Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №9/2008

Образовательные ресурсы

А. П. Попова

Летняя астрономическая школа-клуб «Альтаир»

Летняя астрономическая школа-клуб «Альтаир»

А.П.ПОПОВА,
лицей № 82, г. Челябинск

Летняя астрономическая школа-клуб «Альтаир»

Летний профильный лагерь на базе лицея № 88

Вот уже несколько лет я провожу занятия в летнем профильном лагере для учащихся старших классов. Одно из направлений – астрономическое. В конце смены члены нашего астроклуба готовят выпускную работу, ставят спектакль. Собранный во время лагерных занятий материал потом используется как основа для научной работы по астрономии с последующими выступлениями на школьных форумах, таких, как «Шаг в будущее», региональной конференции.

Программа занятий астроклуба

1. Сколько лет астрономии. История развития представлений о Вселенной, о звёздном небе. Новости астрономической литературы. Видеофильм «Астрономы древности».

2. Тайны звёздного неба. Понятие о созвездиях, обозначение звёзд и небесных объектов в созвездиях. Интересные объекты созвездий. Работа с астрофотографиями.

3. Звёздные карты. Что это такое? Как узнать, что мы увидим на небе сегодня? История представлений о звёздной карте, демонстрация звёздных карт разных лет издания.

4. Звёздная карта и школьный астрономический календарь. Работа со звёздной картой, определение характеристик небесных объектов по звёздной карте и условий их наблюдения.

5. Найди ошибки. Подборка литературных отрывков о созвездиях (Шатовская Н.Е.). Игра «Найди созвездие» (сопровождается демонстрацией участков звёздного неба в соответствии с описанием). Закрепление.

6. Что привлекло ваше внимание к небесным телам и явлениям? Обсуждение тематики творческих работ, обсуждение литературных источников, составление плана работы.

7. Звёздные ориентиры. Много ли на нашем небе ярких звёзд? Можно ли их увидеть все вместе сразу? Ориентация по звёздам. Приближённое определение времени по звёздам. Пословицы и поговорки о звёздах, народные приметы, связанные со звёздами. Гиппарх и яркость звёзд. Видеофильм, модели созвездий, звёздный глобус, атлас Гевелия.

8. Телескопы и обсерватории. Тихо Браге и его обсерватории: Ураниборг и Стьеренборг (Звёздный замок). Открытия Г.Галилея. Королевская обсерватория. В.Я.Струве – первый директор Пулковской обсерватории. Крупнейшие современные телескопы. Особенности современной астрономии. Первый спутник и астрономия. Слайд-фильм «Телескопы и их характеристики».

9. Дневная звезда – Солнце. внутреннее строение, атмосфера и солнечно-земные связи. Работа с астрофотографиями со лнечных пятен. Видеофильм «Солнце», астрофотографии по результатам космических исследований Солнца.

10. Наблюдение солнечных пятен (по погодным условиям). Эхо магнитных бурь. Работа с карточками: определение периода активности Солнца. Просмотр и обсуждение видеофильма «Солнечно-земные связи» и слайд-фильма «Активность Солнца». Работы А.Л.Чижевского.

11. Пресс-конференция. Человек, Солнце и магнитные бури.

12. Звёздное небо. Характеристика звёзд, их размеры и массы по сравнению с Солнцем. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Можно ли жить на звёздах? Яркие звёзды и их спектральный класс. Формирование представлений о масштабах во Вселенной. Видеофильм «Звёзды» и слайд-фильм «Звёздный мир».

13. Эволюция звёзд. Методика формирования представлений об этапах звёздной эволюции в зависимости от массы: белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры во Вселенной; двойные и кратные звёзды, возраст звёзд. Видеофильм «Эволюция звёзд», таблицы и фотографии, компьютерная программа «Двойные звёзды».

14. Игра «Вперёд, эрудиты». Что мы знаем о звёздном небе: яркие звёзды, мифы, созвездия.

15. Семья Солнца. Планеты и их спутники, характеристики двух групп планет. Гелиоцентрическая система. Происхождение названий. Астрономическая семиотика: формирование представлений о масштабах Солнечной системы. Космические исследования планет. Видеофильм «Планеты», фотографии планет, модель Солнечной системы, глобус Марса, атласы планет.

16. Система Земля–Луна. Ближайшее небесное тело. Открытие космической эры для Луны. Солнечные и лунные затмения. Особенность движения Луны. Мифы о затмениях. можно ли ориентироваться по Луне? Сравнительные характеристики Луны по отношению к Земле. Видеофильм «Полёты Аполлонов», фотографии, модель теллурия, глобус Луны.

17. Мифы и реальность о солнечных и лунных затмениях. Обсуждение видеофильма «Луна» и решение логических задач по стихотворным отрывкам (используется подборка стихов Н.Е.Шатовской).

18. Малые тела Солнечной системы. Астероиды – планеты-крошки, история их открытия, названия. Хвостатые светила – кометы; наиболее интересные кометы и исследование комет космическими аппаратами. Э.Галлей и его комета. Метеорные потоки и метеориты. Видеофильм «Малые тела Солнечной системы», астрономические таблицы и фотографии.

19. Загадки о космосе. Обобщающее занятие «Солнечная система». Работа с загадочными текстами о системе Солнца («Прополка текста»; «Головоломки», «Таинственные письмена» – высказывания Г.Галилея и Х.Гюйгенса об открытии колец Сатурна и др.). Конкурс кроссвордистов. Подготовка к конференции НОУ.

20. На пыльных дорогах космоса. Основоположники космонавтики и достижения в освоении космического пространства. Викторина (вопрос–ответ): что мы узнали о космосе? Видеофильм «Пятый континент».

21. Далёкий космос. Мир галактик. Наша Галактика – Млечный Путь. В.Гершель – музыкант, астроном, математик и основоположник звёздной астрономии: способ «звёздных черпаков». Межзвёздное пространство: газовые и пылевые туманности, звёздные скопления. Видеофильм «Галактики», астрофотографии туманностей и звёздных скоплений.

22. Классификация галактик. Работы Э.Хаббла. Исследование далёкого космоса космическими телескопами. Видеофильм «Наблюдаемая Вселенная», фотографии и таблицы.

23. Подведение итогов. Игра «Что? Где? Когда?»

24. Внеземные цивилизации и НЛО. Где их искать и что там, в космосе? Видеофильм «Колесница богов», слайд-фильм «Кто они и какие они?»

25. Заключительный этап. Конференция, представление творческих работ и награждение.

Две игры – «Вперёд, эрудиты» (3 тура, в общем более 60 вопросов) и «Что? Где? Когда?» (по 14 вопросов для старшей и младшей групп) – помещены в рубрике «Дополнительные материалы» к № 9/2008 на сайте газеты http://fiz.1september.ru. Приводим описание первой игры и несколько вопросов.

Дидактическая игра «Вперёд, эрудиты»

Использование игр в учебном процессе требует специальной подготовки и дидактического материала. Ниже перечислены игровые этапы, которые можно использовать в различного рода интеллектуальных соревнованиях – все сразу или выборочно. Отдельные элементы этой игры мы используем для контроля знаний учащихся (в лицее изучается астрономия) и для проведения городских мероприятий, таких, как День космонавтики, дни равноденствия, юбилейные даты, заключительные этапы подготовки к олимпиадам разного уровня. Наши учащиеся успешно выступают на различного рода форумах, занимая призовые места, в том числе на российских и международных олимпиадах. Игра проводится в несколько туров, капитаны выбирают раздел игры, и команда отвечает на вопросы этого раздела. Вопросы разной степени сложности, поэтому их можно использовать для учащихся разного возраста.

1-й тур. Физика и астрономия. О великих астрономах. Астрофизические явления. Мир астрофизических единиц.

2-й тур. Астрономия и литература. Великие открытия. Мифы звёздного неба (вопрос сопровождается показом слайда с соответствующим созвездием). Крылатые выражения. О великих астрофизиках.

3-й тур. Астрономические объекты и явления. Астрономы и математики. Астрофизические константы. Фотопрогулка по небу: а) небесный объект и его местонахождение; б) «четвёртый лишний» (представлены фото четырёх небесных объектов).

Слева: какой старинный астрономический инструмент представлен на гравюре? Какому знаменитому астроному он принадлежал? (Ответ. Большой стенной квадрант. Тихо Браге.)

Справа: какой из представленных четырёх небесных объектов лишний? (Ответ. Планетарная туманность NGC 6543, популярное название которой Кошачий Глаз).