Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №21/2007
Электростатика

К.Р.ГЛАЗКОВА, С.А.ЖИВОДРОБОВА
sunmoonstars2004@mail.ru,
Лицей при СПбГУТ им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург

Электростатика

Итоговый обобщающий урок, 2 ч. 10-й класс

Среди множества пу-тей воспитания у учащихся интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. Ещё Луи де Бройль утверждал: «Все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность которой можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра» (Ланина И.Я., Довга Г.В. Урок физики: как сделать его современным и интересным. – СПб: Изд-во РГПУ, 2000, с. 130). Игровые ситуации придают уроку эмоциональную окраску. Такие уроки позволяют учащимся обмениваться друг с другом информацией, совето- ваться, спорить. В процессе общения быстрее и лучше устраняются затруднения, развиваются навыки культурного диалога, умение изложить и обосновать свою точку зрения, отстоять правоту суждений.

Игровое поле

Игровое поле

Значение клеток на игровом поле

Значение клеток на игровом поле

Предлагаем вариант заключительного (обобщающего) урока по теме «Электростатика». Это урок-соревнование между двумя классами одной параллели, по времени он рассчитан на два академических часа. Подготовка к уроку начинается примерно за две недели. Каждый класс делится на 4 команды, по 5–6 человек в каждой, учитель назначает руководителей групп, сообщает основные разделы – направления, по которым будет проводиться урок-соревнование. Учащиеся, готовясь к уроку, повторяют весь пройденный материал по теме, решают задачи, повторяют основные уравнения. В игре поочерёдно участвуют две команды, по одной от каждого класса, всего четыре раунда. Очерёдность выступлений команд в каждом классе определяют жеребьёвкой в начале урока, затем объясняют правила игры. На экране появляется игровое поле, и учитель поясняет значение каждой клетки.

Вопросы

Движение частицы в электрическом поле

Провести игру более динамично и максимально приблизить её к ТВ-играм помогает презентация со слайдом игрового поля и слайдом с вопросами. Учащиеся называют понравившийся им раздел и тип вопроса, учитель щёлкает мышкой по соответствующей клетке на игровом поле и по гиперссылке переходит на слайд с формулировкой этого вопроса. После возвращения на поле выбранная клетка окрашивается в другой цвет, так что сразу видно, какие вопросы уже выбраны. Игровая форма урока вызывает у детей удовлетворение от самого учебного процесса. Может быть, поэтому игру называют восьмым чудом света, ведь в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности.Светлана Анатольевна Живодробова

Светлана Анатольевна Живодробова окончила ленинградскую школу № 444 с золотой медалью (1998), затем РГПУ им. А.И.Герцена – с отличием (2003). Учителем физики захотела стать в старших классах школы благодаря постоянному общению со своим разносторонним, интеллигентным и отзывчивым учителем Кирой Рувимовной Глазковой, которая на каждом уроке старалась показать красоту и стройность физики. Педагогический стаж 6 лет. Свободно владеет английским языком, имеет право преподавания. Педагогическое кредо: «Совершенен учитель тот, кто совмещает в себе любовь к делу и к своим ученикам; плох тот учитель, который не помнит своего детства». Готовится к защите кандидатской диссертации.

 

Глазкова Кира Рувимовна

Глазкова Кира Рувимовна  – учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 48 лет. Из блокадного Ленинграда была вывезена по Дороге жизни в самом конце осады. С детства мечтала стать учителем. В 1962 г. окончила физмат ГПИ им.  А.И.Герцена. 22?года проработала в школе № 444, где студенты педагогического института (ныне университета) систематически проходили практику, руководила школьным научным обществом. Её ученики неоднократно побеждали на районных и городских олимпиадах.