К.Р.ГЛАЗКОВА, С.А.ЖИВОДРОБОВА
sunmoonstars2004@mail.ru,
Лицей при СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича,
г. Санкт-Петербург
Электростатика
Итоговый обобщающий урок, 2 ч. 10-й класс
Среди множества пу-тей воспитания у учащихся интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. Ещё Луи де Бройль утверждал: «Все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность которой можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра» (Ланина И.Я., Довга Г.В. Урок физики: как сделать его современным и интересным. – СПб: Изд-во РГПУ, 2000, с. 130). Игровые ситуации придают уроку эмоциональную окраску. Такие уроки позволяют учащимся обмениваться друг с другом информацией, совето- ваться, спорить. В процессе общения быстрее и лучше устраняются затруднения, развиваются навыки культурного диалога, умение изложить и обосновать свою точку зрения, отстоять правоту суждений.
Игровое поле
Значение клеток на игровом поле
Предлагаем вариант заключительного (обобщающего) урока по теме «Электростатика». Это урок-соревнование между двумя классами одной параллели, по времени он рассчитан на два академических часа. Подготовка к уроку начинается примерно за две недели. Каждый класс делится на 4 команды, по 5–6 человек в каждой, учитель назначает руководителей групп, сообщает основные разделы – направления, по которым будет проводиться урок-соревнование. Учащиеся, готовясь к уроку, повторяют весь пройденный материал по теме, решают задачи, повторяют основные уравнения. В игре поочерёдно участвуют две команды, по одной от каждого класса, всего четыре раунда. Очерёдность выступлений команд в каждом классе определяют жеребьёвкой в начале урока, затем объясняют правила игры. На экране появляется игровое поле, и учитель поясняет значение каждой клетки.
Движение частицы в электрическом поле
Провести игру более динамично и максимально приблизить её к ТВ-играм помогает презентация со слайдом игрового поля и слайдом с вопросами. Учащиеся называют понравившийся им раздел и тип вопроса, учитель щёлкает мышкой по соответствующей клетке на игровом поле и по гиперссылке переходит на слайд с формулировкой этого вопроса. После возвращения на поле выбранная клетка окрашивается в другой цвет, так что сразу видно, какие вопросы уже выбраны. Игровая форма урока вызывает у детей удовлетворение от самого учебного процесса. Может быть, поэтому игру называют восьмым чудом света, ведь в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности.
Светлана Анатольевна Живодробова окончила ленинградскую школу № 444 с золотой медалью (1998), затем РГПУ им. А.И.Герцена – с отличием (2003). Учителем физики захотела стать в старших классах школы благодаря постоянному общению со своим разносторонним, интеллигентным и отзывчивым учителем Кирой Рувимовной Глазковой, которая на каждом уроке старалась показать красоту и стройность физики. Педагогический стаж 6 лет. Свободно владеет английским языком, имеет право преподавания. Педагогическое кредо: «Совершенен учитель тот, кто совмещает в себе любовь к делу и к своим ученикам; плох тот учитель, который не помнит своего детства». Готовится к защите кандидатской диссертации.
Глазкова Кира Рувимовна – учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 48 лет. Из блокадного Ленинграда была вывезена по Дороге жизни в самом конце осады. С детства мечтала стать учителем. В 1962 г. окончила физмат ГПИ им. А.И.Герцена. 22?года проработала в школе № 444, где студенты педагогического института (ныне университета) систематически проходили практику, руководила школьным научным обществом. Её ученики неоднократно побеждали на районных и городских олимпиадах.