А.И.МАРКОВ,
МОУ Новоборская СОШ
им. С.М.Черепанова,
Республика Коми
Организация физпрактикума
Учебный физический эксперимент – один из важнейших компонентов обучения физике, он наглядно иллюстрирует физические закономерности, облегчает формирование научных представлений и обеспечивает отработку умений. На его основе реализуется дидактический путь познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».
На протяжении всех лет работы я уделяю большое внимание физическому практикуму в старших классах. Во внеурочное время, за неделю до начала физпрактикума, провожу занятия с 3–4 учащимися, изъявившими желание быть консультантами, объясняю им, какие работы практикума будут проводиться, знакомлю с лабораторными установками и инструментами. Консультанты выбирают по две работы, получают инструкции и дома повторяют, а при необходимости изучают теоретический материал, необходимый для выполнения работ, разбираются в описаниях.
Затем консультанты приходят и выполняют в физкабинете выбранные работы: собирают установки, включают их, регулируют, ставят опыты, проводят измерения, делают вычисления, отвечают на контрольные вопросы, составленные мною к каждой работе.
Перед началом физпрактикума (вечером) собираю всех учащихся класса (максимум 20 человек) и с помощью консультантов знакомлю их с новыми приборами, которые будут использоваться в работах практикума, принимаю зачёт по технике безопасности, отрабатываю навыки подсчёта погрешностей.
При проведении самого физпрактикума консультанты перед уроком расставляют на столах приборы для выполнения работ, а после урока убирают их. Со звонком учащиеся парами, по заранее составленному мною графику, начинают выполнять очередные работы, обращаясь при возникновении трудностей за помощью к консультанту. После выполнения работы и обработки результатов пара сдаёт консультанту зачёт: отвечает на контрольные вопросы, показывает результаты эксперимента, комментирует их, представляет произведённые расчёты, делает выводы.
Ф. и. ученика | № лабораторной работы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... | 9 | |
Артеева Светлана |
12.04 |
14.04 |
19.04 |
||||
Новикова Виктория |
12.04 |
14.04 |
19.04 |
||||
Рочева Ирина |
12.04 |
14.04 |
19.04 |
||||
... |
Консультант выставляет оценки в сводную ведомость, лежащую на учительском столе. Консультанты за урок успевают не только проверить выполнение работ у своих товарищей (это две пары), но и выполнить свои. Я в это время внимательно слежу за группами, слушаю ответы учащихся, наблюдаю за работой консультантов.
Сводная ведомость для выставления оценок консультантами
Ф. и. ученика | № лабораторной работы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... | 9 | |
Артеева Светлана Герасимов Григорий |
5 | ||||||
4 | |||||||
Новикова Виктория Комаров Александр |
4 | ||||||
4 | |||||||
Рочева Ирина Лядик Алексей |
5 | ||||||
5 | |||||||
... |
Второй год я работаю по программе В.А.Касьянова. Согласно ей и методическому пособию «Тематическое и поурочное планирование, 10-й класс (102 ч)», времени на физпрактикум в 10-м классе не отводится. Но мне удалось выделить 10 ч за счёт уплотнения теоретического материала и вынесения некоторых тем на факультативные занятия. Перечисляю работы физпрактикума, которые я провожу в конце учебного года (всего 9): «Определение длины звуковой волны и скорости звука в воздухе»; «Проверка уравнения состояния газа (pV/T = const)»; «Измерение ёмкости конденсатора с помощью гальванометра»; «Исследование зависимости силы упругости от деформации тела и измерение модуля Юнга стали»; «Изучение закона сохранения импульса при упругом взаимодействии тел»; «Сравнение работы силы упругости с изменением кинетической энергии тела»; «Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту» (на баллистическом пистолете); «Измерение поверхностного натяжения воды методом отрыва капель»; «Измерение относительной влажности воздуха по дефициту влажности и точке росы».