Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №14/2008

Материал к уроку

Почему же, почему?..

Почему же, почему?..

Почему же, почему?..

? Почему строить песчаные замки можно только из влажного песка?

Ответ. Зёрна песка при увлажнении «склеиваются» водяными мостиками с раструбами на обоих концах. Чтобы форма песчаного «изделия» сохранялась, должно быть определённое количество таких мостиков, однако если их слишком много, они сливаются, нарушается форма концов, и смесь начинает «течь». Учёные применяют самые совершенные методы исследований, позволяющие получать трёхмерные рентгеновские изображения структуры смесей сыпучих веществ с различными жидкостями, чтобы найти критерии превращения стойких к изменению формы смесей в зыбучие. Это очень важно при прогнозировании оползней, селей и т.п.

NewScientist.com.16Feb2008

? Как ориентируются в пути перелётные птицы?

Ответ. Есть мнение, что птицы буквально «видят» магнитное поле благодаря фоточувствительным протеинам в сетчатке глаза. Когда в такой протеин попадает фотон, он порождает пару противоположно заряженных ионов, которые на мгновение разлетаются перед тем как рекомбинировать. Каждый ион содержит электроны, обладающие собственным моментом вращения – спином. Исходно спины направлены в противоположные стороны, но в магнитном поле они стремятся ориентироваться одинаково. Когда ионы с переориентированными спинами электронов рекомбинируют, запускается специфическая бихимическая реакция, которая и «информирует» о направлении внешнего магнитного поля.

Есть и другая, но тоже квантовая, точка зрения: эффект воздействия магнитного поля усиливается благодаря так называемому «квантовому эффекту Зено» – если совершать несколько измерений в одной квантовой системе, то она не может изменить своего состояния, если «знает», что её наблюдают. Другими словами, коллектив квантовых объектов может почувствовать такое поле, которое каждый объект в отдельности чувствовать не может. Обе точки зрения довольно спорны и пока не подтверждены прямыми измерениями.

NewScientist.com.03May2008

? Мой отец, чтобы меня в детстве не укачивало в машине, всегда подвешивал к ней сзади цепь, которая волочилась по дороге. Я думал, что это просто «средство плацебо» (безвредное неактивное вещество, предлагаемое под видом лекарства), но позднее выяснилось, что то же самое делают родители моей жены, чтобы не укачивало собаку. Имеет ли это смысл и в чём он?

Ответ. Подвешивание цепи для предотвращения укачивания – типичный случай превратного толкования причинно-следственных связей. При езде в машине, как и при других видах движения, укачивает вследствие несоответствия восприятия движущейся перед глазами картины и ощущениями, создаваемыми вестибулярным аппаратом внутреннего уха. Ощущение тошноты усиливается из-за клаустрофобии (боязни замкнутого пространства), неприятных запахов, переполненного желудка, плохой вентиляции и т.д. Многие верят, что не последнюю роль играет и статическое электричество, возникающее вследствии трения шин о дорожное покрытие. Машина – это, по сути, металлическая коробка, изолированная от дороги резиновыми изолирующими шинами, т.е. клетка Фарадея. Поэтому в машине с закрытыми дверцами можно надёжно укрыться от молний при грозе. Это обстоятельство и приводит многих к ошибочному выводу, что с помощью волочащейся за машиной цепи можно устранить тошноту. Такие цепи долгое время использовались на бензовозах. Любой остаточный заряд на корпусе машины может вызвать искру, когда шланг для подачи топлива подсоединяют к цистерне с бензином на заправочной станции, поэтому требовалось снимать статический заряд, заземляя корпус через цепь. По этой же причине на бензозаправочных станциях сейчас запрещается пользоваться мобильными телефонами – теоретически они также могут вызвать искрение. Массивные металлические цепи значительно эффективнее тоненьких «хвостиков» из алюминизированной резины, которые были модными в 1960–1980 гг. Однако с увеличением скоростей транспортных средств все они утрачивают своё назначение, ведь при движении с большой скоростью цепи и пр. уже не волочатся по трассе, а буквально летят над ней.

NewScientist.com.03May2008

Пер. с англ. Н.Д.КОЗЛОВОЙ