От компетентного учителя – к компетентному ученику
Учиться – это выяснять, что ты уже
знаешь. Совершать поступки –
это демонстрировать то, что ты уже знаешь.
Обучать – это напоминать другим, что
они знают всё так же хорошо, как и ты.
Все мы учащиеся – исполнители, учителя,
обучающиеся.
Ричард Бах, американский писатель,
лётчик,
дальний потомок Иоганна Себастьяна Баха.
Своим ничего не нужно доказывать.
Н.А.Бердяев, русский философ
(Спецвыпуски ЮЗАО: № 1 («Физика (ПС)» № 29/2004); № 2 («Физика (ПС)» № 1/2006).)
Методическая тема округа – «Компетентностный подход к педагогической деятельности». Мы полагаем, что её реализация позволит повысить качество обучения физике, повысить свою профессиональную компетентность, воспитать компетентного ученика. Учёные-педагоги давно пришли к мнению, что сейчас деятельность школы должна быть направлена на:
• овладение опытом самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть в том числе осуществлено и предварительное личностное, социальное, профессиональное самоопределение;
• формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;
• приобретение общих умений и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетентностей), в том числе и специфических для изучаемых образовательных областей;
• обеспечение функциональной грамотности.
Однако основным критерием оценки образовательного результата в массе остаётся знание и предметное (специальное) умение. С точки зрения компетентностного подхода учителя должны преследовать цели:
• научить учиться, т.е. решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиваться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками;
• научить объяснять явления действительности и их сущность, причины, взаимосвязи и их сущность, используя соответствующий научный аппарат;
• научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни: экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных;
• научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;
• научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей: избирателя, гражданина, потребителя, пациента, члена семьи и т.д.;
• научить решать проблемы общие, для различных видов профессиональной и иной деятельности: коммуникативные, поиск и анализ информации, принятие решений, организация совместной деятельности и т.п.;
• научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях профессионального образования (Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. – Школьные технологии, 2004, № 5, с. 3–12); От ред.: Компетентностный подход. «Физика (ПС)» № 46/2002.)
Образовательная практика нередко решает проблемы развития ребёнка в одной плоскости, поэтому современная школа должна ориентироваться не только на усвоение учащимися суммы физических знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности через использование технологий, максимально инициирующих и стимулирующих активность.
Что даёт компетентностный подход?
– Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика (Л.С.Выготский: «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения); не в теории, а на практике обеспечить единство УВП, когда одни и те же задачи решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без каких-либо воспитательных мероприятий, когда учащийся сам понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для своей жизни.
– Ученику: повышение степени мотивации учения; подготовку к сознательному и ответственному обучению в вузе, колледже (степень свободы «не опьяняет»); разгрузку не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования, переноса акцента на способы работы с информацией, групповое распределение нагрузок и изменение мотивации учения.
Что должен уметь компетентный педагог?
• Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
• ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
• видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
• проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
• чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
• связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
• закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
• планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
• ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
• в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
• привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
• привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
• оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
• оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
• видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
• нужно быть готовым к постоянным переменам;
• строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
• главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
• любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
• по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
• передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
• придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
• следовать мелочным правилам и инструкциям.
Профессиональные компетенции подразделяются на: базовые, которые оказываются востребованными сразу во многих видах профессиональной деятельности, и функциональные, ограниченные рамками определённой профессии.
Важнейшие базовые компетенции: предметная – готовность к преобразовательной деятельности; методологическая – готовность использовать различные методы деятельности; технологическая – готовность к использованию различных технологических процессов; менеджерская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей организационный характер; предпринимательская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей инновационный характер.
Компетентностный стандарт. Говоря об образовательных стандартах, надо прежде всего обозначить предмет стандартизации. Что должно быть одинаковым, воспроизводимым и повторяющимся? В образовании был найден уникально простой выход из ситуации: стандартизировали минимум содержания, что и записано в российском законе «Об образовании». В чём отличие современного стандарта от программ учебных дисциплин? Таких отличий, по существу, нет. Наш стандарт – та же программа. Для учителя стандарт образования – важнейший ориентир и индикатор успешности собственной деятельности. Имея перед глазами компетентностный стандарт, легче не потерять цель, растворив её в безумии мало что значащих балльных оценок.
Компетентностно ориентированный стандарт даёт ясные представления о качественных результатах учительского труда, принятых обществом и государством. Компетентностный стандарт – это стандарт результатов образования, в нём должно быть прописано, что завершивший обучение человек МОЖЕТ ДЕЛАТЬ.
Рифы компетентностного подхода
Стереотип 1: главное то, что контролируют, остальное – второстепенное. Проверяй только знания! Педагоги, реализующие компетентностный подход, не всегда могут продемонстрировать результаты своей работы скептически настроенному методисту или администратору, а также родителю. Это – объективная проблема, ибо формирование компетенций – длительный процесс.
Стереотип 2: ученики должны знать свое место. Кризисы развития, споры и дискуссии, пробы и ошибки, конфликты и примирения – истинная цена личностного развития и образования, по мнению такого педагога, завышена.
Стереотип 3: ЗУН – всё, компетенция – ни о чём. Это защитная реакция педагога.
Стереотип 4: содержание – это то, что написано в учебнике. Необходимо использовать альтернативные источники и учить «критически» оценивать информацию.
Мы стремимся разрушить эти стереотипы и сформировать новое понимание значимости физического образования. В округе проводится система мастер-классов, семинаров-практикумов, круглых столов, где формируется компетентностный подход к преподаванию физики и создаются предпосылки для формирования компетентного выпускника.
Неоценимую помощь в работе оказывают лауреаты конкурса «Лучшие учителя России» (приоритетный национальный проект «Образование»), которые делятся своим опытом и педагогическими находками. Проведены мастер-классы «Как стать лучшим учителем?», «Комплексный подход к преподаванию физики», «Как подготовить ученика к олимпиаде?».
Мы гордимся лауреатами профессиональных конкурсов этого года, настоящими профессионалами, воспитывающими компетентных учеников, будущих компетентных специалистов нашей страны. В 2007 г. лауреаты конкурса «Лучшие учителя России»:
• Витренко Тамара Алексеевна, школа №1355;
• Горбушин Сергей Александрович, гимназия № 1514;
• Лебедева Ольга Ивановна, ЦО № 1071;
• Чермошенцева Оксана Фёдоровна, школа № 1981 и Наталья Евгеньевна Гурецкая, ГОУ СОШ № 120, – обладатель гранта Москвы.