Методические страницы
А. И. Тучин
Изопроцессы в газах. 10-й класс
Изопроцессы в газах
Чтобы сформировать навык работы с компьютером, умение работать с инструкциями, а также графически представлять информацию, я провожу уроки с использованием компакт-диска «Открытая физика. 7–11 классы» (Долгопрудный: Компания «Физикон») и программы MicrosoftExcel. Привожу пример.
Урок 1. Изучение изобарного процесса
Этап 1. Построение таблицы в тетради в соответствии с выданной инструкцией (текст приводится в рубрике «Дополнительные материалы» на сайте газеты http://fiz.1september.ru).
Этап 2. Построение и заполнение электронной таблицы MicrosoftExcel
Этап 3. Создание связей между ячейками электронной таблицы MicrosoftExcel (запись формул)
(Автор не показал, как использовать результаты эксперимента 3, но, как легко сообразить, для этого надо добавить ещё две строки. – Ред.) Получившийся документ сохраняем в папке «Мои документы» под именем Изопроцессы.xls.
Этап 4. Запуск программы «Открытая физика. 7–11 классы», раздел «Лаборатории», гл. 2.5. Проведение компьютерного эксперимента и занесение данных в документ Изопроцессы.xls: после заполнения ячеек В3...D5 автоматически заполняются все остальные ячейки. Перенос результатов в таблицу в тетради. Построение графиков.
Этап 5. Подведение итогов работы. Проверка справедливости закона Шарля: при изобарном процессе V/T = const.
Задание на дом: подготовиться к ЛР № 2 «Опытная проверка закона Гей-Люссака».
Урок 2. Изучение изохорного и изотермического процессов
Ход урока аналогичен, компьютерные эксперименты проводятся по главам 2.4 и 2.3 соответственно. При изучении изохорного процесса следует обратить внимание на то, что в разделе «Лаборатории» строится только один график – зависимость скорости от температуры. Однако легко сообразить: от скорости зависит импульс молекулы, а от него зависит давление газа, поэтому график в координатах p, T будет иметь тот же вид. Этот график надо строить последним, можно воспользоваться текстом учебника.
При изучении изотермического процесса следует обратить внимание на иной вид лаборатории. Графики в координатах p, T и V, T стройте, следуя логическим рассуждениям ребят.