Юбилеи
Галина Дмитриевна Бессараб
Галина Дмитриевна Бессараб родилась и
выросла в Ленинграде. В первый класс пошла в
послевоенный 45-й. Время было трудное, но училась
хорошо. Школу № 50 закончила с серебряной медалью
и сразу поступила в ЛГПИ им. А.И.Герцена на
факультет физики и основ производства.
Студенческие годы были замечательные, факультет
был одним из лучших в институте. Там работали
сильные преподаватели, например, методику физики
преподавал проф. П.А.Знаменский. Студенты жили
весело: туристские слёты и песни у костра,
поездки на картошку, на мелиорацию в
Ленинградскую область и на уборку урожая на
целину, педагогическая практика в глухой деревне
Ленинградской области – всё воспринималось
романтически. В 1960 г. Галина Дмитриевна закончила
институт с красным дипломом и распределилась в
посёлок Красный Бор Ленинградской области.
Ребята приняли её хорошо. Ведь молодой педагог не
только учила их физике, но и ходила с ними в
походы по местам боёв за Ленинград, сажала
кукурузу квадратно-гнездовым способом на
пришкольном участке и дежурила с классом на
кролиководческой ферме. Три года пролетели, и в
1963 г. Галина Дмитриевна вернулась в свою родную
50-ю школу Петроградского района. Ей повезло:
директором в то время был Л.И.Бревдо, который
собрал отличный коллектив молодых
учителей-энтузиастов, и те работали творчески и
как предметники, и как классные руководители.
Школа была на Пионерской улице. Там был когда-то
создан первый пионерский отряд, и ребята под
руководством молодых учителей искали первых
пионеров, организовали слёт 50-х школ Союза и
каждый год в марте проводили его. Дружили с
гимназией г. Братиславы и принимали
учеников-словаков, да и сами делали ответные
визиты. Участвовали в телевизионном турнире
старшеклассников. И много ещё других
замечательных дел проводилось тогда. Рядом были
такие вузы, как ЛЭТИ
им. В.И.Ульянова (Ленина), ЛИТМО, Академия
Можайского, где учеников школы знали как хорошо
подготовленных абитуриентов. Конечно, в такой
атмосфере методическое мастерство росло быстро,
при полной поддержке администрации. Галина
Дмитриевна сразу увлеклась методикой
преподавания, в чём сильно помог кабинет физики
ИУУ (теперь АППО). Там работали в разное время
такие педагоги, как Л.И.Скрелин, А.А.Ванеев,
Э.Г.Дублицкая, М.И.Шмелькина, Г.Н.Степанова,
В.А.Кораблёв и другие. Они поддерживали все
начинания и помогали молодым. У А.Эйнштейна
Галина Дмитриевна как-то прочла: «Хорошо учит
тот, кто учит интересно», – и сделала эти слова
своим педагогическим кредо: «Учить физике
интересно». Особенно нравилось придумывать
различные модели уроков: игры, диспуты, суды,
соревнования, работу в группах,
экспериментальный поиск и т.д. Принимала участие
в методических фестивалях – на её уроки
приходили слушатели курсов не только родного
города. Впоследствии она стала лектором АППО
Санкт-Петербурга и вела свои курсы. В работе
использовала и опыт других учителей, читая
журнал «Физика в школе», позднее – газету
«Физика („Первое сентября”)», особенно разделы,
где публиковались дидактические материалы,
модели уроков, исторические обзоры,
астрономические сведения.
Вскоре сама начала печататься – в «Физике в школе», в межвузовских сборниках ЛГПУ им. А.И.Герцена. Выпустила несколько брошюр с описанием своего опыта, в последнее время в сотрудничестве с Э.М.Браверман опубликовала две книги «Преподавание физики, развивающее ученика» (Москва, Ассоциация учителей физики, 2003, 2005 гг.) – всего более 25 печатных работ. Администрация школы и РОО Петроградского района высоко оценивали эту деятельность. Галина Дмитриевна рано получила «Значок отличника просвещения», затем звание заслуженного учителя РСФСР, медаль им. Н.К.Крупской. Ученики уважали за энтузиазм и творчество. И даже сейчас при встречах они вспоминают ежегодные физические выставки («Физика в быту», «Физика и медицина», «Физика и детская игрушка»),турниры, бои и нестандартные уроки. Последние 12 лет Галина Дмитриевна была завучем, организовала проблемные группы учителей и годичный семинар «Организация методической работы в школе». В 1990 г. по семейным обстоятельствам Галина Дмитриевна переехала в Московский район и перешла работать в школу № 366, ставшую потом физико-математическим лицеем, куда её давно приглашали. Здесь проработала до 2006 г. В этой школе почти все учащиеся увлекаются физикой и математикой. Это и хорошо, и сложно для учителя – приходится много участвовать в олимпиадах. Ежегодно до 12–15 человек её учеников побеждали в районном туре, а 5–6 человек – на городском. Конечно, все они без проблем поступали в лучшие технические вузы города и в университет на физический и математико-механический факультеты. Все восемь выпусков, которые здесь сделала Галина Дмитриевна, её называли в числе лучших учителей в опросах. В 2007 г. она была признана победителем всероссийского конкурса учителей в номинации «Учитель, воспитавший Ученика», проводимом фондом «Династия», а признание учеников дороже административных наград. Галина Дмитриевна cчитает, что окончание педагогической карьеры получилось хорошее. Как она всегда говорит, ей повезло с хорошими учениками, отличными педагогами и хорошими коллегами во всех трёх школах, где она работала, и Галина Дмитриевна благодарна за это судьбе. Её ученики (первые уже близки к пенсии) стали и педагогами, и учёными, и инженерами в разных областях науки и техники, живут в разных городах и разных странах. Приятно, что они с теплотой вспоминают свою школьную жизнь. Конечно 46 лет педагогической работы прошли вовсе не так уж легко и красиво. Были и тяжёлые раздумья, и поиски, и взлёты, и падения, и неприятности в личной жизни, и проблемы со здоровьем, но рядом всегда были друзья и близкие. Была мама (ныне покойная), которая обеспечивала тыл, поэтому половину успехов можно смело отнести на её счёт. Когда-то давно, провожая 19-летних учительниц с целины обратно в Ленинград, руководитель местного совхоза сказал: «Родина вас не забудет». Не получилось этого у государства, оно забыло пенсионеров. Но старые педагоги не унывают, потому что их помнят несколько поколений учеников, а значит, жизнь прожита не зря, и это хороший итог.
И в заключение – фрагмент газетной заметки («Ленинские искры», 1985 г.), посвящённой Галине Дмитриевне Бессараб. «Любимый урок – контрольная, только называется он у семиклассников урок-соревнование. Класс делится на три команды – по колонкам, – избираются ассистенты учителя, начинается проверка знаний. Кто-то решает задачу, кто-то ставит опыт, кто-то отвечает на вопросы, – каждый занят делом. Ассистенты едва успевают начислять баллы за правильные ответы. Все очень стараются, ведь даже если ты ответишь только на один вопрос, всё равно принесёшь очки команде. Самое увлекательное – ответы на вопросы не из учебника. А вы можете рассказать о применении физики в быту, в медицине или в цирке? 7-Б может, да ещё как! В этом классе никто не удивится, если кого-то из них посадят за стол с самоваром и пирогами, угостят чаем и попросят назвать все физические законы, которые сопутствуют чаепитию. А однажды десятиклассники принесли на урок конфеты в фантиках с изображением созвездий. Пока не узнаешь Большую Медведицу, Кассиопею или Лебедя, конфету не съешь!
В конце урока команда-победитель награждается книжками по физике, лучшим физикам вручают медали из шоколада, и все вместе решают, кому какие ставить отметки. Галина Дмитриевна многое обсуждает вместе с учениками, даже планы уроков.
– Через неделю мы начнём новую тему – реактивное движение, – говорит Галина Дмитриевна. – Поищите в библиотеке книжки на эту тему и подумайте, как лучше построить урок.
Через неделю все приходят на урок с книжками и со своими идеями.
– Нужно начать с истории – с Циолковского, – говорит один.
– Нет, лучше с каракатицы – у неё природный реактивный двигатель! – считает другой.
– Я бы начал с применения в технике...
– А может, всё-таки сначала дать определение реактивному движению?
После бурного спора на доске появляется план урока и огромный список дополнительной литературы. Учитель начинает рассказ. А в конце урока ребята с удовольствием записывают домашнее задание. Оно бывает очень любопытным.
– К доске пойдёт Алёша Спивак.
Алёша бежит к доске и размахивает листком из альбома. А на листке – ребусы по «Тепловым явлениям». Отгадают ребята или нет?
На следующем уроке все решают «Электрический кроссворд» Тани Френкель. Или ищут ошибки в физическом рассказе-шутке Димы Бубис.
Урок на космическом корабле. Электричество опять испортилось, и я утром не смог найти свои наручные часы. Пришлось зажечь свечу. Поиски увенчались успехом – часы деловито крутились у вентилятора, как в водовороте. Починка освещения заняла довольно много времени; когда я закончил, ходики показывали двадцать минут третьего. Недавно я вычитал в одном журнале для юношества одну замечательную диету. Диета эта себя оправдала – взвешивание показало, что автор добился желанной цели – сбросил 10 килограммов. После этого я занялся фотографированием Луны. Я открыл иллюминатор и осторожно высунулся наружу. А потом наполнил бассейн и поплыл кролем.
Попробуйте и вы найти ошибки и объяснить их. А заодно отгадайте ребусы.
От всей души желаем Галине
Дмитриевне здоровья, долгих лет жизни
и постоянного внимания со стороны учеников и
коллег.
Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!