Спецвыпуск
Л. В.
Пигалицын,
< levp@rambler.ru >, www.levpi.narod.ru, МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Творческая осень школьников, студентов и молодых учёных Нижегородской области
··· Нижегородский выпуск № 2 ···
Л.В.ПИГАЛИЦЫН,
МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Творческая осень школьников, студентов и молодых учёных
Октябрь – ноябрь 2007 г.
1 сентября, как обычно, прозвенел школьный звонок. Многомиллионная армия школьников, студентов и аспирантов начала учиться. Наряду с учёбой талантливая молодёжь не забывает и о научных исследованиях, изобретениях и инновационной деятельности в области информационных технологий. Уже несколько лет в Нижегородской области проводится областной конкурс школьных научных проектов «Юные конструкторы-исследователи». В этом году четвёртый областной конкурс проходил в курортной зоне Нижнего Новгорода «Зелёный город».
Основные цели конкурса:
1. Формирование открытой развивающей среды, создающей условия для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, формирование у них умения работать в коллективе, работать с разноплановой информацией, вести дискуссию, организовывать проектную деятельность с социально значимой целью, ориентированной на научный потенциал региона.
2. Выявление и поддержка подростков, имеющих склонность к конструкторской и научно-исследовательской деятельности.
3. Организация совместной деятельности учащихся с ведущими учёными, конструкторами и инженерами.
4. Стимулирование научно-методической и инновационной деятельности педагогов и воспитателей, поиск новых форм и методов образования.
5. Развитие у учащихся навыков экологической культуры.
6. Создание условий для ранней профессиональной самоориентации обучающихся.
В состав жюри вошли: проф. Н.С.Петрухин (д.ф.-м.н., засл. деятель науки РФ, действительный член Академии инженерных наук РФ, руководитель центра бизнес-информатики и математики Высшей школы экономики, председатель попечительского совета ПоЦАКО) – председатель, проф. М.И.Гуревич (д.т.н., НИРО), А.А.Панютин (начальник наблюдательной сети Верхне-Волжского УГСМ), С.Б.Шустов (к.х.н., НГПУ). Программа конкурса включала в себя лекции ведущих учёных, тренинги и консультации. Все команды получили от жюри техническое задание проекта, в соответствии с которым вместе с консультантами должны были подготовить эскизный проект и его презентацию. Финал конкурса – защита проектов, подведение итогов и награждение победителей.
В конкурсе участвовали 13 команд (по 7 подростков с одним руководителем) в возрасте от 14 до 18 лет – учащиеся средних школ, лицеев, гимназий и студенты техникумов. Задание состояло в том, чтобы, имея предоставленные разобранные электрический чайник типа «Тефаль» и электрическую сковородку, создать разнообразные приборы и приспособления для использования в школе, дома, в саду, гараже и т.д.
Ну, казалось бы, что можно сконструировать из чайника и сковороды? Но мы мало знаем творческие способности учеников! К защите было представлено около 50 изобретений. Вот некоторые из них: тепловая пушка с ароматизатором, сухоботы, тепловая пушка для собачьей будки, пароварка, ароматическая грелка, оазис на подоконнике, дистиллятор, соковарка, мини-стиральная машинка, генератор, «Подари вторую жизнь чайнику и сковородке», НЛН (Наш Любимый Нагреватель), калориметр, экодом, пастировочный комбайн «Не плачь, хозяйка», антенна ДМВ, умывальник с подогревателем.
Больше всего работ с физическим содержанием представила команда школы № 13 г. Дзержинска: гальванометр, катушку Румкорфа, вакуумный диод, генератор пилообразного напряжения, термометр с терморегулятором, измеритель уровня осадков, полупроводниковый диод из закиси меди. Она вместе с командой лицея г. Бора заняли призовые места, и обе были награждены дипломами победителей и памятными подарками. На фото – капитан команды Дима Арбузов во время защиты проекта. Остальные команды получили дипломы участников.
А 1 ноября в Нижнем Новгороде состоялся областной конкурс молодёжных инновационных команд РОСТ (Россия – Ответственность – Стратегия – Технологии), направленный на развитие деловой активности среди научно-технической молодёжи.
Учредители конкурса: департамент образования Нижегородской области, ГОУ ДПО «Нижегородский научно-информационный центр», представительство фирмы «Intel» в Нижегородской области, Центр предпринимательства США–Россия. Председатель оргкомитета – С.В.Наумов (директор ДОНО), сопредседатель – академик А.Г.Литвак (директор ИПФ РАН). Цель конкурса – помочь инициативным школьникам, студентам, аспирантам и молодым специалистам в формировании востребованных инновационных проектов и создании нового бизнеса. В ходе конкурса молодёжные команды получили знания и навыки работы с результатами научно-технической и творческой деятельности, привлечением финансовых средств и ресурсов к инновационным проектам, развитию нового дела. Главный критерий участия – наличие оригинальной идеи, желание учиться и добиваться созидательных результатов.
В конкурсе приняли участие молодёжные команды (до 5 человек в каждой) – генераторы оригинальных научно-технических и конструкторских идей с перспективой технического воплощения и коммерческого использования – из школьников, студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования области, аспирантов, молодых учёных и специалистов в возрасте от 16 до 30 лет. Каждая команда имела также научно-технического куратора.
Основными критериями определения победителей конкурса являлись: оригинальность идеи, уровень научно-технических разработок, сформированность команды (профессиональные навыки и способность коллектива решать задачи, поставленные в проекте), наличие объекта интеллектуальной собственности, патентоспособность результатов проекта, социальная значимость проекта, качество его презентации стратегическим партнерам и потенциальным инвесторам.
Команда нашей школы представила проект «Мобильная метеостанция», которая состоит из модели автомобиля, управляемого с клавиатуры компьютера. Собственно метеостанция, размещённая в кузове, состояла из электронных термометра, психрометра, барометра и анемометра (см. также публикацию Л.В.Пигалицына в № 8/2007. – Ред.). Информация с этих приборов подавалась на вход LPT-порта ПК, обрабатывалась специальной программой и выводилась на экран монитора. Команда состояла из учащихся 11-го класса Свечникова Михаила (главный конструктор проекта, капитан команды) и Кашина Ивана (автора программного обеспечения проекта на языке Дельфи). На фото: корреспондент еженедельника «АиФ» беседует с нашими ребятами.
7 ноября состоялось награждение победителей и участников конкурса. Команда нашей школы заняла 2-е место в номинации «Первый успех». Члены команды были награждены дипломами победителей, памятными подарками и медалями фирмы «Intel». Впереди следующий этап конкурса – в США.
А на этой фотографии – мои ребята, лауреаты и дипломанты Х российских чтений-конкурса им. С.А.Каплана. Стоят: Хвостов Сергей, Свечников Михаил, Глушихин Игнат, Гришин Антон (все из моего Авторского 11-го класса), сидят: Лобынцева Варвара, Бессонова Елена, Хапаева Татьяна (11-й класс), Тюрина Наталья (9-й класс). Я был награжден памятной медалью им. С.А.Каплана и стал лауреатом в секции руководителей. В этом году гостями конкурса и членами жюри были Герой Советского Союза лётчик-космонавт СССР Серебров Александр Александрович, генерал майор космических войск водитель «Лунохода-2» Довгань Вячеслав Георгиевич, космонавт-испытатель РКК «Энергия» Ревин Сергей Николаевич. Из трёх моих учеников-лауреатов двое работали над проектами, связанными со школьной компьютерной лабораторией. Глушихин Игнат сделал «Школьную компьютерную лабораторию по механике». Все эксперименты с программным обеспечением были удачными. Свечников Михаил сделал «Мобильную метеостанцию», взяв из старого оборудования кабинета физики дистанционно управляемый автомобиль. На нём было два электродвигателя, работавших от напряжения 5 В, один для движения веперёд-назад, другой для поворота вправо-влево. Подключили к LPT-порту ПК, и автомобиль стал управляться с клавиатуры. В кузов автомобиля поместили электронные термометр, психрометр, барометр и анемометр, которые передают информацию на LPT-порт. Все эти приборы описаны в моём дистанционном курсе повышения квалификации работников образования «Школьная компьютерная физическая лаборатория»; работает всё замечательно. |