Проф. Ю.А.САУРОВ,
ВятГПУ, г. Киров
Думать надо социально, дальновидно…
Размышления о книге
ОТ РЕДАКЦИИ. Юрий Аркадьевич, известный методист-физик, с давних пор сотрудничает с нашим изданием, где опубликовал ряд статей для учителей страны. Он страстно борется за наше физическое образование, а прежде всего – за духовное и профессиональное самочувствие учителей физики. Мы поздравляем нашего далёкого друга и коллегу с днём рождения, и предоставляем ему слово.
Я учитель физики и перед учителями склоняю голову. И, как писал в трудные 90-е годы, камень в их сторону никогда не брошу. Моя профессиональная деятельность нацелена на помощь учителю, на его духовный рост…
Я книжник, люблю печатное слово, обозначающее шаги для мышления и деятельности. Мне радостно строить духовные миры для себя и для других. Грустно, что уже стукнуло шестьдесят лет, но и сейчас хочу идти вперёд. И по случаю предлагаю размышления о доброй и полезной книге. Наверное, некоторые мысли скажут больше, чем сухие строчки биографии. Удачи вам в делах, и вперёд, мой дорогой читатель!
Принципиально исторически выживает то, что перетапливает в себе коллективное и индивидуальное. Что тут первично? Трудно, да и не важно знать. Но классическая практика и классическая теория обучения в дополнении с муками поисков последних двух десятилетий убеждают: фундаментальные, а значит, культурные и коллективные, нормы обеспечивают в полной широте и глубине индивидуальное развитие и социальный успех человека. Тут нет противоречия. А что значительнее среди норм мышления и деятельности, чем научный метод познания?
После десятилетия деградации нам, конечно, нужны успехи. Но согласимся с авторами, что замалчивать реальные проблемы бесперспективно. Наши школьники плохо отличают научное знание от верования, не различают знание по статусу (научные факты, гипотезы, модели, следствия…), не осваивают модельного метода познания действительности (с. 24 и др.).
Кто возражает против деятельностной парадигмы в обучении? Уже так заговорили этот подход, что оскомина во рту. А что воспроизводится? В массовом обучении продолжает воспроизводиться репродуктивная деятельность со знаниями по её усвоению, обычно – запоминанию. По крайней мере половина школьников в знаниях по физике представляет собой унылую картину формальной (хочется сказать безумной) и хаотической свалки знаний. Не владеют они и решением задач, несмотря на то, что прорешали громадное их количество. Конечно, и это небесполезно. Но в современном мире рациональная и успешная деятельность очевидно возможна только на основе овладения методом (духом) той или иной науки. Это является стержнем и мировоззрения.
Вот почему радостно вздыхаешь, а отчасти и завидуешь, когда встречаешь публикации, наполненные именно этим духом. В нашем случае речь идёт о названной выше толстой книжке для учителей физики и, отчасти, учителей естествознания. Её жанр – практико-ориентированная монография. Редкий, уважительный по отношению к учителю случай издания умной, духовной книги. Что в ней хорошего?
Во-первых, суть книги в том, что авторы предлагают программу по воспроизводству творческой деятельности. И приводят теоретические, и практические аргументы-решения.
Можно ли воспроизводить, транслировать творчество? – вопрос фундаментальный, стратегический для развития общества и государства. И в принципе на него наука и педагогическая практика даёт положительный ответ. Доказано, что в учебной деятельности возможно получение субъективной новизны (В.Г.Разумовский, 1972) и что этот процесс может быть управляем, значит, возможен в массовом обучении. При определённых дополнительных процедурах, в основном социальной природы, субъективная новизна продукта может получить статус объективной новизны, т.е. давать открытие, новое знание, новое действие.
Для массовой трансляции опыта решение должно быть высокотехнологичным. Уже довольно давно предложена и отработана схема организации познания по циклу, адекватному логике и познавательной деятельности науки Нового времени. Это следующая схема: факты – гипотеза – модель – следствия – эксперимент. Причём весь цикл познания эффективно выражается только на материале предметной деятельности, т.е. деятельности по исследованию, изучению физических (или иных) объектов и явлений.
В работе просто и в достаточной степени приводятся смысловые теоретические рассуждения. Давно пора не принижать читателя, не только потчевать его прикладным материалом, а раскрывать смыслы, мировоззренческие смыслы. Тогда и использование методик будет осознанным, творческим. «Винтики» мы уже проходили. Вот наиболее принципиальные положения книги:
Для формирования свободной творческой личности, в частности, таких черт, как самостоятельность мышления и рефлексивная деятельность, необходимо процесс научного познания сделать прямым объусвоения (с. 8 и др.).
Познание для всех и всегда индивидуально, оно зависит от предшествующего опыта, но в учебных целях организуемо с помощью принципа цикличности, внимания к освоению методов нашей науки, творческими теоретическими и экспериментальными исследованиями и др. (с. 25 и др.).
Современная дидактика представлена учебной физикой в единстве учебной физической теории, физического эксперимента и методики изучения, методами обучения и учебной деятельностью как практикой (с. 148 и др.). А научное познание в дидактике физики как раз и представлено работой с элементами учебной физики. Понятие элемента учебной физики ставится как фундаментальная содержательная абстракция дидактики физики.
Методическое и учебное творчество учителей и школьников должно быть совместным, согласованным, кооперированным. Содержательной основой для этого исторически является построение всё новых элементов учебной физики в единстве учебного физического эксперимента, учебной теории, неких дидактических правил (с. 86 и др.). Так, например, корректная физическая интерпретация вводимого элемента учебной физики может основываться только на результатах специального дидактического исследования (с. 103 и др.).
Во-вторых, существенное достижение авторов в том, что на широкий учебный материал удалось наложить данную схему организации познания и получить хорошие результаты. Причём это результаты как по разнообразию материала, так по научности и доступности предназначены для массового использования, т.е. для социального по масштабу эффекта обучения. Что-то мы стали бояться стратегических нормативных решений, видимо, потому, что суть забалтываем, не берём ответственности за дело, только и ждём быстрых дивидендов. А надо верить в идею и много трудиться над её разработкой до получения конкретного и чистого методического продукта для будущего физического образования. В книге это есть. Это и привлекает для размышления, для перечитывания.
Итак, ключевым методическим решением является экспериментальное исследование по логике цикла научного познания. В монографии, например, приводятся следующие методические решения: изучение модели атома Томсона (с. 112) и модели атома Бора (с. 116), опыты и теория изучения капель жидкости (с. 321 и др.), в оптике – изучение метода Фуко и др. Конкретный материал книги интересен и убедителен. Но все же трудно согласиться с тезисом, что, если не исследовал явление, то и не знаешь его. Думается, что необходимым условием является понимание на основе текстов, выделения и обсуждения смыслов в процессах коммуникации, решения задач в широком смысле слова. Но вот достаточного творческого уровня изучения нашего мира без экспериментального исследования точно не достигнешь.
Мораль для авторов и читателей такова. Бороться надо за эту, давно признанную в мире, идею по воспроизводству метода научного познания, причём средствами не рассказа о чём-то, а адекватной кооперативной деятельностью с объектами и явлениями мира природы и техники, т.е. с реальностью в полном её объёме. Здесь нас ожидают открытия и успехи как в социальном плане и масштабе, так и в индивидуальном развитии. Всем уже понятно, что личностью становятся тогда, когда решают социальные по смыслу задачи преобразования мира для других. Жаль, если авторы ограничатся только одной работой, нужно быстрее и последовательнее закладывать подход в технологии обучения. И искать подвижников для решения этой, государственной по постановке, задачи.