Встречи и конкурсы
М. Н.
Бондаров,
< mihail_bondarov@mail.ru >, ГОУ лицей № 1501, г. Москва;
О. И.
Бондарова
Наши брэйн-ринги
М.Н.БОНДАРОВ, О.И.БОНДАРОВА,
лицей № 1501 при СТАНКИНе, г. Москва
Наши брэйн-ринги
В нашем лицее стало хорошей традицией в течение учебного года проводить не менее трёх значимых мероприятий. В декабре – это «Неделя науки», во время которой мы готовим турнир «Что? Где? Когда?». Правда, большая часть вопросов этого турнира имеет лишь косвенное отношение к физике. Один из двух чисто физических турниров проводится в июне, во время физического практикума в 8-х и 10-х классах, другой обычно приурочен к какой-либо дате. Мы используем интересные публикации, в первую очередь, из журналов «Квант» и «Наука и жизнь» (хотим, кстати, обратить особое внимание на книгу А.М.Романова «Занимательные вопросы по астрономии и не только»; электронную версию книги можно найти по ссылке http://olympiads.mccme.ru/turlom/). И всё же большую часть турниров мы создаём по собственным сценариям. Покажем наиболее получившиеся конкурсы.
1. Угадай-ка
Член команды сидит спиной к экрану, а студент вуза, наш бывший лицеист, – лицом к нему. На экране в течение минуты появляются картинки, на которых изображены физические приборы, явления, физические величины, формулы, планеты Солнечной системы и т.п. Студент, не называя прямо изображённое на экране, пытается «навести лицеиста на мысль». Например, видя на слайде «4200 Дж/(кг . °С)», студент может сказать «удельная теплоёмкость воды», а видя компас – «прибор, помогающий туристу определить стороны света». Если лицеист верно называет изображённое, команда получает очко. Примеры:
2. Комната учёного
По спроецированному на экран слайду необходимо определить, кем был учёный Икс, что могло быть в его комнате, а чего – не могло, кто из представленных на портрете персонажей мог встретиться с ним. Например, мог ли встретиться Исаак Ньютон с Вильямом Шекспиром и Галилео Галилеем? Могла ли украшать стены его комнаты «Сикстинская мадонна» Рафаэля? Мог ли Икс читать «Ромео и Джульетту», слушать музыку из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»? Мог ли Ньютон кататься на велосипеде или смотреть в телескоп?
3. Картинки из учебников
На слайдах представлены рисунки по определённым темам, например, «Механика», из трёх учебников: «Физика-9» И.К. и А.К. Кикоиных; «Физика-9» С.В.Громова; знаменитого «Элементарного курса физики» под ред. академика Г.С.Ландсберга. Нужно узнать рисунки из «своего» учебника. За каждый верно названный «свой» рисунок – балл, за неверный – балл снимается. Например:
4. Ищем опечатки
• В таблице представлены значения физических величин ряда веществ. Но в каждой колонке есть по одной опечатке: в трёх случаях цифра 0 удалена, а в одном добавлена к числу. Нужно найти эти опечатки.
(Температура плавления алюминия 658 °С, температура кипения железа 3200 °С, удельное сопротивление меди 0,017 Ом • м/мм2, плотность олова 7300 кг/м3.)
5. Ищем физические ошибки в тексте «Из бортового журнала Стёпы Мошкина»
25 мая 20.. года. Ну вот и наступили долгожданные каникулы. Самое время начать подготовку к предстоящему космическому полёту на Луну. Попробую летом заниматься не только физподготовкой, но и изучить теорию космонавтики, а то ведь по физике у меня за год только «3» (зато твёрдая!).
1 июня 20.. года. С увлечением начал читать книгу Циолковского. Даже сделал выписки из неё: «Водород и кислород, смешиваясь в узкой части постепенно расширяющейся трубы, вроде духового музыкального инструмента, соединяются химически и образуют водяной пар при страшно высокой температуре. Он имеет огромную упругость и вырывается из широкого отверстия трубы с ужасающей скоростью по направлению трубы или продольной оси камеры». Интересно, а чему равна эта ужасающая скорость? Я думаю, первой космической скорости – 9,8 км/с.
15 июля 20.. года. Ну вот, теперь я разобрался наконец с космическими скоростями, а то стыдно читать мои ранние записи. Через полтора месяца полёт, а я всё ещё так мало знаю о состоянии невесомости: только то, что в корабле в это время всё будет летать и что исчезнет сила всемирного тяготения.
2 сентября 20.. года. Сегодня был старт! Никогда не забуду этого момента! Взрослым космонавтам, конечно, намного проще: у них вес увеличивается в 10 раз, а у меня из-за моей маленькой массы – аж в 15! И как только я смог это перенести?! Видимо, помогли летние тренировки!
3 сентября 20.. года. Наконец-то наступила настоящая невесомость. Значит, мы пролетели полпути к Луне, ведь в это время должны уравновеситься притяжение Земли и Луны, а равнодействующая сил тяготения будет равна нулю. Оказывается, и в невесомости мои прочные знания законов физики сохраняются!
4 сентября 20.. года. Ура! Прилунились! Я, правда, прилунения не боялся. Ещё в школе мы учили, что при торможении вес уменьшается и никакой перегрузки не будет. Скоро пойдём путешествовать по поверхности Луны, посмотрим на нашу красавицу Землю.
5 сентября 20.. года. Да, здорово бегать по Луне. Жаль, не взял с собой футбольный мяч! А то бы я такие голы позабивал! И мяч взлетал бы в 6 раз выше, и я подпрыгивал во столько же раз выше, перелетая через космический корабль!
6. Избранные вопросы турниров
• Вольтер считал, что в голове Архимеда ЭТОГО было больше, чем в голове Гомера. (Воображения.)
• Если бы вы жили на ЭТОЙ планете, вас могла бы уже сейчас коснуться проблема монетизации льгот пенсионерам. (Меркурий.)
• ЭТОТ астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 г., одним турецким астрономом. Астроном доложил тогда о своём замечательном открытии на международном астрономическом конгрессе. Но ему никто не поверил, а всё потому, что он был одет по-турецки. Уж такой народ эти взрослые! К счастью для репутации астероида Б-612, турецкий султан велел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье. В 1920 г. ЭТОТ астроном снова доложил о своём открытии. На этот раз он был одет по последней моде, и все с ним согласились. В какой форме существовала жизнь на астероиде Б-612? (Роза Маленького Принца.)
• Что общего у ясности и облаков, спокойствия и кризисов, дождей и нектара, влажности и холода? (Это названия лунных морей.)
• ЕГО выдающиеся достижения в физике, а ещё более ЕГО гениальные ученики, среди которых несколько нобелевских лауреатов, снискали ему всемирную славу. Но всенародную славу ему принесла песня Владимира Высоцкого «Утренняя гимнастика». (Академик Иоффе.)
• В своих действиях был скор, горяч, решителен. Со смехом как-то притащил с прогулки «трофей» – узел с одеждой. На углу Малого проспекта и 19-й линии Васильевского острова, недалеко от Смоленского кладбища, напали на него три подгулявших матроса. В такую ярость вошёл наш герой, так разъярился: одного прибил к земле пудовым кулаком, второго обратил в безудержное бегство, а третьего решил проучить – снял с него куртку, камзол, связал узлом. Как говаривал Александр Сергеевич Пушкин: «Шутить с ним было накладно»! (Ломоносов.)
• В проведённом во Франции опросе на тему, кого можно считать самым великим французом, именно ОНА оказалась на почётном четвёртом месте. (На первом месте среди великих оказался де Голль, второе занял Луи Пастер. На четвёртом месте – Мария Кюри, на девятом – капитан Кусто.)
• С 2002 г. в Калифорнии (США) действует закон, ограничивающий вес школьных учебников. Вес (в бытовом смысле) учебников, которые дети с подготовительного по 4-й класс носят в школу, не должен превышать 1361 г, а старшие школьники – 2268 г. Чем объясняются столь некруглые числа? (Вес в США выражают в фунтах – это 3 и 5 фунтов соответственно.)
• Среди многих снимков, сделанных на Луне первой экспедицией землян, есть один уникальный: несмотря на то, что камера находится в руках у человека, на фото ясно различимы оба астронавта, попирающие лунный грунт, – Олдрин и Армстронг. Догадавшись, в чём секрет, опишите это изображение. (Один из астронавтов отражается в зеркальном стекле шлема другого.)
• Когда электрические лампы накаливания только начинали входить в жизнь, в комнатах нередко вывешивали такие объявления: «Эта комната оборудована эдисоновским электрическим освещением. Не пытайтесь зажечь свет с помощью спички. Просто поверните выключатель на стене у двери. Использование электричества для освещения никоим образом не вредит здоровью». Почему данная инструкция в большинстве случаев оказывалась бесполезной? (Вошедший в тёмную комнату не мог прочесть эту инструкцию, не включив свет.)
• Американский физик Роберт Вуд в Ист-Хемптоне построил гигантский для своего времени спектроскоп, представляющий собой трубу диаметром 6 дюймов и длиной 42 фута, который был лучшим инструментом своего рода во всём мире (1912 г.). Этот спектроскоп сделал знаменитой кошку физика. Почему? (Проезая сквозь трубу спектроскопа, она очищала трубу спектроскопа от паутины и пыли.)
• В английских книгах ЕГО портреты подписывают тремя словами. Какими? (Сэр Исаак Ньютон.)
• Один молодой человек хотел получить работу. Следуя объявлению в газете, он попал в большой и загруженный делами офис, где было много суеты и шума, стучал телеграфный аппарат. В офисе уже ждало больше дюжины посетителей, и он присоединился к ним. Спустя две или три минуты молодой человек встал и вошёл в кабинет начальника, а через пять минут начальник вышел и сообщил, что вакансия занята. Что же выделило этого молодого человека из среды его конкурентов? (Знание азбуки Морзе: телеграфный аппарат выстукивал: «Если вы поняли это сообщение в азбуке Морзе, заходите в кабинет. Место – ваше!»)
• Изобретатель Генрих Альтшуллер однажды провёл такой опыт. В детском саду подвесили к потолку две верёвочки на таком расстоянии, чтобы, держа одну из них, ребёнок не мог дотянуться до второй. В комнату по очереди вводили детей и просили их связать верёвки. Одна девочка догадалась привязать к одной верёвке куклу и раскачать её. Тогда Альтшуллер усложнил задачу, убрав из комнаты абсолютно все предметы, которые можно было бы использовать в качестве груза. И всё равно один мальчик справился с заданием. Каким образом? (Использовал в качестве груза собственные сандалии.)
• Эта система была создана в эпоху Французской революции. По мысли её авторов, она должна была служить «на все времена, для всех народов» (a tous les temps, a tous les peuples). Несмотря на её явные преимущества и удобства, наряду с ней в Англии, США и некоторых других странах до настоящего времени используются другие системы, а она так и не стала государственной. Назовите три основные единицы этой системы. (Килограмм, метр, секунда.)
• Знаменитый математик академик Гельфанд часто рассказывал такую историю: «Однажды мой знакомый пришел ко мне очень усталый и огорчённый и стал жаловаться, что его ученики ничего не понимают. — А что вы сейчас проходите? — Дроби, сравнение дробей. — Так. И чего же они не понимают? — Да ничего! Что больше: 2/3 или 3/4, определить не могут, хотя я им всё растолковал. — А что больше — половина или четверть, они могут сказать? — Это да, могут. — А что больше — половина или треть? — Думаю, что тоже могут. — Ну, — говорю, — тогда на следующем занятии дай им такую задачу: что лучше — 2 пол-литра на троих или 3 пол-литра на четверых? В следующий раз спрашиваю: — Ну как, сообразили? — Мгновенно!» Где же работал знакомый академика? (В вечерней школе для взрослых – дело было в 50-е годы прошлого века.)
• Специалисты по цветотерапии утверждают, что «если вы попали в стрессовую ситуацию или находитесь в депрессии, или ваши эмоции переходят через край, или ваш темперамент находится в перевозбуждённом состоянии, то регулярный (ежедневный) просмотр в течение 15–20 минут репродукций картин известных художников, предлагаемых нами для каждого темперамента, нормализует вас. Успокоит, если вы перевозбуждены, или тонизирует при подавленном состоянии».Попробуйте догадаться, какие из предложенных репродукций картин, по мнению этих специалистов, гармонизируют холериков, какие – сангвиников, а какие – меланхоликов и флегматиков?
(Холериков гармонизирует «Московский дворик» В.Поленова, сангвиников – «Ночь на Днепре» А.Куинджи, флегматиков – «Вихрь» Ф.Малявина, меланхоликов – «Троица» А.Рублёва.)
• На картине художника Н.П.Богданова-Бельского «Устный счёт в народной школе Рачинского» изображён урок арифметики. Сергей Александрович Рачинский – профессор естественных наук, покинувший университетскую кафедру, чтобы стать рядовым учителем сельской школы. Талантливый педагог культивировал в своей школе устный счёт на основе виртуозного использования свойств чисел. Его ученикам нужно устно посчитать пример
(Ответ 2, т.к. 102 + 112 + 122 = 132 + 142 = 365.)
• Блестящий физик Аркадий Мигдал шутки ради изобрёл прибор. На официальные приёмы он являлся в пиджаке, из нагрудного кармана которого торчала короткая, но хорошо заметная нитка. Мигдал подходил в этом пиджаке к разным людям, и почти все хотели убрать нитку с пиджака. Доброжелатель тянул нитку к себе до тех пор, пока не убеждался, что снять нитку невозможно: она сматывалась с катушки, которую Мигдал держал в кармане. Длина нитки, которую успевал вытащить доброжелатель, прежде чем соображал, в чём дело, считалась мерой глупости доброжелателя. Как изобретатель назвал свой прибор? (Дуракометр.)
• Здание математического института сэра Исаака Ньютона в Кембридже построено с таким расчётом, чтобы математики могли постоянно обмениваться идеями с коллегами, не прерывая общения при перемещении по институту. В каждой комнате, не исключая туалетов и даже лифтов, есть... Что? (Доска.)
• На этой репродукции картины французского художника Ганса Гольбейна «Французские послы» изображён загадочный предмет, похожий на НЛО. Попытайтесь, посмотрев с разных сторон на репродукцию, понять, что это за объект. (Если на объект посмотреть справа, выбрав соответствующую точку, то мы увидим изображение черепа в особой технике живописи – «блуждающий анаморфоз». Это, безусловно, знак смерти. Картина загадочна и торжественна прежде всего потому, что ощущение ирреальности в ней передано через тщательно написанные реальные предметы. Реальность находится рядом с иллюзией, они легко меняются местами. Таким способом художник подчёркивал мысль о бренности власти и богатства.)