Н.В.НИКИТИНА,
МОУ СОШ с. Макарово, Иркутская обл.
Закон сохранения импульса
Конспект открытого урока решения задач, 10-й класс
Цель: выявить степень усвоения учащимися методики решения разноуровневых задач на закон сохранения импульса.
Ход урока
1. Проверка знаний учащихся. Что называют импульсом тела? Чему равен импульс неподвижного тела? Как записывается и читается закон сохранения импульса? Назовите основные типы задач на ЗСИ. К какому типу относятся задачи , представленные на рис. 1–3?
Задание 1. Запишите ЗСИ в общем виде. Преобразуйте его в соответствии с начальными условиями для любой задачи по рисункам.
Задание 2. Используя таблицу для записи результатов и вычислений, решите выбранную задачу. Выразите неизвестную величину в общем виде и найдите её.
Задание 3. Сформулируйте текстовые условия для всех задач.
Задание 4. Проверьте своё решение по записи на доске и поставьте себе оценку: задачи 1, 2 – 1 балл, задача 3 – 2 балла, каждое верное текстовое условие – 1 балл.
2. Самостоятельная работа. Учащиеся знакомятся с условиями контракта. Каждый выбирает определённый вид, зная «ценность» задач, оформляет решения на отдельном листе и сдаёт учителю. Учитель проверяет задачи и в сводной таблице проставляет в течение урока баллы, набранные учащимися.
3. Итог урока. 3–4 балла – оценка «3», 5–6 баллов – оценка «4», 7–8 баллов – «5».
4. Домашнее задание: задача № 5 к § 29 (учебник В.А.Касьянова «Физика-10», 2002); желающие заканчивают работу по «контракту».
КОНТРАКТ Научно-исследовательский институт (НИИ), занимающийся изучением движения и взаимодействия тел, в лице его законного представителя Никитиной Надежды Владимировны заключает контракт с фирмой в лице учащихся 10-го класса на выполнение определённого вида работ. Работа должна быть выполнена качественно и точно в срок (вплоть до минуты). Задания выбираются по усмотрению исполнителя. Если условия заказчика будут выполнены, то фирма и каждый её представитель, выполнивший работу, получает положенное ей по контракту, а именно, места в нашем НИИ на должности: лаборанта, младшего научного сотрудника и старшего научного сотрудника. В противном случае она проигрывает, а контракт не подписывается. У заказчика есть право осуществить дополнительную повторную проверку качества выполнения работы за отдельное вознаграждение. Директор НИИ ___________________ Контракт на должность лаборанта (Каждая задача оценивается в 1 балл) 1. Человек массой 60 кг, стоящий на льду, бросает горизонтально мяч массой 0,5 кг со скоростью 15 м/с. Какую скорость приобретёт человек сразу после броска? 2. Мальчик массой 22 кг, бегущий со скоростью 2,5 м/с, вскакивает на неподвижную платформу массой 50 кг. Чему равна скорость платформы вместе с мальчиком? 3. Человек массой 60 кг бежит со скоростью 6 м/с, догоняет тележку массой 20 кг, движущуюся со скоростью 2 м/с, и вскакивает на неё. С какой скоростью станет двигаться после этого тележка? 4. Два неупругих шара массами 0,5 кг и 1 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 6 и 8 м/с. Какой станет их скорость после столкновения? В каком направлении они будут двигаться? Контракт на должность младшего научного сотрудника (Каждая задача оценивается в 2 балла) 1. Ядро, летевшее горизонтально со скоростью 20 м/с, разорвалось на два осколка массами 5 и 10 кг. Скорость меньшего осколка 90 м/с и направлена так же, как и скорость ядра до взрыва. Найдите скорость и направление движения большего осколка. 2. Пушка, стоящая на гладкой горизонтальной площадке, стреляет под углом 30° к горизонту. Масса снаряда 20 кг, его начальная скорость 200 м/с. Какую скорость приобретает пушка при выстреле, если её масса 500 кг? 3. Человек, стоящий на коньках на гладком льду реки, бросает камень массой 2 кг. Через 4 с камень достигает берега, пройдя расстояние 10 м. С какой скоростью начинает скользить конькобежец, если его масса 80 кг? Трением пренебречь. Контракт на должность старшего научного сотрудника (Каждая задача оценивается в 3 балла) 1. Снаряд массой 50 кг, летящий со скоростью 800 м/с под углом 30° к вертикали, попадает в платформу с песком и застревает в нём. Найдите скорость платформы после попадания снаряда, если её масса 16 т. 2. Тело массой 990 г лежит на горизонтальной поверхности. В него попадает пуля массой 10 г и застревает в нём. Скорость пули 700 м/с и направлена горизонтально. Какой путь пройдёт тело до остановки? Коэффициент трения тела по поверхности равен 0,05. 3. Средневековая пушка массой 200 кг установлена у края плоской крыши высокой башни. Пушка выстреливает ядро массой 5 кг горизонтально. Ядро падает на расстоянии 300 м от основания башни. Пушка, колёса которой вращаются без трения, тоже движется и падает на землю. На каком расстоянии от основания башни пушка упадёт на землю? Сопротивление воздуха не учитывать. |
Итог урока: 3–4 балла – оценка «3»; 5–6 баллов – оценка «4»; 7–8 баллов – оценка «5».
Ответы
Лаборант: 1Л: 0,125 м/с; 2Л; 0,76 м/с; 3Л: 5 м/с; 4Л: 3,3 м/с; влево.
Младший научный сотрудник: 1М: 15 м/с, назад; 2М: –6,9 м/с; 3М: 0,063 м/с.
Старший научный сотрудник: 1С: 1,25 м/с; 2С: 50 м; 3С: 7,5 м.
ОБ АВТОРЕ. Надежда Владимировна Никитина пришла в Макаровскую школу сразу после окончания Иркутского госуниверситета им. А.А.Жданова 22 года назад и работает там до сих пор, имеет 1-ю квалификационную категорию, но коллеги по методобъединению и аттестационная комиссия рекомендуют подавать на высшую. В этом году Надежда Владимировна стала победителем конкурса «Лучшие учителя России-2007». Беда сельского учителя-предметника в том, что он должен до всего доходить сам, т.е. он «варится» в собственном соку. Связь даже с учителями района затруднена из-за транспортных проблем. И всё же работа идёт – выпускники поступают в вузы и подтверждают знания, полученные в школе! Представленный урок был показан учителям физики района и был высоко оценён. Ученикам нравятся такие уроки обобщения знаний и решения задач – с заключением «контракта». Они быстро включаются в работу и работают с интересом весь урок, – каждый в меру своих сил и способностей. Результат виден сразу, никто не ущемлён.