М.Я.ЖИДКОВА
СОШ № 795, г. Москва
Яков Исидорович Перельман, «доктор занимательных наук»
К 125-летию со дня рождения
Недавно на книжных полках в «Детском мире» я случайно обратила внимание на ценник «Занимательная физика. Перельман». Полка была пуста. И это радует. В наше время интернета, компьютерных игр и повального нежелания читать что-либо, Перельман, как и 20–30–50 и более лет назад в магазине не залёживается. Сколько поколений зачитывалось его книгами, сколько докладов на уроках, опытов, поворотов судеб!
В этом году исполнится 125 лет со дня рождения и 65 лет со дня смерти Якова Исидоровича Перельмана, человека, чьё имя известно многим любознательным детям и взрослым. Перельман считал, что пишет свои книги не для того, чтобы сообщать новые знания, а чтобы помочь читателю «узнать то, что он знает», научить сознательно распоряжаться своими знаниями. Забавные задачи, головоломка, парадоксы, примеры из литературы – всё это придаёт внешне интересную форму, сообщает привлекательность предмету. Под его словами: «Интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному и прочному усвоению», – подпишутся сегодня многие учителя. Не обходят вниманием его книги и современные психологи, изучающие развитие творческих способностей и интеллекта у детей. Самое важное у Перельмана – умение поразить, удивить и заинтересовать читателя.
«Мы рано перестаем удивляться, – писал Я.И.Перельман примерно 80 лет назад, – рано утрачиваем способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования…» Как же не утратить эту способность и откуда она у самого Якова Исидоровича? Известно, что он не совершал великих научных открытий, не имел учёных званий и степеней, что его деятельность как популяризатора науки началась ещё в школьные годы.
Родился Яков Исидорович Перельман в г. Белостоке Гродненской губернии 4 декабря 1882 г. Его отец, служивший счетоводом на суконной фабрике, скончался через год, и на руках у матери, преподавательницы начальной школы, осталось двое детей – Яков и его старший брат Осип. Жизнь этой семьи была очень непростой. Как сказали бы сейчас, на грани выживания. Но мать сделала всё возможное, чтобы мальчики получили хорошее образование.
Единственным средним учебным заведением в городе было Белостокское реальное училище, куда Яков поступил в 1895 г., а Осип – чуть раньше. Это училище славилось своими педагогами, которые не только «давали знания», но и учили мыслить самостоятельно, развивали любознательность, интерес к самому процессу учёбы. Дома – чтение и иностранные языки, в училище – блестящие учителя. Одарённому от природы и трудолюбивому ребёнку повезло в том, что его окружение располагало к правильному, разумному развитию. Подросток из бедной семьи, без отца, в небольшом промышленном городке на рубеже веков мог бы увлечься чем угодно, кроме учебы.
Любимыми предметами Якова были математика и физика. Именно оттуда, из уроков в Белостокском училище, Перельман почерпнёт позже идею привлекать примеры из истории науки, логические задачи, показывать красоту изящных математических вычислений, поясняющих физические явления. Преподаватель физики А.А.Мазлумов и математик Е.Н.Бунимович, несомненно, повлияли на выбор жизненного пути своего ученика. Чего стоят только воссоздания старых знаменитых физических экспериментов, например, опыта Эрстеда, опыта Ньютона по разложению света, получение искусственной молнии и многих других, даже измерение скорости света на одном из озёр под Белостоком. Умение увидеть необычное в обычном довольно рано проявилось у Якова. Однажды на уроке, отвечая на вопрос учителя о жалящих насекомых, он удивил всех: «Оса является держателем особого рекорда, её жало, вероятно, самая тонкая и острая вещь в природе. Поэтому в момент, когда она прокалывает жалом кожу своей жертвы, развивается колоссальное давление в триста тысяч атмосфер…» – и подтвердил сказанное математическими расчётами на доске. Об осах мальчик прочитал у Фабра в «Жизни насекомых», вычисления сделал сам. Спустя годы, этот эпизод войдёт в книгу «Знаете ли вы физику?».
Первая публикация Якова Исидоровича относится к 1899 г. Началось всё с книжки, в которой предвещался «конец света», – огненный дождь (метеоритный поток) должен был в 1900 г. уничтожить всё живое на Земле. В преддверии ХХ в. подобных изданий было немало. Семнадцатилетний Яков решил написать научно-популярную статью, разоблачающую такие предсказания. И вот, с помощью учебников по астрономии и при поддержке матери, статья написана. Но ученикам под угрозой исключения запрещалось печататься в газетах и журналах. Так появился псевдоним «Я.П.», под которым впоследствии будут опубликованы многие работы Перельмана в Петербурге. «Гродненские губернские ведомости» статью опубликовали и даже выплатили автору гонорар – 7 рублей 31 копейку (пенсия за отца, прослужившего 20 лет на фабрике, составляла после его смерти 8 рублей в месяц). Уже в той первой статье появилась так ценимая всеми перельмановская форма непринуждённой беседы, исторические экскурсы, красивые математические вычисления. Называлась статья «По поводу ожидаемого огненного дождя».
Летом 1901 г. Яков Перельман закончил Белостокское реальное училище. В аттестате, выданном ему, по 11 из 12 предметов стояли пятерки. Такой аттестат давал право поступать в высшие специальные училища. Интересна характеристика, написанная инспектором на Якова: «Прошёл курс учения, не оставаясь на второй год ни в одном из классов. Обстановка, окружавшая с самого раннего детства Перельмана, благоприятствовала его правильному развитию. Мать Перельмана – учительница по профессии, вполне знакомая с правильными приёмами начального обучения, умелою рукою направляла первые шаги своего сына на школьном пути, укрепив в нём очень рано твёрдое сознание необходимости труженической жизни. При таких условиях Перельману, одарённому отличными способностями, нетрудно было проходить курс учения средней школы. Отличаясь примерным трудолюбием и образцовой дисциплиной в отношении к своим ученическим обязанностям, Перельман всегда был в числе самых лучших учеников по успехам. Характером Перельман отличался весьма спокойным, ровным и тихим… За последние два года Перельманом прочитано значительное количество книг, из коих две трети научного содержания. По своему умственному развитию Перельман выделяется из среды своих товарищей».
Много ли найдётся сегодня учителей, которые смогут так подробно охарактеризовать своего ученика?
Старший брат Осип к тому времени уже учился в петербургском Лесном институте. Туда же подал документы Яков и был зачислен по конкурсу аттестатов. Жилось братьям трудно: необходимо было платить за учёбу, жильё, форму, еду. В Белостоке болела мать. Осип иногда печатал научно-популярные очерки в журналах «Природа и люди», «Вокруг света». Помня свой недавний опыт, его примеру решил последовать и Яков. Очерк «Столетие астероидов» был напечатан в 1901 г. Так начался творческий путь, наверное, самого известного у нас популяризатора науки.
А пока что будущий «учёный лесовод» прилежно изучал «биологию лесных зверей и птиц», «прикладную лесоводческую энтомологию», «лесную химию», геодезию, математику, физику и другие предметы. Лесной институт славился высоким уровнем преподавания и демократическим составом студентом. Здесь уже во второй раз Перельману повезло с педагогами. Особо выделял он профессора Д.А.Лачинова, читавшего курс физики (он вошёл в историю русской науки как учёный-электротехник, создавший теорию расчёта электрических машин и передачи электроэнергии на большие расстояния) и молодого профессора математики А.С.Домогарова.
Большое внимание уделялось в Лесном институте лабораторным занятиям. Кабинеты были неплохо оборудованы для проведения опытов. Именно тогда впервые от своих преподавателей студент Яков Перельман услышал, что математика и физика помогают выработать у человека правильное мировоззрение.
Дипломная работа Перельмана получила высшую оценку и была признана образцовой, выпускные экзамены сданы. «Учёному лесоводу I разряда» предлагали остаться в институте – и на кафедре физики, и на кафедре математики. Но к тому времени было написано уже более десятка очерков, заметок, научно-популярных статей. Призвание литератора возобладало над всеми остальными интересами и привязанностями. Перельман не мог представить для себя другой жизни. Ведь в 1904 г., будучи студентом, он уже становится ответственным секретарем журнала «Природа и люди».
Ещё в 1908-м (год защиты диплома в Лесном институте) Перельман завёл папку «Пригодится для будущей книги». Папка быстро наполнялась заметками, выписками и набросками. В июле 1913 г. вышла в свет первая часть «Занимательной физики». Книга имела огромный успех у простых читателей и учёных-физиков. О.Д.Хвольсон, профессор Петербургского университета, узнав, что книга написана не физиком по профессии, сказал автору, что учёных-лесоводов у нас предостаточно, а вот людей, которые умели бы так писать о физике, нет вовсе. И посоветовал писать подобные книги впредь. Не думаю, чтобы Перельман нуждался в этом совете. Дорога давно уже была выбрана. Спустя несколько лет, когда увидели свет «Занимательная астрономия», II часть «Занимательной физики» и многие другие не менее «занимательные» книги, В.П.Глушко (создатель отечественных ракетных двигателей) назовёт Перельмана «певцом математики, бардом физики, поэтом астрономии, герольдом космонавтики».
Вопросы или житейские ситуации в книгах Перельмана только на первый взгляд кажутся простыми и понятными. Первоначальный ответ зачастую оказывается ошибочным, а решение и объяснение автора – неожиданными и неоспоримыми. «Занимательные» книги выдержали множество переизданий с незначительными изменениями. В предисловии от редакции к 13-му изданию, например, сказано, что «при редактировании всех изданий, вышедших без автора, лишь заменены устаревшие цифры, изъяты не оправдавшие себя проекты, сделаны отдельные дополнения и примечания».
Учёным лесоводом Яков Исидорович действительно так и не стал. Однако косвенно профессия однажды пригодилась ему в 1916 г. Его пригласили на работу в Особое совещание по топливу. Положение с дровяным отоплением в Петербурге в ту пору было плачевным. Перельман предложил перевести стрелки часов на час вперёд для экономии дефицитного топлива – необычное решение привычной бытовой проблемы.
После Октябрьской революции Перельман занялся педагогической деятельностью. Все научно-популярные дореволюционные журналы постепенно закрывались. Яков Исидорович работал инспектором отдела единой трудовой школы Наркомпроса – разрабатывал программы по курсам физики, математики, астрономии, новые учебные пособия. Одновременно преподавал в различных учебных заведениях, способствовал созданию первого советского научно-популярного журнала «В мастерской природы», сотрудничал в качестве редактора, автора, консультанта во многих других издательствах.
Можно было бы ещё рассказать, как Перельман сотрудничал с К.Э.Циолковским и инженером А.Н.Штерном, подготовил к изданию «Жизнь животных» Брема, о переписке с С.П.Королёвым, об открытии в 1935 г. ленинградского Дома занимательных наук, погибшего в блокаду. Яков Исидорович прожил очень насыщенную, яркую жизнь, не переставая удивляться и интересоваться всем новым, он удивлял и заинтересовывал других.
К началу войны Якову Исидоровичу было 59 лет. Холод и голод блокадного Ленинграда подточили его силы. В январе на дежурстве в госпитале скончалась от истощения его жена, врач Анна Давидовна. А 16 марта 1942 г. не стало и самого Я.И.Перельмана.
Остались книги и память.
Г.И.Мишкевич, автор книг и статей о творчестве Якова Перельмана, подсчитал: за 43 года творческой деятельности – 105 книг и брошюр, в том числе 47 научно-популярных, 40 научно-занимательных, 18 учебных пособий.
Перельман изящно и логично доказывал невозможность существования «вечного двигателя». Тем не менее существуют «вечные вопросы», которые, возможно, волновали и его самого в детстве. Сейчас, как и много лет назад, можно услышать от ребят на уроках и переменах: «А вот я слышал... А мне в голову пришло…»:
• Мог ли Архимед действительно перевернуть Землю?
• Как взвешивать на неверных весах?
• Почему птицы «безнаказанно» садятся на электрические провода?
• Зачем между стыками рельсов промежутки?
• Как тело будет двигаться в колодце, прорытом сквозь Землю?
• Правда ли, что люди ловили пули руками?
• Как точно сбросить груз с самолёта?
И это то немногое из заданных детских вопросов, что сразу вспоминается. И сразу эффект «дежа вю» – было уже, точно. Ну, конечно же, Перельман! Я думаю, тысячи учителей произносили фразу «Прочитай у Перельмана», если до них, ещё раньше, этого не сделали родители, бабушки с дедушками. «Занимательная физика», а также арифметика, геометрия, астрономия, механика и множество других замечательно живых и занимательных книг удивят, заставят задуматься, приобщат к творчеству и исследовательской деятельности ещё многие поколения школьников.
Пока есть творчески мыслящие учителя и ученики, книги Я.И.Перельмана будут востребованы. И неважно, в какой форме: печатное издание, диск, информация на сайте в интернете. Недавно у меня на уроке в 7-м классе на вопрос, для чего учёным опыты и наблюдения, один ученик ответил: «Чтобы было нескучно жить на свете…»
Именем Перельмана назван кратер на обратной стороне Луны.
Литература
Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1, книга 2. – М., 1972.
Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? – М., 1992.
Мишкевич Г.И. Доктор занимательных наук. – М., 1986.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону, 1983.
ОТ РЕДАКЦИИ. Не всем известно, что Я.И.Перельман не только занимался пропагандой идей космонавтики (книги «В мировые дали», «Межпланетные путешествия», очерки и статьи), но и стоял у её истоков. В 1931–1933 гг. он был членом президиума ЛенГИРД (Ленинградской группы изучения реактивного движения), а также заведовал в ней отделом пропаганды. Более того, он занимался разработкой первой советской противоградовой ракеты (выполнил все необходимые расчёты). В этот период ему посчастливилось работать вместе со многими пионерами ракетной техники и космонавтики. С 1932 по 1936 гг. продолжалась активная переписка с С.П.Королёвым, работавшим тогда в московской организации ГИРД.
Значительной вехой в деятельности Перельмана как популязатора науки стало открытие 15 октября 1935 г. ленинградского Дома занимательных наук. Он стал в 30-е гг. любимым местом большинства ленинградских школьников, которые в познавательной и доступной форме знакомились со многими достижениями науки и техники. Перельман отдавал этому Дому всё свое время.
Общеизвестно, что любая уважающая себя экспозиция пестрит предостерегающими надписями: «Руками не трогать!», «За ограждения не заходить!». Здесь же всё было наоборот – обязательно трогать руками, вертеть так и эдак, даже попытаться сломать, если получится, словом – вовсю работать с экспонатами, большинство из которых пришли из перельмановских книг по математике, физике, астрономии. Были в музее и совершенно уникальные вещи, были и самые обычные, но и они поражали экскурсантов своими возможностями. Так, простые торговые весы могли без труда отгадать любое задуманное число и фамилию.
Даже буфет Дома занимательной науки был устроен с разными причудами. Наряду с обычными стаканами, блюдцами, чайными ложками здесь попадалась и «оперельманенная» посуда. Из бутылки, стоящей в битом льду, наливали кипящий чай, а чайная ложка таяла быстрее сахара, который она размешивала. Только потом изумленным посетителям объясняли, что бутыль – это сосуд Дьюара (наиболее совершенный термос), ложечка же сделана из сплава Вуда, тающего при температуре 68 °С. К сожалению, большая часть экспозиции погибла в годы войны, как и сам её создатель.