Спецвыпуск
Е. Л.
Алфеева;
О. Ю.
Морозова,
Упр-е информации и общественных связей;
Е. П.
Суханькова,
< elena517@mail.ru >, МОУ СОШ № 12, ГАК, г. Орёл
Информационная переработка учебного текста
··· Орловский выпуск ···
Е.Л.АЛФЕЕВА (ФГУ ВПО ОрёлГАУ)
alfeewa@rambler.ru,
О.Ю.МОРОЗОВА (УИОС) olga230@yandex.ru,
Е.П.СУХАНЬКОВА (МОУ сош № 12) elena517@mail.ru, г. Орёл
Информационная переработка учебного текста
Предлагаемая педагогическая технология информационной переработки учебного текста по физике (ИПТФ) опирается на идеи и принципы развивающего обучения, на принципы и методы системного подхода и теории самоорганизующихся систем и процессов (синергетики). Она направлена на более эффективное усвоение содержания учебного текста и способствует становлению творческой личности, способной к целеполаганию и построению системы ценностей с учётом личных, социальных и общечеловеческих ценностей, освоению информационной и коммуникационной культуры, осознанию будущих профессиональных интересов и информационных потребностей. Внимание ученика концентрируется не только на изучаемом текстовом материале и на методах его изучения (объект-ориентированный подход), но и на самом процессе познания, на методах приобретения и производства нового знания (личностно-ориентированный подход). Технология ИПТФ успешно применяется на уроках физики и в деятельности научного физического общества учащихся моу сош № 12 г. Орла, на семинарах курсов повышения квалификации ОблИУУ, в методической работе с учителями естественнонаучных дисциплин, в работе со студентами ОрёлГАУ и ОГУ. Для освоения технологии ИПТФ необходимы знания, умения и навыки использования текстовых редакторов, баз данных и баз знаний. Если обучаемый не обладает указанными пользовательскими навыками, их приобретение и освоение технологии ИПТФ происходит параллельно, однако у современных учащихся такие затруднения встречаются всё реже, что даёт возможность использовать ИПТФ при изучении теоретического материала, выполнении лабораторных работ, решении задач, проведении исследовательских работ в классах физико-математического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и других профилей.
Проследим алгоритм информационной переработки текста на примере изучения § 28 «Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях» учебника Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. «Физика-11» (М.: Просвещение, 2006).
Основные процедуры |
Элементы информации текста, используемые учащимся на данном этапе работы |
Выделение объекта изучения |
Электромагнитные колебания |
Установление цели изучения объекта и сопоставление её с системой ценностей |
Установить: 1) почему в колебательном контуре возникают колебания; 2) почему происходит периодическая перезарядка конденсатора; 3) как долго в колебательном контуре продолжаются свободные колебания. Понять принцип действия используемых приборов и установок (например, электрогенераторов) |
Выделение предмета изучения |
Энергия колебательного контура |
Оценка имеющихся информационных ресурсов об объекте и предмете исследования в соответствии с темой исследования и целями изучения объекта |
Учебник Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева «Физика11» (2006), с. 76–78, 30, 32–34, 39. CD «Физика в школе. Электрические поля. Магнитные поля» (Просвещение–МЕДИА, ЗАО «Новый Диск», 2005). CD «Открытая физика. 1.1». Под ред. проф. МФТИ С.М.Козела (Физикон, 2002). Элементарный учебник физики: Под ред. акад. Г.С.Ландсберга. Том III «Колебания, волны. Оптика. Строение атома». – М: Наука, Гл. ред. ФМЛ, 1966, с. 60–81. Яворский Б.М., Селезнёв Ю.А. Справочное руководство по физике (для поступающих в вузы и самообразования). – М.: Гл. ред. ФМЛ, 2004, с. 204–206. Евграфова Н.Н., Каган В.Л. Курс физики. – М: Высшая школа, 2003, с. 342–346. |
Оценка своих знаний и уровня понимания исследуемой проблемы |
Пример: «Я знаю, что электромагнитные колебания получают посредством зарядки конденсатора и наблюдают их с помощью осциллографа. Свободные колебания возникают при разрядке конденсатора через катушку индуктивности. Не совсем ясен процесс перезарядки конденсатора. Не понимаю, почему сила тока становится наибольшей, когда конденсатор уже полностью разряжен. Думаю, что для описания ЭМК в колебательном контуре необходимо применить закон сохранения полной энергии. Проблема: необходимо выяснить, что происходит с энергией, первоначально сообщённой конденсатору». |
Основные процедуры |
Элементы информации текста, используемые учащимся на данном этапе работы |
Построение микрословаря терминов по теме на основании своих знаний и имеющихся в распоряжении информационных ресурсов |
Колебательный контур – система из конденсатора и присоединённой к его обкладкам катушки индуктивности. Свободные колебания – колебания в системе, которые возникают после выведения её из положения равновесия, т.е. после сообщения конденсатору заряда. Электромагнитные колебания – а) периодические или почти периодические изменения заряда, силы тока и напряжения; б) периодические изменения электрического и магнитного полей в колебательном контуре |
Поиск и изучение текстов, рекомендованных учителем |
Рекомендовано повторить § 16 (с. 41–42) по учебнику «Физика11» и § 103 (с. 265) по учебнику «Физика10» Г.Я.Мякишева и др. (М.: Просвещение, 2005), а также по ранее выполненным по технологии ИПТФ материалам на бумажных или электронных носителях. Можно взять материал в школьной мультимедийной библиотеке в виде гипертекстового файла на электронном носителе и работать с ним в школе или, при наличии компьютера, дома. Можно посмотреть в интернете сайты http://www.postupim.ru/11/fizika/888.shtl; http://dvo.sut.ru/libr/tec/i122tecl/lab7.htm (анализ частотных характеристик электронного аналога колебательного контура), распечатать или сохранить на электронном носителе и изучить |
Самостоятельный дополнительный поиск источников информации по ссылкам, фамилиям авторов, ключевым терминам. Составление библиографических карточек для всех использованных источников |
Поиск в интернете с использованием межбиблиотечной электронной поисковой системы Marc, алфавитного и предметного каталогов библиотек, энциклопедий, справочников по физике и технике |
Устное?(письменное) системное описание объекта изучения на базе формализованного реферата научного и учебного текста |
При закреплении параграфа дома учащиеся предпочитают устный пересказ с записью плана предстоящего ответа на уроке. При выполнении исследовательской работы системное описание выполняется в MicrosoftWord на базе формализованного реферата с выведением на бумажный или электронные носители (как удобно учащемуся) для дальнейшей обработки текста |
Составление связного текста |
При изучении параграфа учебника – устный пересказ. При выполнении исследовательской работы и оформлении её в виде реферата необходимо сформировать содержание и оформить его на компьютере, для чего: ввести текст (набор или сканирование), отредактировать его (выбрать размер шрифта и межстрочного интервала, добавить или удалить фрагменты текста, переставить части, пронумеровать страницы, вставить таблицы и иллюстрации из заранее подготовленных файлов, диаграмм). Возможна работа с несколькими текстами одновременно, что используется при подготовке докладов и сообщений к уроку. Например, при подготовке сообщения «Превращения энергии в колебательном контуре» ученик использует найденные им текстовые файлы из интернета, иллюстрации из источников, рекомендованных учителем, имеющиеся у него книги, текст из которых фрагментарно набирается на клавиатуре или сканируется, и CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2005» |
Анализ своей познавательной деятельности |
Поясним приведённое в таблице. Например, на этапе поиска источников информации учащимся были отмечены лицензионные CD: на CD компании «Физикон» наглядно представлен системный виртуальный эксперимент, ход которого зависит от заданных учеником параметров R, L, C, Q0. Изменения параметров колебательного процесса в RLC-контуре представляются графически в системах координат Q (t) и I (t) с помощью анимации. Кроме того, динамичная развёртка изменения энергии магнитного поля Wм катушки с током и энергии электрического поля конденсатора Wэ помогает лучше понять сущность периодических взаимных превращений этих энергий, границы применения закона сохранения полной энергии электромагнитного поля при наличии сопротивления в цепи. Графики и динамичная развёртка описывают один и тот же процесс превращения энергии в колебательном контуре, но при различных значениях параметров, что позволяет провести сравнение и анализ. Таким образом, ученик имеет возможность провести дома виртуальный физический эксперимент, эффективно повторить и закрепить увиденный на уроке реальный демонстрационный физический эксперимент. Кроме того, он может наблюдать электромагнитные колебания в колебательном контуре, самостоятельно изменяя параметры: электроёмкость конденсатора C, индуктивность катушки L, сопротивления резистора R, заряд Q0, первоначально сообщённый конденсатору (см. рисунок). Всё это способствует лучшему пониманию изучаемого текста § 28.
Основные блоки алгоритма информационной переработки текста позволяют не только качественно выполнить системное описание объекта исследования, проанализировать научный или учебный текст об исследуемом физическом объекте, но и сделать выводы об интеллектуальном развитии обучаемого в результате изучения текста. Предлагаемые операции извлечения и систематизации информации оптимизируют познавательную деятельность обучаемого и повышают качество его образования в целом.
Литература
Алфеева Е.Л. Информационная переработка научного и учебного текста на естественном языке. Авторская педагогическая технология. – Орёл: ГОУ ВПО ОГУ, 2003.
Елена Львовна Алфеева окончила в 1980 г. Брянский институт транспортного машиностроения, канд. техн. наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий ФГУ ВПО Орловский государственный аграрный университет и лабораторией информационных технологий Орловского филиала ИСМО РАО.
Ольга Юрьевна Морозова с отличием окончила ОГУ по специальности «Информатика и английский язык», ведущий специалист Управления информации и общественных связей.
Елена Петровна Суханькова окончила МГПИ в 1980 г. и с тех пор работает в МОУ СОШ № 12 г. Орла, педагогический стаж 28 лет, отличник народного просвещения, лауреат конкурса «Лучшие учителя России-2006», лауреат конкурса «Я иду на урок», проводимого газетой «Физика» ИД «Первое сентября», автор около сотни публикаций. Её выпускники успешно поступают в ведущие технические вузы России.