Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2008

Методические страницы

Е. Е. Камзеева,
ФИПИ, г. Москва;
проф. Н. Е. Важеевская,
ФИПИ, г. Москва;
проф. Н. С. Пурышева,
г. Москва;
М. Ю. Демидова,
< demidovaktv1@yandex.ru >, ФИПИ, г. Москва

Государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса Государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса по физике

Государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса по физике

Окончание. См. № 01/08

Е.Е.КАМЗЕЕВА, проф. Н.Е.ВАЖЕЕВСКАЯ,
проф. Н.С.ПУРЫШЕВА,
М.Ю.ДЕМИДОВА demidovaktv1@yandex.ru
Федеральный институт педагогических измерений, г. Москва

Государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса
по физике

Демонстрационный вариант экзаменационной работы, 2008 г. (проект)

Часть 3

Для ответа на задания части 3 (С1–С4) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ на него.

 

Задание С1 – экспериментальное, для его выполнения используйте лабораторное оборудование.

С1. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, линейку и два груза весом по 1 Н, соберите экспериментальную установку для определения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней два груза.

В бланке ответов запишите:

1) значение силы упругости, возникающей в пружине;

2) удлинение пружины, выразив его в метрах (м);

3) формулу для расчёта жёсткости пружины;

4) численное значение жёсткости пружины.

Задания С2 и С3 представляют собой задачи, для которых необходимо записать полное решение. Рекомендуется провести предварительное решение на черновике. Полное правильное решение задач должно включать запись краткого условия задачи («Дано»), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу. При необходимости следует сделать рисунок, поясняющий решение.

С2. Пуля массой 50 г вылетает из ствола ружья вертикально вверх со скоростью 40 м/с. Чему равна потенциальная энергия пули через 4 с после начала движения? Сопротивлением воздуха пренебречь. Потенциальную энергию пули в начальном положении считать равной нулю. 12-01.gif (1904 bytes)

С3. Воду массой 900 г налили в стакан и стали нагревать на электрической плитке мощностью 300 Вт. При этом экспериментально исследовали зависимость температуры воды от времени нагревания. Определите КПД данного процесса, считая полезной энергию, идущую на нагревание воды.

 

 

Задание С4 – это вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только сам ответ, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.

С4. Дима рассматривает красные розы через зелёное стекло. Какого цвета будут казаться ему розы? Объясните наблюдаемое явление.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

С1

Образец возможного выполнения

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Полностью правильное выполнение задания, включающее:

1) записанные законы или положения (определения), необходимые для определения искомой величины по доступным для измерения величинам;

2) выведенную формулу для расчёта искомой величины;

3) правильно записанные значения прямых измерений и самостоятельно определённых величин (удлинения пружины и массы грузов);

4) полученное правильное численное значение искомой величины.

 

 

 

4

Приведены элементы правильного ответа 1–3, но допущена(ы) ошибка(и) при переводе значения одной из самостоятельно определённых величин в СИ

ИЛИ

допущена(ы) ошибка(и) при вычислении значения искомой величины.

 

3

Приведены элементы правильного ответа 1–3, но допущены ошибки при переводе значения одной из самостоятельно определённых величин в СИ и при вычислении значения искомой величины,

ИЛИ

правильно приведены значения прямых измерений величин, есть попытка вывода формулы для расчёта искомой величины, но формула не получена и не получен ответ,

ИЛИ

правильно приведены значения прямых измерений величин, получен правильный ответ, но формула для расчёта искомой величины представлена без обоснования или вывода.

 

 

 

2

Записано только правильное значение прямых измерений,

ИЛИ

представлена только правильно записанная формула для расчёта искомой величины,

ИЛИ

приведено только правильное значение не всех необходимых величин, определяемых самостоятельно, и записана формула для расчёта искомой величины.

 

 

1

Все случаи, не соответствующие вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания.

0

С2

Образец возможного выполнения

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Полное правильное решение:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (формула для расчёта потенциальной энергии поднятого над Землёй тела, уравнение для перемещения при равноускоренном движении);

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, представлен ответ. Допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

 

 

3

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ

ИЛИ

представлено правильное решение только в общем виде, без каких­либо числовых расчётов,

ИЛИ

записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.

 

 

 

2

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи,

ИЛИ

записаны все исходные формулы, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка.

 

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0

С3

Образец возможного выполнения

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Полное правильное решение:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (формулы для расчёта КПД, количества теплоты при нагревании тела, и выделяющейся при протекании электрического тока);

3) (Далее то же, что и для задания С2. – Ред.)

 

 

3

(Критерии для получения 2, 1 и 0 баллов те же, что и для задания С2. – Ред.)

С4

Образец возможного выполнения

Розы будут казаться чёрными. Их цвет зависит от света, который попадает к Диме в глаза. Красные розы поглощают свет любого цвета, кроме красного, а красный свет отражают. Зелёное стекло поглощает весь свет, кроме зелёного. Но зелёного света нет в свете, который отражают розы, – они его поглотили. К Диме в глаза через зелёное стекло не попадёт никакого света от красных роз – они покажутся чёрными.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Представлен правильный ответ и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок

2

Представлен правильный ответ, но его обоснование некорректно или отсутствует

ИЛИ

представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, причём ответ явно не сформулирован.

 

1

Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос,

ИЛИ

ответ неверен независимо от того, что рассуждения правильны, неверны или отсутствуют

 

0