Спецвыпуск
А. В. Ашина
Использование инновационных технологий на семинарах
··· Нижегородский выпуск № 2 ···
А.В.АШИНА,
МОУ СОШ № 36, г. Нижний Новгород
Использование инновационных технологий на семинарах
В современную школу мощно ворвались электронные средства обучения: компьютерные программы, электронные учебники на CD- и DVD-дисках, виртуальные лаборатории, подборки задач, сетевые (интернет) продукты, мультимедиапроекторы и т.п. Это позволяет проводить уроки на более высоком качественном уровне, привлекать к решению задач каждого ученика. Особенно хорошо это получается при проведении семинарских занятий. Хочу поделиться опытом проведения обобщающего семинара в 10-м классе по теме «Электростатика», где используется презентация.
Тема семинара и вопросы к нему были объявлены заранее, чтобы каждый ученик мог выбрать заинтересовавший его вопрос. В результате образовались 6–8 творческих групп. Каждый при подготовке к семинару, общаясь с учителем и работая с дополнительной литературой, углублял свои знания и имел возможность самовыражения.
Приведём примеры заданий на двухчасовом семинаре:
Основной вопрос группы |
Содержание и форма презентации |
1. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон Кулона, закон сохранения зарядов |
Теория, история открытия электрических явлений, демонстрация компьютерного физического эксперимента (анимация) |
2. Электрическое поле и его характеристики. Суперпозиция полей |
Демонстрация видеоролика «Получение спектров электрического поля в жидкой среде», динамические обобщающие таблицы |
3. Спектры электрических полей |
Графическое изображение электрических полей, создаваемых точечными зарядами – от 1 до 9 (программа Паскаль) |
4. Проводники и диэлектрики в электрическом поле |
Компьютерные демонстрации (анимации) и теоретическое обоснование поведения проводников и диэлектриков в электрическом поле |
5. Применение теоремы Гаусса при решении задач |
Разбор способов решения типичных и нестандартных задач |
6. Конденсаторы и их применение |
Демонстрация собственного видеоролика «Применение конденсаторов» |
7. Энергия электрического поля |
Разбор способов решения типичных и нестандартных задач |
8. Значение темы «Электростатика» |
Философская и техническая значимость темы «Электростатика» |
В начале семинара учитель чётко формулирует цели и задачи, выдаёт оценочные ведомости, напоминает критерии вы ставления оценок.
Цель: сформировать компетентность учащихся по теме «Электростатика» в умении решать задачи и объяснять явления природы.
Задачи: обобщить материал по теме, продолжить формирование научного мировоззрения, совершенствовать навыки решения задач; формировать критическое мышление, коммуникабельность, адекватную самооценку, взаимодействия при подготовке и проведении семинара; расширить кругозор, активизировать работу с научной и популярной литературой, использовать умения работать с компьютером.
После защиты каждой презентации, на которую отводится в среднем 5 минут, выступление обсуждается, предлагаются дополнения и поправки. Каждая группа даёт задачу (качественную или расчётную) для решения всем классом с последующим разбором этого решения.
Оценочная ведомость
Вопрос, авторы | Качество презентации | Научность, глубина, новизна | Умение защитить презентацию | Решение задач |
1 | ||||
2 | ||||
... |
Приводим пример тестового задания, а в рубрике «Дополнительные материалы» к № 2 на сайте газеты http://fiz.1september.ru – презентации десятиклассников: «Проводники и диэлектрики в электрическом поле» Ю.Сямиуллиной, «Теорема Гаусса» Е.Шиловой, Е.Тильковой, «Электрические заряды и их взаимодействие» Ю.Преснова, А.Свешникова.