Спецвыпуск
Г. И. Китайгородская
Индивидуализированная самостоятельная работа учащихся на основе диагностики их познавательной самостоятельности
··· Спецвыпуск Республики Коми ···
Проф. Г.И.КИТАЙГОРОДСКАЯ,
КРИРОиПК, г. Сыктывкар, Республика Коми
Индивидуализированная самостоятельная работа учащихся на основе диагностики их познавательной самостоятельности
Под познавательной самостоятельностью мы понимаем готовность (способность и стремление) учащегося своими силами овладевать новыми знаниями, что определяется:
1) наличием соответствующих мотивов;
2) владением опорными знаниями и методами установления новых знаний;
3) владением необходимыми формами и методами познавательной деятельности.
Другими словами, познавательная самостоятельность как качество личности определяется органическим триединством компонент: побудительной (мотивы познавательной интеллектуальной деятельности), содержательной (опорные знания) и технической (формы и методы). Чем бльшим опытом располагает ученик, тем значительнее и продуктивнее его воображение, чем более разнообразны его действия, тем свободнее и результативнее самостоятельный поиск, содержательнее учебные мотивы и интересы.
Чтобы управлять процессом развития познавательной самостоятельности учащихся, необходимо уметь диагностировать это качество личности.
1. Изучение побудительной стороны познавательной самостоятельности учащегося
Цель исследования: определить наиболее значимые для учащегося потребности, которые он стремится удовлетворить в процессе своей учебной деятельности.
Метод исследования: анкетирование. Анкета состоит из трёх частей. Первая часть позволяет определить доминирующие потребности, которые стремится удовлетворить учащийся в процессе обучения. Эта часть построена по типу анкеты-шкалы, и при ответе на вопросы нужно не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а оценить в баллах* со своей точки зрения каждый предложенный ответ. Вторая часть анкеты позволяет определить мотивы познавательной самостоятельной деятельности и отношение школьника к этому виду учебной деятельности. Третья часть состоит из вопросов, на которые учащийся даёт свободный ответ, – это определение для него лично места физики в учебном процессе и его интереса к данному предмету.Анализ анкеты позволяет организовать самостоятельную работу каждого учащегося (путём включения его в определённые виды учебной деятельности) так, чтобы она была направлена на удовлетворение наиболее значимых для ученика потребностей.
В целях экономии учебного времени мы рекомендуем проводить анкетирование во внеурочное время, например, на классном часе.
АНКЕТА
I. Почему вы учитесь? Оцените, пожалуйста, приведённые ниже ответы в соответствии с важностью для вас лично:
1. Мне интересно учиться.
2. Я хочу больше знать.
3. Я хочу получить аттестат о среднем образовании, а уровень знаний меня мало интересует.
4. В процессе обучения я чувствую себя успешным, и мне это нравится.
5. Я хочу в будущем стать хорошим специалистом.
6. Я хочу быть одним из лучших в учёбе среди своих товарищей.
7. Обучение – это ещё одна возможность общения.
8. Мне интересно знакомиться с новыми способами получения знаний, методами научного познания.
Есть ли ещё какие-либо причины, по которым вы учитесь? Укажите их.
II. Продолжите, пожалуйста, следующие утверждения, указав не менее трёх обоснований:
1. Мне нравится самостоятельно заниматься, потому что...
2. Мне не нравится самостоятельно заниматься, потому что...
III. Ответьте на следующие вопросы:
1. Изучение каких дисциплин наиболее важно для вас в плане будущей профессии?
2. Вы считаете необходимым иметь хорошие знания по физике потому, что это важно:
– для изучения других учебных предметов;
– для будущей профессии;
– для чего-то ещё (укажите для чего).
Вы не считаете важным для себя изучение физики.
3. Интересно ли вам изучать физику?
4. Каким видом учебной деятельности вам нравится заниматься больше всего при изучении физики:
– изучать теоретический материал;
– решать задачи;
– выполнять лабораторные работы;
– делать устные сообщения на занятиях;
– писать рефераты;
– может быть, ещё что-то (напишите, что именно).
2. Определение уровня содержательной стороны познавательной самостоятельности учащегося
Цель исследования: определить исходный уровень содержательной стороны познавательной самостоятельности (наличие опорных знаний, которые являются необходимым элементом процесса познания).
Метод исследования: предметное тестирование.
Предлагаемый тест определяет количество остаточных знаний учащегося по определённым темам. Время тестирования – 2 45 мин (примерно 2 мин на вопрос). В результате каждому учащемуся присваивается индивидуальный уровень содержательной стороны познавательной самостоятельности. По желанию (и с согласия учителя) тест можно пересдать.
Задания
1. Что такое молекула?
2. Сформулируйте три основных положения о строении вещества. Заполните таблицу. Укажите, какие из перечисленных свойств каким состояниям вещества принадлежат (поставьте знак «+»).
Свойства вещества |
Твёрдое тело |
Жидкость |
Газ |
Сохранять постоянство формы | |||
Сохранять объём | |||
Принимать форму сосуда | |||
Занимать весь предоставленный объём |
7. В чём различие в расположении молекул (атомов) в твёрдом теле, жидкости и газе?
8. Чем отличается движение молекул (атомов) в твёрдом теле от их движения в жидкости и газе?
9. Что такое диффузия?
10. В каких веществах происходит диффузия?
11. Как ускорить процесс диффузии?
12. Какие опыты и наблюдения доказывают взаимное притяжение между атомами и молекулами?
13. Какие опыты и наблюдения доказывают отталкивание между атомами и молекулами?
14. Что такое тепловое движение?
15. От чего зависит интенсивность теплового движения?
16. Продолжите фразу: «Внутренняя энергия – это…»
17. Как изменить внутреннюю энергию тела?
18. По каким признакам можно судить об увеличении внутренней энергии тела?
19. Что называют теплопередачей?
20. Какие виды теплопередачи вы знаете?
21. Что называется количеством теплоты?
22. Назовите единицы количества теплоты.
22. Что называют удельной теплоёмкостью вещества?
23. Запишите формулу расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
24. Что называют удельной теплотой сгорания топлива?
25. Запишите формулу расчёта количества теплоты, выделившегося при сгорании топлива.
26. Сформулируйте закон сохранения и превращения энергии.
27. Какой процесс называют плавлением?
28. Какой процесс называют кристаллизацией?
29. Сравните (больше, меньше, равна) температуру плавления вещества и температуру кристаллизации того же вещества.
30. Что называют удельной теплотой плавления?
31. Запишите формулу расчёта количества теплоты, необходимого для плавления тела или его кристаллизации при температуре плавления.
32. Чем отличаются друг от друга явления испарения и парообразования?
33. Что называют удельной теплотой парообразования?
34. Запишите формулу расчёта количества теплоты, необходимого для парообразования или конденсации вещества при температуре кипения.
35. Что такое тепловой двигатель?
36. Какие тепловые двигатели вы знаете?
37. Что называют коэффициентом полезного действия теплового двигателя?
3. Изучение технической стороны познавательной самостоятельности учащихся
Цель исследования: определить исходный уровень технической стороны познавательной самостоятельности учащихся (уровень владения формами и методами познавательной деятельности).
Метод ослабляемой аналогии. Вначале учащимся сообщают основные предметные знания содержательного характера, необходимые для решения задач по теме. Затем подробно рассматривают решение задачи-образца и предлагают серию задач для самостоятельного решения, каждая из которых всё существеннее отличается от образца, требует применения новых приёмов и способов учебных действий, входящих в структуру обобщённого метода решения познавательных задач. По максимальному номеру правильно решённой задачи определяют уровень технической стороны познавательной самостоятельности учащегося.
Например, тема «Расчёт количества теплоты»:
– Знания содержательного характера. Количество теплоты. Нагревание и охлаждение тел. Удельная теплоёмкость. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Парообразование. Удельная теплота парообразования. Закон сохранения энергии. Связь массы, плотности и объёма тела.
– Задача-образец. Какое количество теплоты получит серебряная ложка массой 100 г, если её нагреть от 20 до 100 °C?
– Задача 1. Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 200 г в стакане, чтобы нагреть воду от температуры 20 °C до 40 °C? Теплоёмкость стакана не учитывать.
– Задача 2. На сколько изменится температура воды в стакане объёмом 200 см3, если сообщить ей количество теплоты 10 кДж? Теплоёмкость стакана не учитывать.
– Задача 3. На сколько изменится температура воды в стакане объёмом 200 см3, если в него добавить кусочек льда массой 10 г при t = 0 °C? Конечная температура смеси 0 °C. Теплоёмкость стакана не учитывать.
– Задача 4. На сколько изменится температура воды в стакане объёмом 200 см3, если в него добавить кусочек льда массой 10 г при t = –18 °C? Конечная температура смеси 0 °C. Теплоёмкость стакана не учитывать.
Если учитывать указанные в начале статьи свойства личности одновременно, то теоретически можно организовать шестнадцать различных групп (сочетание четырёх уровней содержательной и четырёх уровней технической сторон познавательной самостоятельности). Но, как показывает опыт, реально выделяются девять групп учащихся со сходным уровнем познавательной самостоятельности (см. таблицу). Таким образом, уровень познавательной самостоятельности учащихся описывается двумя цифрами. Первая – уровень содержательной стороны, вторая – уровень технической стороны познавательной самостоятельности. Уровень побудительной стороны данного качества личности не имеет шкалы, доминирующие потребности и мотивы учитываются педагогом при индивидуальной работе.
Выявленные группы учащихся 10-го классаУровень содержательной стороны | Уровень технической стороны | |||
1 (решена задача 1 или выполнено менее 30% операций) | 2 (решена задача 2 или выполнено 30–60% операций) | 3 (решена задача 3 или выполнено 60–90% операций) | 4 (решена задача 4 или выполнено более 90% операций) | |
1 (менее 50% правильных ответов) | 1.1 |
1.2 |
|
|
2 (50–70% правильных ответов) | 2.1 | 2.2 | 2.3 | |
3 (70–90% правильных ответов) | 3.2 | 3.3 | 3.4 | |
4 (более 90% правильных ответов) | 4.3 |
Предлагаемая методика диагностики, с нашей точки зрения, проста и не требует специальной большой подготовки учителя. Её может использовать даже сам ученик при самодиагностике. Выбор варианта для организации индивидуализированной самостоятельной работы учащегося необходимо осуществлять в соответствии с определённым уровнем его познавательной самостоятельности.
Для выделенных в ходе диагностики групп мы разработали индивидуализированные задания на примере тем «Предварительные сведения о строении вещества» и «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа» (см. рубрику «Дополнительные материалы» на сайте газеты http://fiz.1september.ru).
Основываясь на принципах развивающего обучения, при организации индивидуализированной самостоятельной работы учащихся мы предъявляем следующие требования:
– каждый учащийся должен получить задание, посильное для него в данный момент времени;
– каждый учащийся должен иметь возможность выполнить более трудное и творческое задание;
– каждому учащемуся следует предоставить возможность выполнить такие задания, которые он сам сочтёт соответствующими своей индивидуальности.
Разрабатывая задания, мы попытались составить их так, чтобы в каждом варианте они соответствовали принципам развивающего обучения на зону актуального и ближайшего развития ученика с определённым уровнем познавательной самостоятельности. В связи с этим задания содержат дозированную помощь учащемуся содержательного или операционного характера.
Предлагаемые комплексные задания могут использоваться учителем для организации не только домашней индивидуализированной самостоятельной работы учащегося, но и классной самостоятельной работы, а также для организации коллективной и групповой самостоятельной учебной деятельности в группах со сходным уровнем познавательной самостоятельности.
Галина Ивановна Китайгородская – выпускница МПГУ. В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблеме индивидуализации обучения физике. Работала в школе, ПТУ. Сейчас доцент кафедры физики Коми ГПИ, преподаёт общую физику, теорию и методы обучения физике, ведёт спецкурсы, заведует кафедрой преподавания физики и математики КРИРОиПК. Область научных интересов – подготовка учителя к профессиональной деятельности в условиях профильной школы. Замужем, имеет двоих дочерей. Старшая – студентка математико-механического факультета СПбГУ, младшая учится в школе. Любит читать, слушать музыку, увлекается цветоводством и кулинарией.
______________________________
*Чаще всего в психологических тестах применяется 5-балльная шкала оценивания своего отношения к ответу.