Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2008

Спецвыпуск

М. А. Снегирёва

Хочу! Знаю! Умею!

Хочу! Знаю! Умею!

··· Приёмы и находки ···

М.А.СНЕГИРЁВА,
СОШ № 58, г. Иваново

Хочу! Знаю! Умею!

План-конспект интегрированного урока ФИЗИКА+БИОЛОГИЯ+ОБЖ
7-й класс

Орешек знаний твёрд,
Но мы не любим отступать.
Нам расколоть его поможет
Урок «Хочу всё знать!»

Оборудование: таблицы «Строение кровеносной системы человека», «Строение сердца»; приборы для проведения физических опытов (сообщающиеся сосуды; модель фонтана; жидкости разной плотности; резиновые и стеклянные трубки разного диаметра; медицинские бинт, жгут.

Цель урока: выявить физические и биологические законы и закономерности, определяющие движение крови по сосудам; доказать несостоятельность предлагаемых для решения парадоксов между физическими и биологическими явлениями; обосновать общепринятые правила оказания первой помощи при кровотечениях с точки зрения физики и биологии; создать условия для развития у учащихся представления о кровеносных сосудах как о целостной системе, подчиняющейся физическим и биологическим законам; стимулировать возникновение потребностей в освоении правил оказания первой помощи (ПОПП) при кровотечениях; диагностировать затруднения учащихся.

Ход урока

Этап

Содержание образования

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Целеполагание

Законы физики, обуславливающие движение крови по сосудам. Закономерности строения кровеносной системы, определяющие движение крови в кровеносной системе. ПОПП при кровотечениях

Проблемная ситуация: учитель вводит в класс забинтованного мальчика, доказывая, что ПП ему оказана неверно. Диалог учителей по ПОПП.

Слушают диалог учителей и формулируют возникшие парадоксы с точки зрения физики и биологии (см. с. 21)

По ходу диалога для обоснования своей точки зрения учитель показывает физические опыты, обращает внимание учащихся на таблицы

2. Осуществление цели

Поиск решения парадоксов через анализ ПОПП на основе физических и биологических теорий

Стимулирует решение парадоксов учащимися через повторение отдельных элементов диалога, описания ситуации из обыденной жизни, формулирование вопросов, не содержащих оценки деятельности учащихся

На основе личного опыта, проводимых опытов, таблиц «Строение кровеносной системы» формулируют доказательства несостоятельности парадоксов. Представляют ответ другим группам

Работа проводится в пяти группах; каждая группа решает и доказывает несостоятельность одного парадокса

3. Утверждение цели

Формулирование ПОПП при кровотечениях из аорты, вены, капилляров. Самооценка работы в группе по предложенным критериям. Самоанализ результатов урока

Вместе с учащимися слушают ответы групп, задают вопросы

Выслушивают ответы. Задают вопросы. Формулируют ПОПП при кровотечениях. Оценивают других учащихся в группах. Анализируют свои достижения на уроке

Критерии оценки работы в группах:

– участие в формулировке проблемы;
– участие в решении парадокса;
– участие в объяснении ПОПП;
– написание инструкции

В заключительной части урока учащимся предлагается закончить предложение:

Сегодня после урока я хочу ________________

могу ________________

знаю ________________

умею _______________