Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2008

Спецвыпуск

Н. В. Захарова

Лекционно-семинарская система обучения физике

Лекционно-семинарская система обучения физике

··· Нижегородский выпуск № 2 ···

Н.В.ЗАХАРОВА,
МОУ СОШ № 11, г. Дзержинск, Нижегородская обл.

Лекционно-семинарская система обучения физике

С 1991 г., когда наша школа стала тесно сотрудничать с Нижегородской сельскохозяйственной академией (НГСХА), у нас были созданы классы естественнонаучного профиля со специфическими требованиями к выпускникам. Приходилось проводить лекции и семинары по отдельным интегрированным с биологией и химией темам, часто искать дополнительный материал к уроку. В 1996/97 уч.г. было решено внедрить в профильных классах лекционно-семинарскую систему (ЛСС).

Я работаю по ней с 1998 г. На первом же этапе стали очевидными её основные и трудности (отсутствие у учащихся сформированных навыков структурирования материала; разрозненность понятий механики, электричества, магнетизма, оптики, отсутствие связей между ними; неумение работать с дополнительной и справочной литературой и самостоятельно планировать свою учебную деятельность), и достоинства (активизация познавательной деятельности, повышение качества знаний по предмету, хороший результат на вступительных экзаменах в НГСХА и другие вузы).

ЛСС предполагает определённый уровень развития общеучебных и предметных умений и навыков, поэтому её внедрение в старшей школе невозможно без подготовительной работы в основной школе. Я начинаю подготовку к ней в три этапа через формирование предметных и общеучебных навыков с 7-го класса (см. таблицу).

Этап

Форма

Результат

Класс

I

Работа с дополнительной литературой Развитие творческой активности учащихся, формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания

7–11

  Уроки-конференции Приобретение в процессе подготовки навыков самостоятельно работать с научнопопулярной литературой, умения анализировать и обобщать, выделять главное, самостоятельно работать с приборами и наглядными пособиями, пользоваться ими во время докладов, демонстрировать опыты, выполнять рисунки и чертежи

7 (последняя четверть) – 8

II

  Активизация восприятия и осмысливания излагае­мого учителем материала

9

  Уроки-семинары Приобретение навыков самостоятельно использовать понятия, законы, принципы физики для объяснения технических устройств и наблюдаемых явлений, их анализа, умения самостоятельно и активно применять имеющиеся знания для решения проблемы постановки новых  

III

Система лекций и семинаров (ЛСС) Проработка темы в форме лекционных блоков с обязательной их отработкой на семинарах разного вида

10–11

В современной школе во втором концентре обучения наряду с традиционными комбинированными уроками уже давно широко используются лекции и семинары. При отсутствии навыка самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой эти занятия малоэффективны. Формировать такой навык можно через работу с текстом (учебника и дополнительной литературы), с помощью образцов выполнения заданий, оформления рефератов, планов обобщённого характера, памяток, алгоритмов (при этом формируются общеучебные ЗУНы – работа с текстом, таблицами, графиками).

В школьной ЛСС различают пять типов уроков: уроки-лекции (первоначальное сообщение сведений), уроки-семинары (овладение знаниями и умениями), практические занятия (лабораторные работы, решение задач), зачёты (применение знаний и контроль), уроки с отчётами о творческих заданиях. Учитель должен чётко представлять для каждого типа урока цели и задачи, функции учителя и учащихся, виды и структуру уроков разного типа. Общее заключается в том, что на процесс обучения отводится больше времени, чем на опрос: лишь после того, как учитель убеждается в том, что знания учащимися приобретены, а умения сформированы, он приступает к проверке качества овладения ими. Так, общие теоретические вопросы каждой учебной темы учитель раскрывает в форме учебных лекций, в которые можно включить вопросы нескольких уроков. Таким образом, общие вопросы группируются в «блок». Иногда, наоборот, вопросы одной темы рассматриваются в нескольких лекциях – с разных точек зрения. Лекции могут идти подряд, но чаще чередуются с уроками другого типа: семинарами, конференциями.

ЛСС достаточно гармонично сочетается с программами Е.М.Гутник (7–9) и Г.Г.Мякишева, Б.Б.Буховцева (10–11) и позволяет сфокусировать внимание в старших классах не на самих понятиях, теориях, законах, явлениях, а на их более глубоком осмыслении и применении.

Например, проанализировав программы по теме «Магнитное поле и электромагнитная индукция», видим, что вопросы изучаются по концентру.

8-й класс

9-й класс

11-й класс

1. Графическое представление о магнитном поле:

• магнитное поле тока;

• постоянные магниты.

2. Действие магнитного поля на проводник с током:

• электроизмерительные приборы

1. Магнитное поле и его изображение:

• постоянные магниты;

• магнитное поле проводника с током.

2. Действие магнитного поля на проводник с током:

• индукция магнитного поля.

3. Магнитный поток.

4. Явление электромагнитной индукции:

• получение переменного электрического тока;

• электромагнитное поле

1. Графическое представление магнитного поля:

• магнитное поле и его характеристика;

• силы, действующие со стороны магнитного поля на проводник с током и электрические заряды.

2. Расчёт сил магнитного поля:

• электромагнитная индукция и магнитный поток.

3. Правило Ленца.

4. Закон электромагнитной индукции:

• самоиндукция;

• индуктивность;

• электромагнитное поле

Из таблицы видно, что уже в 9-м классе можно проводить отдельные семинары по этой теме, а в 11-м классе полностью ввести в тему ЛСС. На диаграмме представлены результаты анализа качества знаний в двух параллелях (с 8-го по 11-й класс, 2003/06 уч.г.): один класс обучался по классно-урочной системе (КУС), а второй – по лекционно-семинарской. Контрольные точки в каждом классе взяты с учётом программы (см. таблицу). Видно, что результативность (то, к чему мы стремимся) в классе с ЛСС выросла быстрее и достигла своего максимума. Выше и качество знаний.

Наблюдения, методы диагностики и анализа деятельности учащихся позволяют сделать вывод о безусловной эффективности ЛСС с точки зрения обеих сторон процесса обучения:

школьники стремятся к реализации своих способностей, активно учатся, успешно общаясь с окружающими, быстро повышают успеваемость и качество знаний;

Уровень обученности

учитель меньше времени тратит на домашнюю подготовку, имеет возможность дифференцировать обучение, проводя индивидуальную и групповую работу, может увеличить время на отработку ЗУН.

Есть и минусы. Поскольку устный опрос заменяется письменными работами, увеличивается перегрузка учителя за счёт необходимости их проверки, но этот вопрос можно решить, приглашая консультантов из числа учеников, качественно справляющихся с программой. Таким образом, положительных моментов гораздо больше.

Хочется отметить, что работа по лекционно-семинарской системе в нашей школе ведётся не только в рамках нашего предмета. Все учителя естественнонаучных дисциплин (математика, биология, география, химия, физика) уже 6 лет полностью работают по данной системе. Итогом нашей общей работы является высокий уровень знаний, показанный учащимися на вступительных экзаменах в НГСХА и другие вузы.

ОТ РЕДАКЦИИ. Пример семинара («Методы регистрации заряженных частиц», 11-й класс) дан в № 8/07.

Наталья Владимировна Захаров

Наталья Владимировна Захарова окончила физический факультет НГПУ по специальности «Физика и естествознание», учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 9 лет. Вместе с дочерью (10 лет) в свободное время любит выращивать цветы.