Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №23/2007
Организация физпрактикума

А.И.МАРКОВ,
МОУ Новоборская СОШ
им. С.М.Черепанова,
Республика Коми

Организация физпрактикума

Учебный физический эксперимент – один из важнейших компонентов обучения физике, он наглядно иллюстрирует физические закономерности, облегчает формирование научных представлений и обеспечивает отработку умений. На его основе реализуется дидактический путь познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

На протяжении всех лет работы я уделяю большое внимание физическому практикуму в старших классах. Во внеурочное время, за неделю до начала физпрактикума, провожу занятия с 3–4 учащимися, изъявившими желание быть консультантами, объясняю им, какие работы практикума будут проводиться, знакомлю с лабораторными установками и инструментами. Консультанты выбирают по две работы, получают инструкции и дома повторяют, а при необходимости изучают теоретический материал, необходимый для выполнения работ, разбираются в описаниях.

Затем консультанты приходят и выполняют в физкабинете выбранные работы: собирают установки, включают их, регулируют, ставят опыты, проводят измерения, делают вычисления, отвечают на контрольные вопросы, составленные мною к каждой работе.

Перед началом физпрактикума (вечером) собираю всех учащихся класса (максимум 20 человек) и с помощью консультантов знакомлю их с новыми приборами, которые будут использоваться в работах практикума, принимаю зачёт по технике безопасности, отрабатываю навыки подсчёта погрешностей.

При проведении самого физпрактикума консультанты перед уроком расставляют на столах приборы для выполнения работ, а после урока убирают их. Со звонком учащиеся парами, по заранее составленному мною графику, начинают выполнять очередные работы, обращаясь при возникновении трудностей за помощью к консультанту. После выполнения работы и обработки результатов пара сдаёт консультанту зачёт: отвечает на контрольные вопросы, показывает результаты эксперимента, комментирует их, представляет произведённые расчёты, делает выводы.

Ф. и. ученика № лабораторной работы
1 2 3 4 5 ... 9

Артеева Светлана
Герасимов Григорий

12.04

14.04

19.04

       

Новикова Виктория
Комаров Александр

 

12.04

14.04

19.04

     

Рочева Ирина
Лядик Алексей

   

12.04

14.04

19.04

   
...              

Консультант выставляет оценки в сводную ведомость, лежащую на учительском столе. Консультанты за урок успевают не только проверить выполнение работ у своих товарищей (это две пары), но и выполнить свои. Я в это время внимательно слежу за группами, слушаю ответы учащихся, наблюдаю за работой консультантов.

Сводная ведомость для выставления оценок консультантами

Ф. и. ученика № лабораторной работы
1 2 3 4 5 ... 9
Артеева Светлана
Герасимов Григорий
5            
4            
Новикова Виктория
Комаров Александр
4            
4            
Рочева Ирина
Лядик Алексей
5            
5            
...              

Второй год я работаю по программе В.А.Касьянова. Согласно ей и методическому пособию «Тематическое и поурочное планирование, 10-й класс (102 ч)», времени на физпрактикум в 10-м классе не отводится. Но мне удалось выделить 10 ч за счёт уплотнения теоретического материала и вынесения некоторых тем на факультативные занятия. Перечисляю работы физпрактикума, которые я провожу в конце учебного года (всего 9): «Определение длины звуковой волны и скорости звука в воздухе»;  «Проверка уравнения состояния газа (pV/T = const)»; «Измерение ёмкости конденсатора с помощью гальванометра»; «Исследование зависимости силы упругости от деформации тела и измерение модуля Юнга стали»; «Изучение закона сохранения импульса при упругом взаимодействии тел»; «Сравнение работы силы упругости с изменением кинетической энергии тела»; «Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту» (на баллистическом пистолете); «Измерение поверхностного натяжения воды методом отрыва капель»; «Измерение относительной влажности воздуха по дефициту влажности и точке росы».