И.Н.БУЗДАЛИНА,
СОШ № 1, г. Воронеж
Волшебные спички
Элективный курс 18 ч (2 9). ФИЗИКА + ИСТОРИЯ + БИОЛОГИЯ + ХИМИЯ
Курс строится на материале тем «Тепловые явления», «Работа, энергия, мощность», «Горение как окислительная реакция», «Роль тепла в развитии растительного и животного мира». Содержание курса дополняет изучаемый материал, знакомит школьников с историей создания спичек, их строением, химическим составом, с начальными сведениями сложного физико-химического процесса горения, а также с влиянием холода и тепла на развитие живых организмов. Акцент сделан на практическое использование изученных теоретических вопросов в реальных жизненных условиях, т.к. спичка является необходимым жизненным элементом жизни человека.
Цели курса
Социально-психологические: оказать учащимся помощь в принятии решения в выборе профиля обучения и направлении дальнейшего образования; создать условие для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному определению в целом.
Академические: расширить представления учащихся об окружающем мире; удовлетворить интерес к устройству окружающих их предметов; удовлетворить интерес к познанию растительного и животного мира; способствовать развитию творческих способностей.
Задачи курса: способствовать формированию навыков групповой работы, развитию интереса к изучению физики, развитию творческих наклонностей, формированию теоретических и практических умений.
Резюме
В процессе обучения вы познакомитесь с историей создания спичек как источника тепла, необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности человека, научитесь наблюдать и изучать физические явления, в частности, связанные с горением спички, описывать результаты наблюдений, объяснять явления, делать выводы и применять полученные знания на практике. Знания, приобретённые при изучении этого курса, расширят ваши представления о таких простых и знакомых с детства предметах, как спички.
Волшебные спички
Модуль «История»
Тема 1. «Кто придумал спички». Что представляют собой спички? Основное их назначение. История создания спички. Первые фосфорные спички – «спички-люциферы». «Безопасные» спички.
Проекты:
1. Составление хронологической таблицы «История создания спички».
2. «Как спички „пришли” в Россию».
Тема 2. «Какие бывают спички». Спички обычные, охотничьи, каминные, для туристов и геологов, ветровые, сигнальные, штормовые, спички-«термиты».
Проекты:
1. Советы бывалого туриста, как добывать огонь.
2. У костра.
Модуль «Биология»
Тема 3. «Необходимость создания спички. Тепло и холод». Повышение температуры. Недостаток и избыток тепла, их влияние на растительный и животный мир. Обмен веществ в организме человека и его связь с температурой.
Проекты:
1. Влияние тепла и холода на рост растений.
2. Физические нагрузки и температура человека.
Тема 4. «Почему спичка деревянная?» Определение дерева как одного из жизненных форм высших растений. Структура дерева. Определение древесины как сосудистой ткани растений. Назначение древесины. Виды деревьев.
Проекты:
1. Изучение строения древесины.
2. Отличие древесины хвойных деревьев от лиственных.
Модуль «Химия»
Тема 5. «Горение как процесс окисления». Химический состав спичек. Окислительно-восстановительные реакции.
Проекты:
1. Изучение процесса горения как сложного физико-химического процесса.
2. Изучение химического состава спичек.
Модуль «Физика»
Тема 6. «Спичка – источник энергии». Определения работы, энергии, количества теплоты, мощности. Мощность бытовых электроприборов (лампы накаливания).
Лабораторная работа: измерить мощность горящей спички.
Тема 7. «Спички детям не игрушки!» Горение как сложный физико-химический процесс, связанный с выделением большого количества тепла и света. Понятие тепла, тепловых явлений. Как и почему горит спичка? Вертикальное пламя.
Проекты:
1. Зачем спичкой надо чиркать?
2. Вспыхнул, как спичка.
3. Дуем на спичку и на угли.
Тема 8. «Получение энергии и охрана окружающей среды». Чёрные камни Марко Поло. Различные виды топлива. Сжигание топлива. Тепловые двигатели. Влияние процесса горения на экологическую систему. Охрана окружающей среды.
Проекты:
1. Природные запасы угля, нефти и газа.
2. Способы замены тепловых двигателей на экологически чистые.
Тема 9. «Волшебные спички». Занимательные задачи с использованием спичек. Объяснение наблюдаемых явлений на основе физических законов.
Проекты:
1. Спичка-«водолаз».
2 . «Волшебные спички».
3. Спички в пластиковой бутылке.
Инна Николаевна Буздалина – учитель физики высшей квалификационной категории Окончила физфак ВГУ в 1984 г., педагогический стаж 19 лет. Работала в школах г. Торжка, Москвы и Воронежа. С 1995 г. работает в школе № 1 с углублённым изучением отдельных предметов. Её ученик Мармо Сергей в 2003 г. участвовал во Всероссийской олимпиаде по физике. Замужем. Оба сына, Юрий и Алексей, – студенты ВГПУ.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина Vip Casual, предлагающего продукцию английской компании Fred Perry. Ассортимент товаров компании разнообразен и не имеет возрастных ограничений, сочетая в себе спортивный стиль с элегантным дизайном – это мужская одежда, обувь и аксессуары. Перейдя по ссылке: «http://www.vipcasual.ru/catalog/polo-fred_perry-muzhskaya_odezhda/», вы сможете приобрести поло Fred Perry, представленные в большом количестве расцветок – ярких энергичных или спокойных нейтральных оттенков, а так же классических – черных и белых цветов. Кроме того, поло Fred Perry выполнены как с приталенным силуэтом, подчеркивающими фигуру, так и с свободным прямым, есть модели с длинным и коротким рукавом.