Спецвыпуск
Л. Н.
Камышева;
Г. С.
Смирнова
Физика и биология на лесной тропе
Л.Н.КАМЫШЕВА (учитель
биологии), Г.С.СМИРНОВА (учитель физики),
Юдинская ООШ, Ярославская обл.
Физика и биология на лесной тропе
Урок-экскурсия. 6-й и 9-й классы
Природа – единственная книга,
каждая страница которой полна
глубокого содержания.
И.-В.Гёте
Задачи урока
Класс |
Образовательные |
Развивающие и воспитательные |
|
Физика |
Биология |
||
6 |
Заинтересовать новым предметом | Определить роль и значение физических закономерностей в живой природе | Способствовать: – развитию наблюдательности; – формированию научного мировоззрения; – формированию культуры взаимоотношений человек–природа |
9 |
Выявить проявление физических законов в живой природе | Повторить ранее изученный материал | |
6, 9 |
1. Закрепить навыки и умения производить измерения, обрабатывать полученные результаты, на их основе делать выводы. 2. Подготовить отчёт об экскурсии в виде проекта (компьютерный вариант) |
Время проведения: первая половина мая.
Место проведения: речка Крапивна.
Оборудование: лопата, секундомер, рулетка, бумага, карандаш, фотоаппарат.
Ход занятия
1. Формирование двух разновозрастных групп (одна группа работает с учителем биологии, вторая – с учителем физики).
2. Распределение заданий по группам.
3. Экскурсия.
4. Подведение итогов.
5. ДЗ. Подготовить проект презентации «Физико-биологический кабинет под открытым небом».
Задания для первой группы |
Задания для второй группы |
1. Рассказ о звуке, его свойствах, скорости распространения в различных средах |
1. Рассказ о причинах возникновения эха, об однократном и многократном эхе, об опасности возникновения лавин в горах |
2. Определить расстояние от заданной точки до опушки леса с помощью рулетки и секундомера, зная скорость распространения звука в воздухе |
|
3. Определить тип корневой системы хвойных пород деревьев (сосны и ели) |
3. Определить особенности строения кроны ели и сосны |
4. Зарисовать корневую систему сосны и сфотографировать корневую систему ели (еловые выворотни) |
4. Сфотографировать кроны ели и сосны |
5. Выяснить зависимость устойчивости сосны и ели от особенностей их корневой системы, вывод записать |
5. Выяснить зависимость устойчивости ели и сосны от расположения центра тяжести, вывод записать |
6. Какими терминами можно определить звуки, издаваемые лесом? (Ответ: шум, шелест.) |
|
7. Рассмотреть особенности строения листовых пластинок у берёзы и осины, зарисовать их |
7. Рассмотреть особенности строения и расположения хвои на ветках ели и сосны, зарисовать их |
8. Пронаблюдать, как ведут себя листочки под действием ветра, какие звуки они издают |
8. Пронаблюдать, как ведут себя хвоя и ветви ели и сосны под действием ветра, какие звуки они издают |
9. Выяснить, какая сила лежит в основе этих звуков, как действие этой силы отражается на скорости и силе ветра в лесу и на открытом месте, в чём заключается положительное значение этого явления для лесного сообщества |
|
10. Пронаблюдать за движением воды в речке (вода журчит, двигаясь по каменистому дну) |
|
11. Объяснить биологическое значение насыщения воды кислородом для обитателей речки |
11. Объяснить с точки зрения физики журчание воды в речке |
12. Обнаружить и записать виды живых организмов, живущих в речке |
12. Сфотографировать каменистый участок речки |