С.В.КАЛАШНИКОВ,
МОУ СОШ № 2, с. Красноусольский,
Респ. Башкортостан
Просто и наглядно
Электрическое сопротивление. На демонстрационном столе в определённом порядке расставляем кости домино – это «ионы кристаллической решётки». С наклонной плоскости спускаем на них небольшие шарики – «электроны». Одни шарики благополучно прокатываются, а другие врезаются в «ионы». Опыт служит моделью электрического сопротивления проводников.
Вес тела. Перегрузка. К магниту, подвешенному на прочной нити, подносим снизу массивный кусок железа. Железо «прилипает» к магниту. Медленно потянув за нить, можно поднять оба тела, а при резком рывке железо отрывается. В классическом опыте с гирей нить должна обязательно оборваться, после чего её необходимо вновь привязывать к гире, а это отнимает время на уроке. Используя магнит, можно повторить опыт несколько раз без затрат времени на подготовку.
Механический резонанс. Трубку жидкостного манометра наполовину заполняем подкрашенной водой. Соединяем её с теплоприёмником (для демонстрации явления излучения) длинной резиновой трубочкой. Периодически нажимая пальцами на коробочку теплоприёмника, замечаем увеличение амплитуды вынужденных колебаний воды в манометрической трубке.
Внутренняя энергия и механическая работа. Для обнаружения связи между этими величинами ставится опыт с эфиром в латунной трубке. Этот опыт можно поставить и без эфира, а в качестве индикатора нагревания взять жидкостный манометр. Латунную трубку на треноге затыкаем пробкой с резиновой трубкой, другой конец которой соединяем с манометрической трубкой. Натирая тонкой верёвкой латунную трубку, замечаем, что воздух внутри неё нагревается, о чём можно судить по показаниям манометра. Из этого делаем вывод, что, совершая работу над телом, мы увеличиваем его внутреннюю энергию.