Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №20/2007
Играйте на уроке

Играйте на уроке!

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными: необходимоcть хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой профессией, чувство долга перед родителями, чувство ответственности перед коллективом и т.д. Однако среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Он осознаётся учащимися раньше, чем другие, дети чаще руководствуются им в своей деятельности, он для них более значим. Но как развить и поддержать интерес к предмету, как сделать процесс познания привлекательным? Одним из приёмов является игра. Приведём примеры.

1. О ком речь?

Интересный факт из жизни знаменитого человека вызывает любопытство – это естественная реакция. Хотя интерес в данном случае неустойчивый, ситуативный, он всё же может породить желание глубже разобраться в теме. А это может способствовать формированию устойчивого интереса к предмету. Игру можно провести в форме соревнования: учащиеся должны угадать фамилию учёного. Допускается пять подсказок, но чем их меньше, тем больше начисляется баллов.

– Он правильно объяснил близорукость и дальнозоркость.

– Его мать обвинили в колдовстве, и он потратил пять лет, чтобы спасти её от костра.

– Он был астрологом у полководца Валленштейна. Но его гороскопы и прямота не понравились честолюбивому военоначальнику.

– Восемь лет он корпел над расчётами и открыл три закона движения небесных тел.

(Иоганн Кеплер.)

– Он был избран в парламент Англии. И единственным его выступлением там были слова: «Закройте окно, дует».

– За свои научные достижения он был возведён королевой Англии в рыцарское достоинство.

– Его девизом были слова: «Сделал что мог, пусть другие сделают больше».

– Открытые им четыре закона стали основой классической механики.

(Сэр Исаак Ньютон.)

– Он объяснил электрическую природу северных сияний.

– Он автор первого учебника физики на русском языке.

– О нём говорили: «Смотри-де какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться».

– Он автор строк: «Дерзайте, ныне ободренны,//Раченьем вашим показать,//Что может собственных Платонов,//И быстрых разумом Невтонов//Российская земля рождать».

(Михаил Васильевич Ломоносов.)

– В Париже он знакомится с Ампером, Гей-Люссаком и ассистирует Дэви при открытии йода, во Флоренции сжигает алмаз в атмосфере, в Милане знакомится с Алессандро Вольта.

– Он записывает в своём дневнике: «Превратить магнетизм в электричество». И занимается этой проблемой 10 лет.

– В 1831 г. он открывает явление электромагнитной индукции, являющееся основой при получении переменного тока.

– Его имя носит закон электролиза.

(Майкл Фарадей.)

– В восемь лет овладел токарным ремеслом, используя в дальнейшем это умение при конструировании физических приборов.

– К пятнадцати годам знал в совершенстве десять языков.

– Девизом его жизни были слова: «Всякий человек может сделать то, что делают другие».

– Объяснил явление интерференции, введя в науку этот термин.

(Томас Юнг.)

2. Знакомство с учебником физики

Эту игру в виде соревнования между командами я провожу на первом уроке в 9-м классе, чтобы приучить детей быстро находить необходимую информацию в справочной и учебной литературе.

– Какие разделы физики мы будем изучать в этом году?

– Сколько лабораторных работ нам предстоит выполнить?

– На какой странице находятся ответы к упражнениям?

– Найди в учебнике все термины на указанную (учителем) букву. Команды по очереди называют слова из своего списка. Побеждает тот, кто назовёт последнее. Успех придёт к тому, кто догадается воспользоваться предметно-именным указателем, а не будет листать страницы учебника.

– Перечисли физиков XIX столетия.

Л.П.ТРЕТЬЯКОВА,
МОУ Ново-Ольховская СОШ,
п. Молодёжный, Московская обл.