Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №20/2007
Решение практических задач по механике

Конкурс «Я иду на урок»

И.В.АЛЁШИНА,
МОУ СОШ № 17, г. Саров, Нижегородская обл.

iva@inbox.ru

Решение практических задач по механике

План­конспект урока комплексного применения знаний с использованием компьютера.
10-й класс, естественно­математический профиль, 5 ч/нед
.

(Учебник Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева «Физика­10»).

Это один из последних уроков изучения механики, он может проводиться и с целью повторения перед контрольной работой, и с целью углубления знаний по теме «Законы сохранения». Учащиеся должны знать все основные законы и понятия  механики: законы равнопеременного движения, законы Ньютона, законы сохранения импульса и энергии, определения силы трения, механической работы и мощности.  Кроме того, урок позволяет продолжить  формирование у детей основных навыков экспериментальной деятельности: умение увидеть проблему и пос тор, презентация, плакат «Обсудим опыт», дискеты и карточки с заданиями, приборы из кабинета физики для проведения фронтальных опытов (миллиметровая линейка, каучуковый шарик, наждачная бумага, динамометр, деревянный брусок, резиновый коврик, секундомер).

Этапы урока

1. Организация начала занятия. Урок проводится в кабинете информатики. Учащиеся готовятся к работе, быстро включаются в деловой ритм. Класс делится на две группы: одна садится за компьютеры, другая работает с учителем. Затем группы меняются рабочими местами.

2. Проверка выполнения домашнего задания. Учитель устанавливает правильность и осознанность выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявляет пробелы, проводит их коррекцию, обеспечивая оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

3. Подготовка к основному этапу урока. Учитель обеспечивает мотивацию учащихся путём актуализации опорных знаний и умений в форме фронтальной беседы, подготавливая учащихся к активной учебнопознавательной деятельности.

Учитель. «О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг...»

В этом стихотворении Пушкин точно подметил характер научной деятельности: каждому открытию сопутствует кропотливая работа – выдвижение гипотезы, её подтверждение опытами, – и эти этапы повторяются многократно. Но венцом такой работы может стать научное открытие. В жизни каждого из вас тоже были свои, пусть маленькие, открытия. Скажите, что для вас означают слова «Я сделал открытие»? (Дети отвечают, настраиваясь на благоприятный уровень работы, снимается психологическое напряжение, устанавливается тесный эмоциональный контакт с учителем.) Ктото скажет, что всё в науке давно открыто. Согласны ли вы с этим? (Дети отвечают.) Действительно, человек знает многое. Какие красивые теории, какие звучные формулы! Итак, пишем диктант.

1. Перечислите основные компоненты научной теории? 2. Назовите основные законы механики: закон равноускоренного движения без начальной скорости, закон Гука, формулы для расчёта силы тяжести и силы трения, закон сохранения механической энергии, формулы для расчёта механической работы и механической мощности. 3. Что является критерием истинности научной теории? 4. Что называют опытом с точки зрения физики? 5. Чем сопровождаются измерения физических величин? 6. Погрешности какой природы вы знаете? 7. Вспомните два основных правила нахождения погрешности (абсолютная погрешность суммы и относительная погрешность произведения). 8. Решите задачу: ученик решил уточнить значение ускорения свободного падения. Для этого он три раза бросил камешек с крыши дома высотой 16 м и получил среднее время падения 2,0 ± 0,2 с. Достигнет ли ученик своей цели? 9. Решите задачу: ученик услышал, что рост человека зависит от времени суток. Измерив свой рост 6 раз в течение дня, он получил следующие результаты: 160,3 см; 161,3 см; 160,0?см; 159,9 см; 159,8 см; 159,7 см. Какой вывод сделает ученик? Что он измерил?

Теперь мы готовы стать экспериментаторами и заняться самостоятельным исследованием известных зависимостей кинематики, динамики и законов сохранения.

4. Решение практических задач. Ученики получают тексты заданий и приборы для их выполнения и работают в парах. Первая группа оформляет работу в таблице Excel на компьютере, вторая – в тетрадях.

5. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Установление правильности выполнения задания, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Используя мультимедийный проектор, первая группа рассказывает о проделанной работе. Можно воспользоваться планом (вывешивается самодельный плакат «Обсудим опыт»):

КАРТОЧКА 1

Определите время реакции одного из членов вашей группы.

КАРТОЧКА 2

Определите потери механической энергии при однократном ударе упругого шарика о поверхность стола.

КАРТОЧКА 3

Определите потери механической энергии при однократном ударе упругого шарика о поверхность тетради.

КАРТОЧКА 4

Определите жёсткость пружины динамометра.

КАРТОЧКА 5

Определите коэффициент трения дерева по дереву.

КАРТОЧКА 6

Определите коэффициент трения дерева по резине.

 

ОБСУДИМ ОПЫТ

1. Цель вашей работы.

2. Оборудование, используемое для про­ведения опыта.

3. Какие знания необходимы для решения вашей задачи?

4. Какие получены результаты?

5. Какова погрешность измерений?

Опыт является главным средством проверки правильности любой научной теории, что вы доказали своими работами.

6. Контроль. Учитель организует выявление качества и уровня овладения знаниями, способами действий, обеспечение их коррекции с целью получения достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. Затем группы меняются рабочими местами, но теперь каждый работает индивидуально: вторая группа выполняет задания с использованием компьютера, первая – в тетрадях.

Проверочная работа

1-й вариант

1. Ученик измерил силу тяжести, действующую на тела разной массы. Результаты измерений представлены в таблице.

m, г 100 200 300 400
F, H 1,0 1,9 3,1 4,0

Определите графически ускорение свободного падения.

2. Измерьте работу, которую надо совершить, чтобы переместить брусок на ширину стола.

2-й вариант

1. Ученик измерил силу упругости пружины при её различных деформациях. Результаты измерений представлены в таблице.

x, см 0 1 2 3 4 5 6
F, H 0 0,45 0,92 1,35 1,82 2,26 2,8

Определите графически жёсткость пружины.

2. Рассчитайте мощность, которую вы разовьёте при подъёме бруска на высоту линейки.

7. Подведение итогов урока. Учитель оценивает успешность достижения цели и намечает перспективу последующей работы. Учащиеся сравнивают самооценку с оценкой учителя, получая информацию о реальных результатах учения.

8. Информация о домашнем задании. Учитель добивается понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверяет соответствующие записи. ДЗ: задачи из сборника задач А.П.Рымкевича (М., Дрофа, 2000): № 323, 368, 377, 394.

9. Рефлексия. Учитель мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения), усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества, добиваясь открытости учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, а также умения прогнозировать способы саморегуляции и сотрудничества.

Методика «Яблоневая ветвь». На выходе из кабинета вывешен плакат с изображением яблони с модельками яблочек красного и зелёного цвета. Выходя, ученики вешают на дерево яблочки того цвета, который выражает их отношение к уроку.

Ирина Владимировна Алёшина

Ирина Владимировна Алёшина – учитель физики высшей квалификационной категории. Окончила физический факультет Горь­ковского государственного университета в 1982 г. и с тех пор работает учителем физики. Учительская судьба складывалась непросто: сначала, после всесоюзного распределения, 7 лет работы в школе г. Кизел Пермской обл. После возвращения в родной город Саров работала учителем физики в средней школе № 17. Всегда вместе со своими учениками и чуть впереди. Всегда в работе и творческом поиске. Интересно всё: природа, наука, искусство, человек... Своим ученикам часто говорит: «Умею почти всё. А что не умею, к утру выучу, дайте только книгу!» Уроки Ирина Владимировна любит необычные, хочет, чтобы дети удивлялись, тогда физика станет интересной и для них.