Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2008

Спецвыпуск

Е. Н. Горбенко

КВН: команда учителей против команды учеников

КВН: команда учителей против команды учеников

··· Приёмы и находки ···

Е.Н.ГОРБЕНКО,
ст. Милютинская, Ростовская обл.

educ@milutka.donpac.ru

КВН: команда учителей против команды учеников

Почти 20 лет назад, когда я училась в 10-м классе, в нашей школе состоялась грандиозная игра КВН, в которой приняли участие и учителя, и ученики. Это событие оставило самые приятные воспоминания. И вот, уже будучи учителем, я решила «повернуть время вспять» и вновь собрать две команды – учителей и учеников. Дети с огромным удовольствием принялись за домашние заготовки. А вот учителей пришлось уговаривать, да это и понятно: при постоянной загруженности до КВНа ли?! И всё же игра состоялась! И она оказалась незабываемой! Огромную помощь в подготовке команды учителей оказал математик Юрий Васильевич Кильченко, заслуженный учитель РФ.

Сценарий

Первый ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья!

Второй ведущий. Здравствуйте! Разрешите начать очередное заседание нашего школьного Клуба весёлых и находчивых.

Первый ведущий. Мы вас приветствуем на замечательной игре!

Вглядитесь пристально вокруг
И вам понятно станет вдруг,
Что физика – царица-мать,
Её для жизни надо знать!

Второй ведущий.

Физика, физика – это наука!
Но вижу в глазах у детей только муку.
Формулы скачут, мелькают подряд,
Ох, как им трудно их выстроить в ряд!

Первый ведущий.

Но без физики не объяснить
Ни кран подъёмный, ни как гвоздь забить,
Ни почему самолёты летают,
Ни почему корабли уплывают...

Второй ведущий.

Почему лампочки светят в квартире,
Почему передачи мы смотрим в эфире,
Как в космос летаем, машины водим,
Да почему по Земле просто ходим?

Первый ведущий.

А чтобы больше и лучше всё знать,
Надо бы всё хорошенько понять.

Второй ведущий. И помогут в этом всем конкурсы КВН. Сегодня играют две команды: сборная команда учителей Милютинской средней школы под названием «Лирики» и команда учащихся 11-го класса – «Физики».

Первый ведущий. Судит нашу игру очень компетентное и почтенное жюри. Это учитель математики Ткачёва Любовь Васильевна, завуч Борисова Елена Алексеевна и учащиеся 11-го класса, которые знают физику на «4» и «5», Траченко Светлана и Дубинина Юлия.

Второй ведущий. Прошу команды на сцену. (Звучит музыка В. Шаинского «Мы начинаем КВН».) Итак, начинаем первый тур нашей встречи – «Приветствие».

Первый ведущий. Прошу капитанов подойти к столу жюри и разыграть очерёдность выступления.

Второй ведущий. Слово для приветствия предоставляется команде 11-го класса.

1. Приветствие

Команда учеников

Вера. Итак, что такое КВН? КВН – среда, под воздействием которой вся людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков.

Надя. Игроки выигравшей команды заряжены положительно, проигравшей – отрицательно. Жюри – электронейтрально.

Игорь. Наш первый закон – закон сохранения успеха! Полный запас успеха обеих команд постоянен и может только переходить от одной команды к другой, и наоборот.

Маша. Коэффициент удельного сопротивления – это отношение учителей к подготовке КВН. Он обратно пропорционален оценкам, которые мы получили в период подготовки.

Артём. Существует три закона КВНодинамики. Первый закон: физика + юмор = const. Чем больше физики, тем меньше юмора, и наоборот. Второй закон: в замкнутой системе зала, когда игрок тянет время, зрителей тянет к выходу.

Надя. Третий закон: силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине.

Вера. Обобщив великое наследие прошлого, мы вносим свой вклад в сокровищницу КВНовской мысли.

Команда учителей

(Под «Песенку мушкетёров».)

Пора, пора забросить нам учебник и тетрадь,
На сцене перед вами мы будем выступать.
Давно-давно не пели мы про Ньютона законы,
И физику мы будем прославлять!

(Под «Белые розы».)

Немного законов знаем мы
(И в физике тоже).
Вхожу в эту дверь с опаской я –
Вдруг сразу к доске?
Кто выдумал вас, законов, тьму
(Мороз аж по коже)?
И выучить их мы можем все
Лишь только во сне.
Лили мы слёзы, лили мы слёзы,
Беззащитны все мы.
Что с нами сделали эти угрозы?
Взялись мы за умы.
Физику учим, физику учим
Не на несколько дней,
И начинаем мы понимать,
Что с нею нам жить веселее.

(Под «Мельницу».)

Снова в этом зале встреча,
Снова в зале КВН,
В этот необычный вечер,
Мы побед желаем всем.
Да-да-да! Наши соперники!
Спрячьте учебники!
Подсказка вам здесь не нужна!
Да-да-да! Будьте находчивы,
Очень настойчивы –
Победа ведь только одна.

(Под «Музыка нас связала…».)

Позабыв предметы все,
Знать их вовсе ни к чему,
Мы лишь физику зубрили,
Но не знаем, почему.
В физкабинет от друзей убегаю,
Что меня тянет сюда, я не знаю.
Без физики мне оставаться надолго нельзя.
Физика нас связала,
Тайною нашей стала,
Всем уговорам твержу я в ответ:
Нас не разлучат, нет.

Первый ведущий. Прошу жюри подвести итоги первого конкурса. (...) Разрешите начать второй конкурс – командам по очереди нужно отгадать загадки.

2. Разминка

1. К дальним сёлам, городам кто идёт по проводам? Светлое Величество – это… (Электричество.)

2. В лес со мною заберёшься – с пути не собьёшься. (Компас.)

3. На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка, эта стрелка наперёд нам погоду узнаёт. (Барометр.)

4. Два соседних колеса собирают голоса. Друг от друга тянут сами поясочки с голосами. (Магнитофон.)

5. Если ясной ночью выйдешь – над собою ты увидишь ту дорогу, днём она не видна. (Млечный Путь.)

6. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд.)

7. Две сестрички качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Весы.)

8. В воде купался, а сух остался. (Гусь.)

Второй ведущий. Прошу жюри подвести итоги второго конкурса. А мы начинаем третий конкурс.

3. Портрет

Первый ведущий. Перед вами задача: изобразить пантомимой портрет какого-либо известного учёного-физика. (Команды пародируют Эйнштейна и Ньютона.)

4. Ключевое слово

Второй ведущий. Прошу жюри подвести итоги. (...) А у нас впереди – четвёртый конкурс. Заполните таблицу, ответив на вопросы, и получите ключевое слово. Цифра над клеткой – номер вопроса, цифра под клеткой – номер буквы в ответе.

Задание 1-й команде

1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 
5 5 1 1 9 3 9 4 3

1. Наука о природе. 2. Устройство, с помощью которого измеряют физическую величину. 3. Всё, что существует во Вселенной. 4. Длина траектории. 5. Физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму. 6. Единица силы. 7. Прибор для измерения силы. 8. Мельчайшая частица вещества. 9. Прибор для измерения атмосферного давления.

(Ответ: КОМПЬЮТЕР.)

Задание 2-й команде

1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 
4 1 2 4 2 7 5 4 2

1. Произведение массы тела на скорость. 2. Единица работы. 3. Единица массы. 4. Теплообмен, при котором энергия переносится потоками вещества. 5. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое. 6. Прибор для измерения влажности воздуха. 7. Твёрдое тело, способное совершать колебания. 8. Время одного колебания. 9. Сила, с которой тело действует на свою опору.

(Ответ: УДИВЛЕНИЕ.)

Первый ведущий. А пока команды выполняют задание, ученики 7-го и 8-го классов продемонстрируют болельщикам физические приборы, выполненные своими руками (...) Просим команды назвать ключевые слова (...) Ждём от жюри результатов конкурса.

5. Назови прибор

Первый ведущий. Уважаемые игроки! За одну минуту придумайте, как показать физический прибор, чтобы мы все догадались, о чём идёт речь.

Второй ведущий. Ждём от жюри результатов конкурса.

6. Конкурс капитанов

Первый ведущий. Задания простые – разгадайте ребусы и назовите два слова, зашифрованные в каждом. (Ребусы не были представлены. – Ред.)

Второй ведущий. Рекламную паузу заполняют восьмиклассники.

Ученик 8-го класса. Я теперь всегда улыбаюсь. Встаю утром и улыбаюсь, пью утренний сок и улыбаюсь, потом иду гулять и снова улыбаюсь. Угадайте, почему? Да потому, что я сам, без посторонней помощи, сделал домашнюю работу по физике! Выполняйте домашнюю работу по физике – и у вас всегда будет хорошее настроение!

Первый ведущий. Прошу жюри подвести итоги конкурса капитанов.

7. Домашнее задание

Второй ведущий. Разрешите перейти к самому интересному и захватывающему этапу нашего состязания. Предоставляем сцену команде учителей.

Команда учителей (на мотив песни «Под крышей дома твоего»).

Учёных много каждый знает,
Но лучше помнят одного,
Про то, как ванну посещает,
Под крышей дома своего.

О том, как «Эврика!» воскликнул,
Открыл закон без ничего,
И вот сегодня мы покажем,
Про то, как жив закон его.

Учитель. Для тех, кто немного забыл знаменитый закон Архимеда, напоминаю: «На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила…»

Вася (вбегает). Братцы, тону! По физике – «два»!

Ведущий. Первая выталкивающая сила – учитель.

Директор. Товарищи учителя! Надо к каждому ученику найти индивидуальный подход, подобрать ключик, ведь любой хоть что-то знает, и это что-то надо найти любой ценой.

Учитель. Сегодня, Вася, мы с тобой изучим закон Архимеда. Повторяй за мной: «На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила» (и т.д.).

Вася. О, хороший закон. Как дома: «На, Вася, мопед, на, Вася, магнитофон, на, Вася, валенки». Интересно, а что здесь дадут? А где же ваше «на»? Нет, плохой закон – не буду его учить.

Ведущий. Первая выталкивающая сила не действует. Вторая выталкивающая сила – «буксир».

Учитель. В нашем классе учится Вася, которого нам надо вытащить всеми возможными и невозможными силами. Ты, Виталий, отвечаешь за физику, ты, Сергей, за литературу, а ты, Наташа, за математику. Вот тебе, Вася, сочинение на тему «Герасим и Муму». А это – закон Архимеда, по физике. Ты только аккуратно перепиши, да ничего не перепутай!

Вася. Ладно!

Учитель. Вася! Что же ты мне написал: «Когда Архимед открывал свой закон, ассистентом у него был учёный по имени Герасим и его собачка Муму. Но опыт дал отрицательный результат». Ставлю тебе общую «4» по двум предметам – «2» и «2».

Ведущий. И вторая выталкивающая сила не подействовала. Третья выталкивающая сила – министр просвещения.

Министр. Так, школьная реформа буксует... Что-то надо делать! Издам-ка я новый приказ: «В связи с резким увеличением числа второгодников, приказываю в исключительных случаях переводить в следующий класс учащихся, имеющих не более трёх двоек». Фу ты, чернильницу перевернул! Хорошо хоть только два слова залил.

Товарищи учителя! Наконец-то мы вытолкнем нашего Васю. Слушайте приказ нашего министра: «Приказываю (тут залито чернилами) переводить в следующий класс учащихся, имеющих не более трёх “2”». Вася, а Вася! А сколько у тебя двоек? (Вася считает пальцы на руках и ногах.) Ну, Вася, ты идёшь ко дну.

Ведущий. Так, что же, на Васю закон Архимеда не действует? Нет. На тело, погружённое в незнание, нехотение, неумение, действует только одна выталкивающая сила. Вот она! (Показывают плакат «БУРСА», т.е. СПТУ.)

Второй ведущий. Просим на сцену команду учащихся. (Ребята демонстрируют опыты.)

Первый ведущий. Всех участников просим выйти на сцену для подведения итогов и исполнения финальной песни.

ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Мир не прост, совсем не прост,
Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз,
Нельзя уйти нам от школьных проблем,
Законов и схем… Но есть КВН!
Как всегда, он тех соберёт,
Кто любит шутки и мыслей полёт.
У КВНа девиз простой:
«Играй до конца смелее и пой!»

Припев.

Всё, всё, что в сердце есть у тебя,
Всем, всем дари сиянье огня!
Всех, всех своей улыбкою согрей!
В КВН играет команда школьных друзей!

Двух команд сердца стучат –
Учителя против малых ребят!
Бой интеллектов – нелёгкий бой.
Смелость, удача – рядом с тобой!
А двадцать лет тому назад
Была команда таких же ребят.
Соперник – строгий учитель наш
Пел и шутил под дружеский шарж.

Припев.

Литература

Ланина И.Я. Не уроком единым. 7–11 кл. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Елена Николаевна ГорбенкоЕлена Николаевна Горбенко – учитель физики высшей квалификационной категории, победитель районного конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2006», полуфиналист областного конкурса «Учитель года Дона-2006», лауреат конкурса «Лучшие учителя России-2006», участник проекта «Российский смотр педагогического мастерства. Открытый урок-2006–2007», автор мультимедийного методического пособия на компакт-диске. Глубоко уверена в том, что современная жизнь требует от людей, особенно молодых, совершенно новых качеств личности: социальной мобильности, активной жизненной позиции, открытости, способности к творческому развитию. В связи с этим учителю следует отказаться от ориентации оценки эффективности своей работы только по количественным показателям успеваемости. Необходимо обеспечить каждому ребёнку свой темп и свой уровень освоения учебной информации, создать условия личностного роста каждому, научить его осуществлять свой социальный выбор. Педагог стимулирует учение, применяя информационные технологии, разнообразя самостоятельные работы, обращаясь к внеклассным формам обучения. В школе уже стали традиционными физические спектакли, конкурсы, КВНы. А как любят ребята домашние эксперименты! С удовольствием приносят в школу физические приборы, выполненные своими руками. Успехи педагога разделяет семья – родители и четырнадцатилетняя дочь Анастасия. Главный вдохновитель – младшая сестра Орлова Ирина Николаевна (учитель химии с десятилетним педагогическим стажем). Хобби – рукоделие, флористика и образование дочери.