Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №20/2007
Механическое движение. Плотность

Конкурс «Я иду на урок»О.И.ЛЕБЕДЬ,
ГОУ № 2026 ВАО, г. Москва

 

Механическое движение. Плотность

Открытый урок решения задач. Подготовка к КР. 7-й класс

Решение задач – это составная часть большинства уроков физики. Проблема, с которой сталкивается почти любой педагог, заключается в том, что ни содержание стандартных задач, ни процесс их решения обычно не вызывают у современного школьника познавательного интереса и желания работать. А это оборачивается скукой на уроке, бездельем и моральным вредом. Сказанное особенно относится к разделу «Механика». Тексты задач, довольно однообразные и не вносят эмоциональной окраски в работу детей, что приводит к снижению интереса к предмету в целом, увеличению утомляемости, к неэффективному использованию учебного времени.

В 7м классе учащиеся начинают решать задачи по физике при изучении темы «Взаимодействие тел», именно здесь закладываются основы умения решать задачи. Очень важно, как эти основы будут усвоены, ведь от этого зависит дальнейшая работа учащихся на уроках физики. Первые уроки решения задач очень важны, они должны запоминаться, вызывать интерес и желание работать.

Свой урок я разбила на два основных этапа:

I. Повторение и закрепление знаний физических величин, их обозначения и единицы, знание формул (этот этап является подготовительным и проводится в игровой форме, т.к. изучено уже много материала, и его необходимо повторить за короткий промежуток времени, а это можно сделать, на мой взгляд, только в игровой форме). Класс разбивается на три команды (по рядам). Каждой команде выдаётся комплект карточек. Необходимо заполнить таблицу на доске, т.е. собрать из этих карточек правильные ряды. Побеждает команда, которая выполнит задание быстро и правильно. Такая форма позволяет снять страх ситуации проверки знаний.

II. Решение задач. Основываясь на психолого­педагогическом портрете учеников, я посчитала возможным вместо скучных задач использовать задачи с интересным сюжетным содержанием, просто несколько изменив стандартный текст. Для создания благоприятной эмоциональной обстановки все задачи связаны одним сюжетом – сказкой «Царевналягушка».

Для выполнения триединой цели урока применялись следующие приёмы и методы:

– учащимся был предоставлен дидактический материал для индивидуальной работы, состоящий из четырёх задач для решения в классе и одной домашней;

– задачи следовали от простой к сложной;

– для первой задачи ребята должны указать верное решение из трёх предложенных, а также объяснить, где допущены ошибки (типичные для данного класса) в остальных решениях. Такая работа позволяет быстро ещё раз показать, как правильно оформлять задачи по физике, и напомнить о часто допускаемых ошибках;

– каждая следующая задача требовала больше времени как на решение, так и на оформление, т.к. давалось всё меньше подсказок, и только последнюю задачу дети полностью решали самостоятельно;

– решение каждой задачи обсуждалось коллективно и проверялось с пом ощью мультимедийного проектора, что давало возможность неоднократно увидеть правильное оформление задачи и проверить себя, а также значительно облегчало концентрацию внимания учеников на ключевых аспектах решения задач;

– каждый этап проверки оценивался отдельно (например, значками «+» или «*»), в конце урока учащиеся суммировали набранные баллы и выставляли себе оценку за урок. Такая форма оценки позволяет снять страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ожидание негативной оценки) и решить проблемы в отношениях с учителями.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Раздаточный материал

Задача № 1

Задача № 2

Задача № 3

Задача № 4

Задача № 5

Ольга Ивановна Лебедь

Ольга Ивановна Лебедь – окончила Российс кий государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (г. СанктПетербург) в 1997 г., учитель физики 2-й квалификационной категории, педагогический стаж 3 года. В семье педагога два сына (четырёх и одиннадцати лет), все очень любят активный отдых (лыжи, коньки, ролики, велосипед). Ежегодно родители вместе с детьми участвуют в международных любительских лыжных марафонах. Лето дружная семья проводит на даче под Москвой. Все с удовольствием выращивают самые вкусные помидоры, перец, другие овощи и фрукты.