Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №4/2008

Спецвыпуск

Н. А. Ляхова

Практико-ориентированные ученические проекты

Практико-ориентированные ученические проекты

··· Портфолио ····

Н.А.ЛЯХОВА,
МОУ СОШ с. Верхнеключевское, Курганская обл.

Практико-ориентированные ученические проекты

Новые жизненные условия выдвигают требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей – вот заказ нашего общества. Ведущее место среди педагогических методов, позволяющих достичь этого результата, принадлежит методу проектов. Я осваиваю его с 2002 г. Сначала изучала литературу, анализировала, сопоставляла, как это будет выглядеть на практике, и только потом, вникнув в суть метода, начала работать с ребятами. После изучения темы «Виды теплопередачи» предложила детям подумать над решением практически значимых задач в быту и на производстве, связанных с жилищем, одеждой, пищей. Классы разбились на группы-лаборатории, получили задания, работа закипела, подключились и родители.

Презентация проходила очень бурно. Каждая группа представила рисунки, макеты, научное обоснование своих предложений. Поступило огромное количество предложений-дополнений к проектам групп, а радость в глазах детей, их заинтересованность побили все рекорды. Больше всего меня поразила презентация проектов лабораторий. Эта пробная работа над проектом показала, что учащиеся заинтересовались данным видом деятельности, и дала толчок для продолжения. Над следующим проектом ребята работали более уверенно.

Всего в 2004–2006 гг. учащиеся разработали:

• 7-й класс – творческий проект «Первое путешествие в мир физики»;

• 8-й класс – практико-ориентированные проекты «Тепловые явления», «Домашняя работа»;

• 9-й класс – информационный проект «Силы в природе», ролево-игровые проекты «Физика мыльного пузыря», «Удивительное рядом», практико-ориентированный проект «Мой дом будущего»;

• 11-й класс – естественнонаучный практико-ориентированный проект «Школа и здоровье»*.

В ходе работы над этими проектами они написали сочинения-рассуждения, выпустили газеты «Экология быта», «Экология и атомная энергия», не без участия родителей сделали модели фонтана, бани, упаковки для хранения мороженого, весов, дома, анемометра, воздушного колеса, источника тока.Творческие работы «Ответы из устного журнала» Хмыльниной Светланы и сказка «Куда исчезла вода после дождика» Колмогорцевой Веры были опубликованы в областной детской экологической газете «Журавлик». Все проекты были представлены на школьных выставках, материалы оформлены в папки «Портфолио», лучшие записаны на диск.

В 2005/06 уч.г. основное направление работы – создание компьютерных презентаций. Компьютерные презентации Мыльниковой О. «Физика и экология», Егиной Т. «Школа и здоровье», Табатчиковой К. «Школа и здоровье» демонстрировались в школе и в районе на заседании руководителей РМО. Учащиеся 7-го класса сделали проект «Задачник»: после изучения каждой темы школьники составляли задачу, решали её, красочно оформляли и помещали в специальную папку; работали все – и слабые, и сильные.

Силами учащихся 7–10-го классов было проведено исследование по результатам работы над проектами с целью осмысления учащимися собственного опыта, выявления причин успеха или неудачи, осознания собственных проблем и поиска внутренних ресурсов, способствующих их разрешению. В исследовании приняли участие 39 учащихся. Оказалось, что 90% детей хотели бы продолжить работу, 82% хотят знать больше, чем даётся на уроке, 64% предпочитают работать в группе, а 31% – выполнять индивидуальные проекты.

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники ответили так: 64% – рассматривать тему с разных точек зрения; 59% – доделывать всё до конца и достигать поставленной цели; 46% – анализировать собственные действия; 32% – распределять правильно время, 31% – презентовать результаты своего труда.

Ответы на вопрос «В какой форме лучше всего проводить презентацию проектов?» распределились следующим образом: 46% – в форме компьютерных презентаций; 39% – в свободной форме; 33% – в форме продолжительной защиты; 23% – в форме деловой игры; 2,6% – в форме театрализации.

Вывод можно сделать однозначный: проектное обучение многогранно, эффективно, перспективно, неисчерпаемо. Школа будущего – школа проектов?

Участники проекта

________________________

*Презентация этого проекта дана в рубрике «Дополнительные материалы» к № 4/2008 на сайте газеты www.fiz.1september.ru. – Ред.