Спецвыпуск
Д. А. Ивашкина
Применение опорных схем для анализа условия задачи и путей решения
··· Решение задач: примеры, методы, приёмы ···
Д.А.ИВАШКИНА,
лицей г. Троицка, Московская обл.
Применение опорных схем для анализа условия задачи и путей решения
Общеизвестно, что удачно нарисованная схема играет большую роль при решении многих задач по математике, в частности, задач на смекалку. Она не только помогает прояснить условие, но и фактически определяет путь решения. Аналогичная ситуация довольно часто встречается и при решении задач по физике. Однако ученики не всегда догадываются, что такую «схему для себя» можно придумать. Особенно это касается слабых учащихся, для которых удержать в уме сразу несколько логических шагов практически невозможно. Некоторые из придуманных схем анализа условия мне кажутся довольно удачными, и я использую их в каждом новом классе. Хочу поделиться этими маленькими методическими находками с коллегами.
Задачи на теплообмен (8, 10-й классы)
• В сосуд, содержащий 4,6 кг воды при температуре 20 °С, бросают кусок стали массой 10 кг, нагретый до 500 °С. Вода нагревается до 100 °С, и часть её превращается в пар. Найдите массу образовавшегося пара.
В любом процессе теплообмена участвуют несколько тел. Поэтому, прочитав условие в первый раз, я прошу учащихся выделить все тела, о которых идёт речь в задаче, и вписать их в таблицу:
Тело |
Начальное состояние |
Конечное состояние |
Количество |
Количество теплоты |
В данном случае есть две различные части воды: одна, нагревшаяся до 100 °С, и другая, превратившаяся в пар. Поэтому при обсуждении можно сразу внести в таблицу обозначения соответствующих масс и температур.
Тело | Начальное состояние | Конечное состояние | Кол-во процес | Кол-во теплоты |
Вода-1 mп |
Жидкость tв |
Пар tп |
||
Вода-2 mв – mп |
Жидкость tв |
Жидкость tп |
||
Сталь mст |
Твёрд. тело tст |
Твёрд. тело tп |
Одновременно с обсуждением (или анализом при самостоятельном решении) решается вопрос об обозначениях, а также ещё раз проговаривается условие завершения теплообмена: температуры всех тел в конечном состоянии одинаковы.
Следующий шаг – решить, сколько процессов, описываемых отдельными формулами, содержится в том или ином переходе. Для этого стоит воспользоваться «обобщённым» графиком фазовых переходов, который я даю ребятам в виде графика-«опорного конспекта». Я предлагаю мысленно расположить точки начального и конечного состояний для каждого из тел на этом графике и ответить на вопрос, сколько отрезков прямых лежит между этими двумя точками (это и есть количество процессов). Такой способ даже слабыми учениками усваивается очень быстро.
После установления количества процессов остаётся решить уже совсем простой вопрос: получает данное тело тепло или отдаёт? В окончательном виде таблица приобретает вид:
Тело |
Начальное состояние |
Конечное состояние |
Кол-во процес. |
Кол-во теплоты |
Вода-1 |
Жидкость |
Пар |
2 |
Получает (+) |
Вода-2 |
Жидкость |
Жидкость |
1 |
Получает (+) |
Сталь |
Твёрд. тело |
Твёрд. тело |
1 |
Отдаёт (–) |
Итак, в уравнение теплового баланса войдут четыре процесса, три из них будут с одной стороны равенства, один – с другой. Остаётся вспомнить и записать формулы, учитывая введённые обозначения:
свmп(tп – tв) + Lвmп + св(mв– mп)(tп – tв) = сст mст (tст – tп).
При небольшом навыке многие из учащихся догадываются, что можно записывать формулу для нагревания всей воды сразу, а сильные ученики практически сразу отказываются от «опорной» таблицы, проводя логические рассуждения в уме. Более слабые учащиеся даже при достаточном навыке решения задач «набрасывают» такую таблицу на полях, чтобы не запутаться, составляя уравнение теплового баланса.
Задачи на электрические цепи (8-й класс)
Даже при расчёте схем, содержащих всего два резистора, некоторые ученики испытывают сложности, поскольку для каждой физической величины можно выписать закон данного соединения, а для каждого участка цепи справедлив закон Ома. В результате законов оказывается много, из них надо выбрать нужные, да при этом в процессе решения отслеживать уже известные значения величин. Разберём пример.
• Два резистора сопротивлениями 5 Ом и 10 Ом соединены параллельно. Через первый резистор течёт ток 2 А. Найдите ток, текущий через второй резистор, а также напряжение на каждом из резисторов.
Сведём все известные величины в таблицу (вообще говоря, можно заполнить все пустые клетки, найдя ещё и общий ток и общее сопротивление).
Следующий шаг – «внесение» в таблицу законов параллельного соединения.
Итак, мы проанализировали все заданные величины, а также нашли, значения каких величин мы должны и можем найти. Дальнейшие действия напоминают игру в крестики-нолики: если в каком-то столбце или какой-то строчке неизвестен только один параметр, его можно найти, используя в строчке – законы соединений, а в столбце – закон Ома. Запутаться, имея такую таблицу, невозможно. Надо только каждую найденную величину вносить в таблицу. Следующие шаги будут выглядеть так.
1. U1 = I1R1 = 10 В:
2. I2 = U2/ R2 = 1 А:
Далее можно найти все остальные неизвестные. С помощью такой таблицы ученик контролирует весь процесс решения. Конечно, она нужна (если не считать слабых учеников) лишь на первых порах решения задач.