Спецвыпуск
Т. Ю.
Кузьмичёва,
< tyuk2001@mail.ru >, МОУ гимн. № 38 с УИАЯ, г. Дзержинск, Нижегородская обл.
Формирование научной и профессиональной компетентностей
··· Нижегородский выпуск № 2 ···
Т.Ю.КУЗЬМИЧЁВА,
гимназия № 38, г. Дзержинск
Формирование научной и профессиональной компетентностей
О компетентностном подходе в обучении физике. В 2007 г. Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира («Аргументы и факты – Н.Новгород», № 31, 2007 со ссылкой на «Financial Times») [1]. Рейтинг показывает подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования, а также уровень преподавания естественных наук (математики, физики, химии и информатики). По качеству образования в области естественных наук первое место заняла Финляндия, далее идут Исландия, Ирландия, Дания, Швейцария, Бельгия. В «десятке сильнейших» Сингапур, Гонконг, Тайвань и Малайзия. Голландия заняла 18-е место, опередив Японию, Великобританию, Германию, Швецию, Францию. Россию авторы даже не упоминают. По качеству преподавания естественных наук в «десятку сильнейших» вошли: из Европы – Финляндия, Бельгия, Швейцария, Франция, Чехия; из Азии – Сингапур, Гонконг, Индия, Тунис, Тайвань.
Оказывается, что не всегда экономически развитые страны занимают ведущие позиции в образовании. Например, Китай и Тунис обогнали Великобританию.
России ни в одном списке передовиков нет.
Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении естественнонаучных дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение нашей школы формировать компетенции у школьников. Деятельностная направленность образования, компетентностный подход в повседневной работе школы должны сместить акценты с «заучивания» знаний на формирование умений, компетентностей.
Выдвинут лозунг «Формирование компетентностей должно стать массовой технологией». Педагогической концепцией новых «Государственных стандартов второго поколения» в России является системно-деятельностный компетентностный подход в обучении (http://www.apkpro.ru – сайт Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования) [2]. Именно он в итоге должен дать основные результаты обучения и воспитания в виде сформированных общих и ключевых компетентностей.
В содержании образования (в частности, в математике и физике) должна быть увеличена доля практической составляющей (конечно, без ущерба для фундаментальных знаний). Сочетание «ЗУНы» заменяют на «ЗУКи» (знания, умения и компетентности). И это не одно и то же.
Общие компетенции в физике – это, например, умение решать классы задач на базе приобретённых знаний. Формированию этих умений помогут современные педагогические технологии (практикумы, модульные программы), информационные технологии.
Ключевые компетенции – это умение выполнять целостное, понятное, грамотное действие, решать реальную ситуацию, задачу. Как правило, их формирование может активно осуществляться через межпредметную интеграцию.
Интересно, что в 2005 г. в рамках международного проекта, организованного Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США, была выпущена книга «Определение и отбор ключевых компетентностей». В ней выделены такие ключевые компетентности, как автономное рефлексивное действие, интерактивное использование средств, участие в работе неоднородных групп, критическое мышление, решение задач («Политика образования». – «1 сентября», № 12 от 23 июня 2007) [3].
Мы предлагаем свои варианты формирования некоторых общих и ключевых (научной и профессиональной) компетентностей.
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
• I закон термодинамики, описывающий механические и тепловые явления, легко запоминается. Но применять этот закон к описанию реальных явлений учащиеся затрудняются. Усиленным тренингом можно помочь им глубже вникнуть в смысл закона. При этом и формируется ключевая компетентность: описание конкретного явления в природе или процесса в технике, быту с точки зрения I закона термодинамики.
Значит, необходимо уверенно владеть этим законом как инструментом. Полезно начинать работу по формированию нужной компетентности с создания и осознания широко известной обобщающей таблицы (см., например, статью Савиной С.А. «Некоторые аспекты технологии обобщения и закрепления» в «Физике» (ПС), 2007, № 8). Но в цитируемой таблице не хватает конкретных примеров. А именно они убеждают ребят в том, что мир реально познаваем и подчиняется законам, которые человек уже сумел открыть и познать. И только осознав эти факты, закрепив умения применять I закон термодинамики, учащиеся приобретут требуемую ключевую компетентность.
Тренинг можно провести, разбирая конкретные примеры явлений природы, процессов в технике, в быту и т.д. (например, из учебника и дополнительной литературы):
Процессы |
Формулы |
Примеры |
Изотермический |
А (или А') = –Q |
«Вечный двигатель» – не вечен, т.к. для совершения работы необходимо поступление энергии, например, количества теплоты Q. При отсутствии этого поступления изотермический процесс нарушается – работа совершается за счёт убыли внутренней энергии до 0. (Очень интересен и полезен семинар «Защита проектов “вечных двигателей”».) |
Изобарный |
р = const, U = Q + A |
Двигатели смешанного типа |
Изохорный |
V = const, А
= 0, |
Нагрев воды в чайнике; нагрев воздуха в комнате; получение планетой Земля энергии от Солнца (видеофильм «Астрономия»); выделение энергии (образование ледяного покрова – без учёта изменения объёма) |
Адиабатный |
Q = 0, |
Нагрев насоса при накачивании шины (фронтальный эксперимент); вспыхивание смоченной эфиром ватки при резком вдвигании поршня в сосуд ( демонстрационный эксперимент – натурный или видеофильм); охлаждение и конденсация пара в облаке при его быстром поднятии вверх и резком расширении в атмосфере – объяснение образования облаков в атмосфере Земли (можно поработать с учебником или его электронными вариантами); рабочий ход ДВС; гравитационное сжатие звезды (А), нагрев и «вспыхивание» термоядерных реакций в центре звезды (U 0) (видеофильм «Астрономия») |
После выполнения тренировочных заданий необходимо предоставить учащимся возможность поработать самостоятельно. Приведём примеры карточек для самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями (+ + +, + + и +).
После самостоятельной работы обязательно нужно провести анализ предложенных ответов. Например:
Вариант 1
1. Так как Q = U + А' (вторая запись I закона термодинамики), а, по условию, Q = 0, то U = –А'. В верхних слоях тропосферы водяные пары резко расширяются, совершая работу А', значит, их внутренняя энергия уменьшается (знак «–»). Температура уменьшается, водяные пары конденсируются, образуя облака и – в дальнейшем – тучи.
2. Используем первую запись I закона термодинамики: U = Q + А.
Для адиабатного процесса Q = 0, значит, U = А. При адиабатном сжатии работа идёт и на уменьшение объёма, и на увеличение внутренней энергии, т.е. на повышение температуры.
Для изотермического процесса U = 0, значит, при изотермическом сжатии работа идёт только на уменьшение объёма, а температура Т = const.
В итоге Аадиаб > Аизотерм, значит, площадь под кривой адиабаты должна быть больше площади под кривой изотермы: график адиабаты идёт круче, чем график изотермы.
Формирование экологической компетентности
При подведении итогов темы «Тепловые явления» очень полезно в рамках деятельностного подхода провести деловую игру «Работает институт космической опасности» – решить проблемы, над которыми работает целый институт. Серьёзные научные расчёты помогут в формировании научной экологической компетентности.
Что же должны получить ребята из расчётов?
Лаборатория тепловой опасности: покровные льды на земном шаре в основном сосредоточены в Антарктиде и Гренландии. Площадь Гренландии SГ = 2,2 · 106 км2, площадь Антарктиды SА=14 · 106 км2, суммарная площадь льдов S = SА + SГ.
Если толщина льдов h = 1 км, то V = hS = 16,2 · 106 км3, m = 14,6 · 1018 кг, Q = m, Q = 4,8 · 1024 Дж.
Этого количества тепла достаточно для таяния данного объёма льда. Тогда образуется лишний объём воды Vв = 16,2 · 106 км3.
Площадь поверхности земного шара S = 4R2 = 5 · 108 км2. Разделим объём на площадь и получим высоту столба воды, распределённой по всей поверхности земного шара h = 32 м. Огромные территории будут затоплены, в том числе плодородные сельскохозяйственные земли, крупные портовые города, населённые районы Европы, Азии, Америки. А это – катастрофа.
Лаборатория «Тепловые двигатели»: одна из причин изменения климата – нагревание атмосферы Земли выхлопными газами тепловых двигателей. Пусть m = V – масса атмосферы, где V – объём атмосферы, – её плотность, а Q = cmTk, где с – удельная теплоёмкость воздуха, k – число автомобилей.
Объём атмосферы:
Масса атмосферы m = 6,8 · 1018 кг.
Количество теплоты, выделяемой автомобилями в атмосферу за год, Q = 1,58 · 1019 Дж.
Изменение температуры за год значит, за 100 лет атмосфера нагреется на 0,2°, а это уже опасно!
В СМИ приводятся сведения, что в течение ХХ в. температура повысилась приблизительно на градус.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Заглянем на любые курсы или семинары, где готовят специалистов для выполнения конкретных профессиональных операций. И мы увидим, что основная деятельность обучаемых проходит в самостоятельной работе, тренингах и деловых играх. Будущие специалисты оттачивают свои умения, чтобы стать компетентными в своей области. Так и на уроках физики мы можем хотя бы имитировать элементы такой работы для некоторых профессий. А это важно для активной и неформальной профориентационной работы школы.
Вот как, например, может выглядеть деловая игра на уроке физики по теме «Спектральный анализ». Первые минуты посвящаю полному обзору по вопросам:
– Как рождается свет? (Повторяем постулаты Бора в электронной версии «Открытая физика»[4].)
– Как образуются различные виды спектров? (Повторяем условия образования различных видов спектров в электронной версии «Открытая астрономия» [5].)
Далее класс делится на три основные творческие группы. Каждая группа получает своё профессиональное задание: для «следователей», для «астрофизиков обсерватории», для «астрономов – специалистов по метеоритам (“Комитет по метеоритам”)». Школьники-специалисты должны не только выполнить грамотно свою работу, но и суметь ярко, правильно её презентовать – защитить. Уровень организации повторения теории и защиты зависит от мастерства учителя.
Я организую такие этапы урока: повторение теории спектрального анализа; задание в криминалистическую лабораторию спектрального анализа судебной медицины; задание в лабораторию спектрального анализа астрономической обсерватории; задание в научную лабораторию спектрального анализа «Комитета по метеоритам».
1. Повторение теории спектрального анализа
I. Как рождается свет?
Постулаты Бора:
– Стационарное состояние Еn, Еm.
– Переходы:
II. Спектры
III. Виды спектров
Спектры |
Источники |
1. Непрерывные (сплошные) |
Твёрдые, жидкие и газообразные тела в нагретом состоянии (Т > 0) |
2. Линейчатые |
Атомы в возбуждённом состоянии |
3. Полосатые |
Молекулы в возбуждённом состоянии |
4. Поглощения |
Холодные газы на пути света от более горячих тел |
2. Задания в криминалистическую лабораторию спектрального анализ судебной медицины
Задание 1. Определить наличие следов крови на образцах одежды подозреваемого в убийстве.
План действий при исследовании:
– Какого типа спектр необходимо получить для исследования, чтобы органические вещества живых тканей не разрушились под воздействием высоких температур?
– Что такое гемоглобин?
– Сравните спектр образцов одежды подозреваемого (2) с эталоном спектра крови (гемоглобина) (1) из «Атласа спектральных линий».
– Сформулируйте свой вывод.
Задание 2. Определите наличие яда в тканях стенок желудка погибшего.
План действий при исследовании:
– Сравните спектр образцов ткани стенок желудка (1) с эталоном спектральных линий из «Атласа спектральных линий» (2).
– Сформулируйте заключение.
3. Задание в лабораторию спектрального анализа астрономической обсерватории
Проведите спектральный анализ двух звёздных объектов и дайте его сравнительные результаты. Спектры: 1 – Солнца; 2 – водорода; 3 – гелия; 4 – Сириуса; 5 – Бетельгейзе.
План действий при исследовании:
– К какому типу относится данный спектр?
– Используя эталоны спектров, проведите качественный и количественный химический анализ Солнца (1).
– Проведите такой же анализ для звёзд Сириус (4) и Бетельгейзе (5).
– Изучите таблицу «Характеристики спектральных классов звёзд» (электронный вариант – «Открытая астрономия-2,5»).
– Используя таблицу и результаты своих исследований, составьте научный отчёт о данных объектах (в любой удобной для вас форме).
Характеристики спектральных классов звёзд
Спектральный класс |
Цвет |
Температура, К |
Особенности
|
Типичные |
|
W |
Голубой |
80 000 |
Линии гелия, азота, кислорода |
Парусов |
|
О |
Голубой |
40 000 |
Интенсивные линии ионизованного гелия, линий металлов нет |
Минтака |
|
В |
Голубовато-белый |
20 000 |
Линии нейтрального гелия. Слабые линии Н и K ионизованного кальция |
Спика |
|
А |
Белый |
10 000 |
Линии водорода достигают наибольшей интенсивности. Видны линии Н и K ионизованного кальция, слабые линии металлов |
Сириус, Вега |
|
F |
Желтоватый |
7000 |
Ионизованные металлы. Линии водорода ослабевают |
Процион, Канопус |
|
G |
Жёлтый |
6000 |
Нейтральные металлы, интенсивные линии ионизованного кальция Н и K |
Солнце, Капелла |
|
К |
Оранжевый |
4500 |
Линий водорода почти нет. Присутствуют слабые полосы оксида титана. Многочисленные линии металлов |
Арктур, Альдебаран |
|
М |
Красный |
3000 |
Сильные полосы оксида титана и других молекулярных соединений |
Антарес, Бетельгейзе |
|
L |
Тёмно-красный |
2000 |
Сильные полосы CrH, рубидия, цезия |
Kelu1 |
|
T |
Коричневый карлик |
1500 |
Интенсивные полосы поглощения воды, метана, молекулярного водорода |
Gliese 229B |
4. В научную лабораторию спектрального анализа «Комитета по метеоритам»
Задание: проведите спектральный анализ импактного вещества из кратера Светлояр (импактиты – сплав метеоритного вещества с земной горной породой, образованный в результате ударного взрыва метеорита).
План действий при исследовании:
– Какого типа спектр представлен на спектральной пластинке? (Спектры не приводим из-за плохого качества оригинала. – Ред.)
– Каковы этапы процесса подготовки материала для проведения спектрального анализа в лаборатории? Расскажите об этих этапах.
– Сравните спектральные линии № 2, 3 и 4 спектров вещества, подозрительного на метеоритное, с линиями эталона железа (спектр № 5), проанализируйте возможный вариант качественного химического состава импактитов.
Что вы знаете о метеоритах?
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как заявляет координатор российских образовательных проектов Исаак Фрумин [2], компетентностный подход в обучении обязательно приведёт к изменению учебных материалов (они станут соответствовать современной фундаментальной и педагогической науке) и самой практики образования! Конечно, ещё много работы для педагогики, неправилен порядок создания учебников, при котором «тормозится» всё новое. Но прогресс остановить невозможно, и новые подходы рано или поздно пробьют себе дорогу.
Литература
1. Аргументы и факты – Н.Новгород, 2007, № 31.
3. А.Витковский. Интервью у координатора российских образовательных проектов И.Фрумина. Политика образования. – «1 сентября», № 12 от 23 июня 2007 г.
4. Компакт-диск «Открытая физика-2,5», 2003.
5. Компакт-диск «Открытая астрономия-2,5», 2004.
Тамара Юрьевна Кузьмичёва – заслуженный учитель России, лауреат конкурса «Лучшие учителя России-2006», учитель высшей квалификационной категории, Соросовский учитель, педагогический стаж 33 года. Любит путешествовать по интересным местам, вовлекая учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Успешно много лет принимает с ребятами участие в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах. Имеет авторские программы, связанные с межпредметной интеграцией, особенно физики с астрономией. Вместе с ребятами гордится сотрудничеством с Нижегородским планетарием, с Поволжским центром аэрокосмического образования, с НОУ ИПФ РАН (Институт прикладной физики Российской академии наук). Муж – строитель, дочь и сын – взрослые, работают в Москве и Нижнем Новгороде по специальности.