Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №24/2008

Образовательные ресурсы

проф. Т. В. Ильясова,
ОГПУ, г. Оренбург

Дистанционный курс "Компьютерная поддержка урока физики". Лекция 8

Окончание. См. № 17-23/2008

№  газеты

Учебный план курса

17

Лекция 1. Компьютеризация обучения: компьютерный урок и компьютерная поддержка урока

18

Лекция 2. Классификация программных педагогических средств (ППС) по школьной физике 

19

Лекция 3. Обзор ППС I уровня усвоения нового материала

20

Лекция 4. Обзор ППС II уровня усвоения нового материала.

КР № 1 (срок выполнения - до 5 декабря 2008 г.)

21

Лекция 5. Компьютерные слайды как виртуальная наглядность  

22

Лекция 6. Особенности восприятия мультимедийной учебной информации.

КР № 2 (срок выполнения - до 25 декабря 2008 г.)

23

Лекция 7. Компьютерное моделирование в решении физических задач и физическом эксперименте

24

Лекция 8.  Ресурсы интернета и компьютерные телекоммуникации в проектной деятельности

 Лекция 8. Ресурсы Интернета и Компьютерные телекоммуникации в проектной деятельности

Образовательные сайты интернета

Сегодня в связи с подключением многих школ и домашних компьютеров к интернету необходимо знать его учебные ресурсы. Представим наиболее полезные учителю-практику сайты глобальной сети.

• Российский образовательный портал (http://www.sсhool.edu.ru) с рубриками: основная и полная СШ, ЕГЭ, экзамены, интернет-тестирование и др. С него через гиперссылки можно перейти на любой из перечисленных ниже со значительным объёмом бесплатной информации. Единое окно доступа к каталогу образовательных ресурсов http://www.window.edu.ru.

• Сайт для учащихся и учителей «Физика.ru» http://www.fizika.ru/index.html  рассчитан на три вида пользователей: преподавателей, учащихся и родителей. Информация распределена по разделам: Архив новостей - Учебники для 7 кл. - Учебники для 8 кл.- Учебники для 9 кл. - Факультатив - Задачи - Лабораторные работы - Контрольные работы - Тесты - Планирование уроков - Дистанционный урок - Полезная информация. Учебники помимо параграфов теории имеют рубрики «А знаете ли вы, что?..», задания для самоконтроля (их версии распечатываются). Задачи - качественные, расчётные, графические с образцами решения. Очень хорошая подборка задач! Тесты контрольные и тренировочные (формы заданий разнообразны). Контрольные работы разделяются на домашние и классные (архивированы WinRAR, WinZIP), задачи трёх уровней сложности.  Масса учительских «находок»!  Лабораторные работы - виртуальные классные и домашние, с различными заданиями на оценки «3», «4», «5». Используются схемы из школьного учебника. Планирование уроков удобно для учителя подборками дидактического материала, демонстраций, задач и тестов к конкретным урокам, имеется примерное поурочное планирование. Очень полезный и хорошо организованный сайт.

• Открытый колледж - первый в России полнофункциональный интернет-проект дополнительного образования для школьников и профессионалов (поддержка МФТИ). Учащиеся и абитуриенты могут самостоятельно изучать предмет, общаться с виртуальным преподавателем, получать по е-mail  консультации, участвовать в тестировании. Интересно, что ведётся мониторинг результатов всех обучаемых и называются 10 лучших. В базе данных - более 3000 тестов по физике и др. предметам. Открыты виртуальная лаборатория по физике  www.physics.ru. Работает дистанционный консультационный пункт по физике и астрономии  http://www.nsu.ru  (учёные из Новосибирского Академгородка). Поступить в «Открытый колледж» можно, зарегистрировавшись на сервере http://www.college.ru. Версии проекта постоянно обновляются.

• Сайт с демоверсиями различных обучающих СD по школьной физике http://www.school.edu.ru/int/soft/fiz.html. Сайт постоянно обновляется и пополняется, с него возможен заказ пособий через интернет-магазин.

• Сайт школьной физической лабораторииhttp://www.infoline.ru/g2315495/physics.html-анимации, фи­зические модели различных процессов. Учитель может копировать нужные модели и включать в свои методические разработки. Помните: у каждого материала есть автор, ссылка на которого обязательна (этикет интернета).

• Сайт «Виртуальный физический практикум» http://www.cjllege.ru/modules.php?name=Teacher&param=printpage&artid=118. Раньше опора в моделях этого ресурса шла на «Физику в картинках». Новая версия ВФПр. 2.5 может  работать в режиме on-line интернета.  Её модели сопровождаются методическими указаниями и теорией. В итоге формируется единое интерактивное поле деятельности пользователя, включающее теорию, эксперимент, систему контроля усвоения материала, результаты измерений и обработки данных. Этот комплекс распространяется по сети, работает автономно на ПК учащегося. Планируется дополнение к виртуальному практикуму в виде сборника контрольных вопросов и заданий (более 500), разрабатывается система компьютерного контроля знаний для самоподготовки и допуска к лабораторным работам. Автор  дополнения к практикуму Тихомиров Ю.В. (http://www.mstuca.ru/pages/tikhomirov).

• «Живая школа ИНТ» - сайт современного дистанционного образования. Институт новых технологий обучения предлагает дистанционную поддержку общеобразовательных предметов и среду для формирования информационно-коммуникативной культуры детей школьного возраста. Обучение платное. После оформления договора выдаётся логин и пароль, под которыми обучаемый входит в программу, получает консультации, ведётся учёт его результатов.

Занятия в «i-классах Живой школы» в 2006/07 уч.г. проводились на двадцати курсах по шести образовательным областям. Дистанционный учебный процесс организован в рамках специальной учебной среды Open SourceLMSMoodle, не уступающей возможностям традиционной. Система Moodle поддерживает обмен файлами между участниками дистанционного процесса через функции: Сервис рассылки - Форум - Оценка сообщений - Чат - Диалог - Комментарий - Учительский форум. Она хранит портфолио каждого ученика и все оценки, работы, комментарии учителя, ведёт контроль посещаемости (занятия могут прерываться и возобновляться). Учитель i-класса  может использовать любые средства дистанционного обучения: учебные книги (бумажные и электронные);  сетевые учебно-методические пособия; аудио и видео-­ учебно-информационные материалы; лабораторные дистанционные практикумы; тренажёры с удалённым доступом; средства обучения на основе экспертных обучающих систем и виртуальной реальности.

При подготовке конкретного урока в i-классе дистанционный учитель использует набор элементов курса: Глоссарий - Ресурс - Диалог - Тетрадь - Задание - Урок - Форум - Семинар - Тест и др.  В целом  «Живая школа ИНТ» интегрирует в одном образовательном ресурсе всё лучшее, что создано в области компьютерного программного обеспечения процесса обучения.

• Физика вокруг нас (http://physics03.narod.ru/Interes/magic.htm). Сайт посвящён физике, которая окружает нас. Каково содержание - ясно из  названия рубрик: «Фокусы. Опыты. Самоделки», «Физика в литературе»,  «Судебные дела», «Физика - малышам», «100 тысяч „Почему?”»,  «Статьи, доклады, интересные факты», «Учимся, играя» и др. Все материалы распределены по учебным темам. Сайт регулярно обновляется. Отличная помощь учителю в проведении дидактических игр на уроках, внеклассной работе по физике.

• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (http://school.collection.edu.ru).  Коллекция систематизирована по предметам и классам (7-11). Ресурс можно «Загрузить» и «Просмотреть». Текст и рисунки копируются. Главным разделом хранилища ЦОР является «Каталог», через него - доступ ко всем типам учебных материалов: учебникам, учебному планированию, методическим рекомендациям и коллекциям. Коллекция включает интерактивные мультимедиа материалы по естественным наукам и электронные издания: ресурсы на CD/DVD, энциклопедию «Кругосвет», статьи из журналов «Квант», «Наука и жизнь», ресурсы учителей-практиков. Имеются разделы «Для ученика» и «Для учителя». В разделе «Инструменты организации учебного процесса» размещены программы систем «1С: Хроно­Граф Школа 2,5» и «1С: ХроноГраф 3,0. Мастер». 

 

Образовательные ресурсы интернета огромны. Непрерывно появляются новые разработки (сайты) отдельных учителей, вузов, институтов повышения квалификации специалистов разного профиля и др. заинтересованных в обучении школьников и студентов организаций. Есть очень интересные и перспективные.  Обозначим только их географию: Санкт-Петербург, Москва, Пермь, Ярославль, Воронеж, Волгоград, Новосибирск, Челябинск, Томск, Иркутск и др. Советуем воспользоваться очень содержательными рекомендациями С.Г.Никитенко по ресурсам интернета для учителя физики [1, с. 148-152].

 

Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОРНП)

Эти высокоинтерактивные мультимедийные интернет-продукты, обеспечивающие все компоненты дистанционного учебного процесса, разрабатываются в рамках Федеральной целевой программы развития образования. На сайте http://fcior.edu.ru помещён каталог ЭОРНП по различным предметам, в том числе по физике. Ресурс состоит из электронного учебного модуля (ЭУМ) и модуля методической помощи (ММП).

ЭУМ - автономный модуль, содержащий совокупность обучающих элементов по предмету и решающий конкретную педагогическую задачу. В составе учебной темы  урока ЭУМ занимает 15-30 мин. Различают ЭУМы:  информационные (для демонстраций на уроке: видео, интерактивные материалы, игры и т.п.);  практические (лабораторные и самостоятельные работы, практикумы по решению задач); аттестационные (тестирование, материалы контрольных работ). Их достаточно просто обновлять, дополнять, модернизировать.

ММП  задаёт последовательность ЭУМов, составляющих курс обучения,  соответственно выбранной стратегии. Он содержит: поурочное планирование со списком ЭУМов, методический анализ темы, модели уроков и рекомендации по формированию ключевых компетенций, разноуровневые задания для контроля. Обозначены темы рефератов, проектной и исследовательской работы учащихся. Электронные модули, как предполагается, заменят при проведении уроков через интернет электронные учебники, качественная разработка которых требует больших усилий.

ЭОРНП воспроизводятся с помощью ОМС-плеера. Разработчиком ЭУМ и ММП по физике и естествознанию является компания «Физикон». 

 

Оргдеятельностные (административные) управляющие системы

Развитие системы дистанционного обучения (ДО) привело к реализации идеи единого компьютеризированного управления всей деятельностью учебного заведения.

• «Net-Школа» - разработка в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.». Есть сетевая версия. Программа обеспечивает не только локальную автоматизацию управления учебным процессом школы, но и выход с пользовательского компьютера в систему дистанционного обучения интернета, другие информационно-образовательные порталы и электронные библиотеки.  «Net-Школа» не просто АРМ директора (завуча, секретаря, учителя), она создаёт гибкую и простую в использовании информационную среду учебного заведения, единую для администрации, учителей, учеников и их родителей.

«Net-Школа» позволяет планировать школьное расписание, вести классные электронные журналы успеваемости и посещаемости, назначать индивидуальные задания каждому ученику по электронным учебникам «Просвещение-М», результаты выполнения которых и рекомендации учителя школьник видит в своём электронном дневнике (просроченные и невыполненные задания выделяются красным цветом),  сообщать родителям об успеваемости детей. Развита система общения между пользователями: есть доска объявлений, электронная почта,  форум,  каталог школьных ресурсов, действует механизм  портфолио, возможно дистанционное обучение детей на дому  в рамках школы. Программа включает: нормативную документацию, в том числе списки учащихся и данные о сотрудниках: Классы и предметы - Учебный план школы - Планирование уроков - Расписание - Классные журналы - Отчёты - Объявления - Школьные ресурсы - Персональные настройки.  Завуч может задавать нагрузку по предметам, оперативно перестраивать расписание в случае замены преподавателя, «набирать» классы, назначать классных руководителей, получать отчёты по успеваемости и посещаемости во всех классах на каждого (!) учащегося (разработана специальная форма).

Предметник может работать с электронными учебными курсами «Просвещение-М» и создавать собственные курсы и уроки, календарно-тематические планы, вести мониторинг процесса в своих классах, дистанционно общаться с родителями, вести классные журналы с гибкой шкалой оценок, назначать индивидуальные задания ученикам, составлять тесты, накапливать свою методическую базу (есть специальная программа-оболочка). В целях мониторинга учебных достижений учащихся каждый месяц составляются гистограммы итогов успеваемости и качества знаний по классам, автоматически выводятся оценки за четверть и год.  Родители получают итоги учёбы детей и могут сравнивать их с прежними результатами (разработана форма отчёта). Руководство школы  отправляет стандартные формы отчёта в вышестоящие органы, получает приказы и распоряжения. Родители могут пользоваться системой сообщений «Net-Школы», просматривать расписание занятий ребёнка, его дневник. Единый сервер для города (области, района) выделяет сегмент в общей базе данных для каждой школы. В 2006 г. вышла обновлённая версия 3.30, достаточная для интеграции «Net-Школы» с универсальной программой составления расписания «Ректор». Начата интеграция «Net-Школы» с системой интерактивного тестирования знаний «СИнТеЗ» (2006 г.) для проведения интернет-тестирования в режиме on-line. Разрабатываются модули «Тарификация», «Конструктор отчётов», «Составление расписания» и др. Интернет- ­ поддержка: http://www.netschool.roos.ru.

• Компания «Физикон» внедряет другую, аналогичную систему  единого информационного пространства школы «1С: ХроноГраф Школа 2.0». Для   её установки необходим базовый диск «1С: Образование 3.0». Но возможности этой системы более ограничены. Сегодня актуальной, жизненно важной проблемой компьютеризации образования становится педагогически грамотное использование ресурсов глобальной сети. Новому подходу нужна и новая технология обучения. Это дело будущего. В настоящем разрабатывается специальная технология образования в глобальных информационных сетях - ТОГИС [2]. Это деятельно-ценностная технология, в которой учебное пособие должно быть не носителем содержания, а организующим началом деятельности, а учитель - менеджером образовательного процесса и экспертом [2, с. 242]. Основные методы - проблемный и моделирование. Главные цели - развитие учащегося в откры-том информационном пространстве, формирование личностных ценностей, значимых для социума. На наш взгляд, потенциальные возможности компьютерных коммуникаций и интернет могут реализоваться в такой технологии оптимально.

 

Проектная деятельность учащихся. Телекоммуникационные проекты

В современном образовании использование компьютерных телекоммуникаций оказалось наиболее перспективным в системе открытого/дистанционного обучения и во внеурочной деятельности. С учётом возможностей компьютера в современной школе на качественно новом уровне стал развиваться метод проектов. Проектная деятельность учащихся - современный способ стимулирования интереса к предмету через организацию их свободной самостоятельной познавательной деятельности. Этот метод всегда предполагает решение некоторой проблемы (познавательной, нравственной и т.п.) с получением в итоге осязаемого, конкретного результата. Проектная деятельность учащегося направлена на разрешение проблемной ситуации, осознанной его мышлением. Возможной становится теория, опережающая практику и служащая  руководством к действию. Используя классификацию Е.С.Полат, выделим типы проектов, организация которых помогает усвоению школьного курса физики.

С точки зрения доминирующей деятельности чаще всего создаются практико-ориентированные, информационные проекты и игры, реже (при наличии специальных умений) - исследовательские и тем более творческие (как правило, индивидуальные). Проекты по физике часто включают разные естественнонаучные знания и становятся межпредметными. Чтобы охватить большее число учеников, внутри класса создаются несколько групп с разными заданиями. С формированием у ребят навыков проектной деятельности и заинтересованности реальны межклассные, межшкольные, региональные и даже международные ученические проекты. Соответственно роль телекоммуникационных проектов  по мере расширения рамок участия возрастает.

Для каких учебных целей рекомендуется в изучении физики использовать  эти проекты? Прежде всего в целях интеллектуального и общего развития детей, формирования компетенций, т.к.  этот метод позволяет:

-  не только давать знания, но и формировать навыки поиска, критического отбора нужной информации;

- обучать работать в группе и нести свою долю ответственности за общее дело;

- воспитывать толерантность к инакомыслящим, а также нетипичным способам, приёмам учения;

- развивать коммуникативные умения общения;

- способствовать совершенствованию мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сопоставление фактов и явлений, моделирование;

- формировать умения генерировать новые для себя идеи, гипотезы, искать пути их проверки, прогнозировать исход.

Начинается проектная деятельность с простых - информационных - проектов. К примеру, в интернете предлагается следующая тематика проектов по физике для 10-го класса:

- Зарождение и развитие научного взгляда на мир.

- Силы в механике. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести.

- Силы в механике. Деформация и сила упругости.

- Силы в механике. Сила трения.

- Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса.

- Законы сохранения в механике. Закон сохранения энергии.

- Абсолютно твёрдое тело и виды его движения.

- Равновесие твёрдых тел. Виды равновесия.

- Механика деформируемых тел. Механические свойства твёрдых тел.

- Гидродинамика. Уравнение Бернулли.

- Основы молекулярно-кинетической теории.

- Газовые законы.

- Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

- Тепловые двигатели.

- Автомобиль и экология.

- Электрическое поле. Проводники в электрическом поле.

- Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

- Электроёмкость. Конденсаторы. Применение конденсаторов.

Как видно из перечня, это всё,  в терминологии У.Х.Килпатрика, проекты-упражнения, расширяющие  и обобщающие знания учащихся по определённому вопросу. Первоначально такие проекты преобладают,  учащиеся на их основе формируют свои умения в проектной деятельности, осваивают поиск информации и электронные ресурсы. Особую помощь  здесь оказывают электронные энциклопедии. Обратим внимание учителя физики на  интернет-энциклопедии «Кругосвет», «Википедия» (http://www.vikipedia.org.), «Рубрикон» (http://www.rubricon.ru), каталог образовательных ресурсов сети http://katalog.iot.ru/ (см. также  энциклопедии, названные в лекции 3).

Предложенные выше темы проектов отражают всю программу 10-го класса, но как скучно, неинтересно сформулированы! Учителя, прошедшие обучение проектной деятельности в системе Intel, знают: тема должна быть сформулирована ярко, нестандартно, привлекательно для ребят. Это одна из главных интриг современного ученического проекта! Тему отражает основополагающий вопрос, а задания формулируются проблемно. Та же тематика выглядит тогда по-другому (на примере работ учителей физики Оренбуржья):

- Моделирование и формализация, или Физическая лаборатория на уроках информатики (падение тел в поле тяготения).

- Время - очевидное и невероятное.

- Задача Кеплера - её прошлое и будущее.

- Как сохранить равновесие?

- «Дайте мне точку опоры…»

- Просто ли передвигаться в условиях невесомости - из опыта космонавтов.

- Физика движения метателя диска.

- Сколько видов сил в природе?

- Как движутся воздушные суда?

- Вещество - хаос или порядок?

- Электричество в живых организмах.

- Автомобиль -  благо или экологическая беда?

- Конденсаторы всюду! И др.

Дидактические задачи, которые ставит учитель в работе над проектом, этапы его подготовки и проведения, формы защиты результатов учащимися очень подробно описаны в пособиях [4], которое можно найти в любом регионе страны, и [3], так что на этих вопросах останавливаться не будем. Применительно к обучению физике отметим следующее. Полноценная работа над проектом не может быть организована в рамках одного урока физики и всем классным коллективом совместно. Задача учителя - соединить классно ­ урочную и проектную формы организации в режиме функционирования школы. Часто  проектная деятельность продолжается во  внеклассной работе по предмету. 

В ученическом проекте кардинально меняется роль учителя. Он должен стать организатором, руководителем проекта, его консультантом и наблюдателем, рекомендуя источники, провоцируя эвристическими вопросами самостоятельную оценку действий учащимися, моделируя познавательные ситуации, изменяя образовательную среду.

Необходимейшим условием выполнения проектов является предоставление доступного учащимся избыточного информационного ресурса, выход в интернет, что обеспечит самостоятельность и в выборе темы,  и выполнении проекта.

Как отмечает О.В.Булаева [3, с. 32], существенным условием становится «…организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения», т.к. работа над проектом может являться поводом для социальной практики учащихся.

Важно отметить: в ученических проектах главным становится  не столько получение новых знаний, сколько освоение способов обращения со знаниями, проектирование форм их потребления в практике. Ученик должен представлять, что можно получить на основе и при помощи освоенного знания. Тогда оно становится механизмом развития практики, средством формирования компетенций.

Для выявления деятельностных умений и компетенций учеников, формируемых в проектной деятельности, учителю можно использовать анкету, предложенную О.В.Булаевой [3, с. 58]. Она выясняет, умел ли ученик до работы в проекте и научился ли после планировать свою деятельность, анализировать, высказывать своё мнение, убеждать в споре,  воспринимать советы, работать с источниками информации, свободно общаться с учителем, независимо чувствовать себя в незнакомой компании. Перечень вопросов можно выбрать и другим. Такой опрос учащихся позволяет оценить педагогу эффективность метода.

Можно обоснованно утверждать, что проектная деятельность в физике не только затрагивает интересы ребёнка, развивает его творческие способности, но и позволяет ему сделать выбор деятельности, изучить интересующее его в большем объёме, научиться планировать свою учёбу. Всё это способствует социальной адаптации ребёнка к жизни в постоянно изменяющемся обществе, ориентирует на будущую профессию.

Методические руководства по проектной деятельности учащихся (cм., например [3, 4])  сходятся на перечне основных шагов, необходимых для введения проектного метода в образовательный процесс в любом школьном предмете. Физика не составляет здесь исключения. Учитель физики должен организационно и методически обеспечить:

- включение  ученических проектов  в календарно-тематическое планирование по классам;

- оптимальный отбор учебных тем для проектов,  выделение часов на проектную деятельность, компьютерного времени в кабинете информатики;

- предварительное «погружение» ребят в проблематику, технологию проектной деятельности, формирование проектных групп учащихся, выбор тем проектов;

- разработку режимов работы проектных групп на заданный период, формы контроля текущих результатов;

- выполнение проекта, определение форм взаимодействия учителя и учащихся в ходе его исполнения;

- оформление результатов, подготовку отчётов групп, а также инициировать самооценку  ученических результатов;

  - защиту проектов, презентацию отчётов групп о проделанной работе;

- коллективный анализ результатов проектной деятельности: уметь проанализировать достижения и недостатки, сформулировать  выводы  и задачи на будущее.

Особую роль для  укоренения метода проектов в преподавании физики, на наш взгляд,  играет защита проекта, особенно обеспеченная ярким физическим экспериментом. Она становится общественным меро­приятием, в рамках которого идёт обмен опытом, присутствует здоровая критика, возникают новые мысли и идеи, создаётся интерес к предмету. Вне сомнения,  метод проектов должен быть в педагогическом арсенале учителя физики.

 

Проведённый анализ даёт общее представление о характере и возможностях современных компьютерных обучающих средств в преподавании  школьной физики. Их количество и разнообразие постоянно растёт. Но совсем необязательно стремиться приобрести всё. В целях адаптации учащихся (да, и учителей) к новым средствам обучения их включение в учебный процесс должно быть постепенным и не просто систематическим, но  системным.  Место  и роль компьютерных материалов в ходе обучения определяется прежде всего из дидактических целей и задач педагогического процесса (от потребностей урока - к компьютеру, а не наоборот!). А исключительные технические и психолого-дидактические возможности компьютера как средства обучения важно педагогу почувствовать и организовать во благо учеников. Чувство меры и педагогического такта в применении компьютерных технологий  особенно необходимы.

В заключение отметим основные трудности сегодняшнего этапа компьютеризации школ:

 - разный уровень оснащения школ компьютерами, недостаточность средств для их приобретения;

- пока ещё разрозненность ППС и их конкуренция друг с другом (а они должны составлять  целое);

- неразвитость системы дистанционного обучения для  детей с ограниченными физическими возможностями и в удалённых сельских районах.

Конечно, количество вновь создаваемых пособий стремительно нарастает, просто невозможно успеть сказать о каждом, но общая тенденция развития в пер-спективе представлена.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Можно ли считать компьютерные средства обучения универсальными?

2. Какие электронные средства самообразования вы знаете?

3. Обоснуйте преимущества пособия, включающего систему управления учебным процессом. 

4. Какие развивающие  электронные продукты по физике вам известны?

5. Перечислите перспективы использования в изучении школьной физики интернет-ресурсов.

6. Как вы относитесь к методу проектов? В чём видите его плюсы и минусы?

7. Сформулируйте краткое педагогическое резюме по использованию компьютера  в преподавании физики. В чём основные трудности на современном этапе? 

 

Рекомендуемая литература

1. Никитенко С.Г. Открытые ресурсы сети интернет  для учителя. - Школьные технологии, 2003, № 2, с. 142-152.

2. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях. - Школьные технологии, 2000, № 5, с. 243-248; 2000, № 6, с. 159-167.

3. Булаева О.В., Румбешта Е.А. Метод проектов и организация проектной деятельности учащихся по физике: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2005.

4. Intel. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): Учебное пособие.  Модули 7-9. - М., 2004.

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Оценка работы производится по системе «зачёт/незачёт». Для получения зачёта необходимо выполнить задание итоговой работы, сформулированное ниже.

Создайте учебный проект в программе Publisher (можно совместно с учащимися), методические разработки 1-2 уроков физики с компьютерной поддержкой, на их основе проведите урок(и) в школе и представьте краткий  самоанализ эффективности и результатов. Для получения удостоверения об окончании обучения необходимо до 28 февраля 2009 г. прислать в Педагогический университет «Первое сентября» все зачётные материалы и справку о проведении урока, заверенную директором вашего учебного заведения.