Задачи, тесты
М. В. Чернышёва
Задачи с занимательным содержанием. 7-й и 9-й классы
М.В.ЧЕРНЫШЁВА,
ЦО № 1943, г. Москва
Задачи с занимательным содержанием
Две контрольные за третью четверть. 7-й и 9-й классы
Для большинства детей физика кажется наукой абстрактной, совершенно РЅРµ связанной СЃ жизнью, тем более СЃ РёС… жизнью. Р’ задачниках идёт речь Рѕ «телах», «деформациях» Рё прочих вещах, для детей совершенно безликих, РЅРµ заставляющих работать воображение Рё РЅРµ представляющих интереса. Поэтому РїСЂРё формулировке фабулы задач, особенно для учащихся 7–8-РіРѕ классов, лучше РёС… как-то «оживлять». Рто позволяет лучше представить явление, снять стресс РЅР° контрольной работе, связать знания, получаемые РЅР° СѓСЂРѕРєРµ, СЃ жизненным опытом.
Одно из направлений повышения интереса к уроку – задачи-сказки. В контрольной я даю несколько задач, связанных общей фабулой, причём данные, упомянутые один раз, годятся и для следующих задач, так же как полученные в первой задаче результаты могут служить данными для последующих. Например, в первой задаче ученик находит скорость Бабы-яги, в следующей ему надо найти её кинетическую энергию, хотя дана только масса. В этой ситуации невозможно просто «жонглировать» данными или списать формулу, в которую входит «то, что дано», – необходимо знать, как найти искомую величину и какие данные необходимы. Конечно, персонажем такой контрольной может быть не только Баба-яга, Незнайка или Гарри Поттер, но и сам ученик со своей семьёй и даже любимая группа «Ленинград», – они ведь также живут в мире, в котором действуют законы физики, могут ехать в поезде с какой-то скоростью, греть чай от температуры t1 до кипения и, к сожалению, выбросить в окно огрызок яблока, который полетит по определённой траектории с начальной скоростью 0.