рода способ сохранить хорошие воспоминания о «Дне Самоуправления».


Что-то не получается?

IV. Окончание урока (3 мин)

Ю. Пожалуйста, уберите разновесы, проверьте все ли они на месте. Сдайте тетради с работами. Урок закончен, вы нам очень помогли тем, что хорошо себя вели, спасибо! Каждый теперь может съесть свою конфету.

3. ПОДГОТОВКА УРОКА

Теперь несколько слов об организационной работе по подготовке. Дата этого дня поставлена в план работы гимназии задолго до проведения. Приблизительно уже за месяц-полтора необходимо определиться с темой урока и кандидатурами «учителей». Первый этап – учитель сообщает тему урока будущим «учителям», даёт им книги, учебные пособия и просит продумать урок. Редкий ученик может выстроить свой урок сам, но в любом случае нужно быть «в курсе» того, о чём будет вестись речь. Недели через две учитель вместе с учениками выстраивает примерный план урока, подбирает с ними приборы, смотрит демонстрации – это второй этап. И, наконец, третий этап – не менее чем за две недели урок «прогоняется». К этому моменту будущие «учителя» выучили свои тексты, и им кажется, что у них всё готово. Надо сказать честно, что вся подготовительная работа основывается если и не целиком на энтузиазме учителя, то по крайней мере постоянно этим энтузиазмом подпитывается. Обкатка урока (репетиции) после школьных занятий – наиболее сложный эмоциональный момент. На репетиции отрабатывается буквально всё: от представления-знакомства до записи домашнего задания (заметим, что его наши «учителя» так и не включили в конспект!). Особо «жёстко» нужно выверить, что будет задиктовано в тетради у учеников, урок проигрывается по времени, выверяются жесты, интонация, расположение приборов и местоположение самих «учителей», и тут выясняется, что выученный (даже!) текст урока во многом не годится.

Думаю, что стихийно на этих «прогонах» мы, учителя, следовали «методу Станиславского». Нашим кандидатам в известной мере необходимо было сыграть учителей, поэтому все термины системы Станиславского: «если бы», «предлагаемые обстоятельства», «чувство правды» – применимы к репетиции урока: пустой класс, двое реальных учителей за партами и молодые «коллеги», которые должны «увидеть» класс из 25 семиклашек, показать в пустом кабинете опыты, дать пояснения несуществующим ученикам и т.п. На репетиции урока задача учителя не только в том, чтобы расставить ребят по «исходным» позициям, отшлифовать их речь (термины, темп, громкость), жесты («как стоишь, как руки держишь»), но и подыграть: задать вопрос, как если бы он был семиклассником, поучаствовать в демонстрации, выйти к доске; сделать хронометраж урока. Одиннадцатиклассники должны стать «учителями» до того, как войдут в класс и увидят детей, они должны «проиграть урок в предполагаемых обстоятельствах», а эти обстоятельства должен создать учитель. К сожалению, на каком-то этапе «шлифовки» приходится остановиться, потому что с какого-то момента «учителя» начинают искренне верить, что они уже и говорят хорошо, и материалом владеют, и хорошо держатся, и вообще это ИХ ДЕНЬ.

Последний этап – проведение урока. Место учителя в лаборантской: нужно поддержать «учителей» (они начинают волноваться), на перемене, пока класс не зашёл, проверить приборы или помочь их расставить. Реальный учитель входит в класс в «чрезвычайных» ситуациях: в случае, когда шумно срывается урок, и это мешает в целом проводить занятия на этаже, когда кому-то из учеников становится плохо, такое тоже бывает. «Учителя» должны быть полностью автономны, но внутренне ощущать прочный тыл.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Уроки окончены, в 2006 г. ребята в «День Самоуправления» дали пять уроков – так было составлено расписание – и это очень много! Оптимально – 2–3 урока, как было в прошлом, 2007 г. У «учителей» создаётся полная иллюзия, что они всё сделали сами, и это были ИХ УРОКИ, иногда они и спасибо забывают сказать, так увлечены действом! Важно при этом, чтобы их работа была оценена, мы никогда не говорим заранее, как будем оценивать их труд, но всегда оцениваем «пятёрками». Может получиться, что выставляем неодинаково – в зависимости от качества данных уроков и степени участия каждого «учителя» в их проведении.

На работе в «День Самоуправления» не заканчивается сотрудничество с учениками (оно и начинается много раньше), «учителя» становятся лаборантами практикума при подготовке выпускного экзамена по физике, получают право сдавать экзамен в форме реферата. «Учителя-2007» успешно их защитили. Думаю, что и в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ можно будет найти форму сотрудничества индивидуальной работы с учениками-«учителями», которая поможет тем, кто будет сдавать физику в форме ЕГЭ, успешнее подготовиться, да и самим лучше прочувствовать предмет. Ведь в «День Самоуправления» они получают опыт работы с литературой по физике, опыт постановки и проведения экспериментов, опыт решения нестандартных задач – те навыки, которые так важны для успешной подготовки и сдачи ЕГЭ (при всём нашем, мягко говоря, насторожённом отношении к этой форме контроля знаний).

Литература

1. Цингер А.В. Начальная физика. – М.–Л.: ГИ: Изд. 16-е, 1928 г. (Есть репринтное издание УНЦО ДО, М.: 2005.)

2. Розенбоом Э. Механика или учение о движении. – М.–Пб: Пер. с нем. В.В.Скобельцына: Тип. Брокгауз-Ефрон, 1902.

3. Цингер А.В. Задачи и вопросы по физике. – М.: Учпедгиз, 1951.

4. Лакур П., Аппель Я. Историческая физика. – М.–Л.: ГИЗ: Под ред. О.Д.Хвольсона: 1929, т. 1.

5. Буров В.А., Никифоров Г.Г. Фронтальные лабораторные работы в 7–11 классах общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1996.