Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №20/2007
Развитие профессиональной компетенции учителя как условие повышения качества образования

Развитие профессиональной компетенции учителя как условие повышения качества образования

Основная цель НМЦ Восточного окружного управления образования г. Москвы – обеспечить системный подход в повышении квалификации руководителей образовательных учреждений (ОУ), направленный на рост информационной и профессиональной компетентностей, общечеловеческой и управленческой культуры.

Задачи: на основе диагностики профессиональных и общекультурных запросов и интересов руководителей ОУ, изучения реального состояния дел, отслеживания качества изменений в управленческой и образовательной практике создать условия для непрерывного повышения квалификации, личностного профессионального развития педагога и руководителя, способного успешно управлять процессами обновления школы в условиях стандартизации и гуманизации образования.

Восточный административный округ (ВАО) имеет самую большую в Москве территорию – от Сокольников до Кожухово, включая посёлок Акулово в 30 км от города. Важно, чтобы учителя оперативно получали информацию, не тратя на дорогу в НМЦ по 2–4 ч. Эту проблему помогает решить сайт НМЦ ВАО voumdo.ru/nmc/, один из лучших в Москве. Он доступен каждому нашему учителю (практически у всех есть доступ в интернет – в школе или дома), так что задача методиста – оперативно размещать информацию. Здесь выложены программно-методические материалы и рекомендации (для завучей) при составлении БУП для школ различного профиля, тематические и поурочные планирования для 7–9-го и10–11-го классов на 2 и 3 ч/нед., примерный паспорт учебного кабинета и авторский комплект инструкций по обеспечению безопасных условий труда в кабинете физики, которые сразу можно поместить на стенд или использовать для оформления папки по технике безопасности в кабинете физики.

Казалось бы, зачем сейчас составлять планирование? В любом магазине обилие учебно-методической литературы по предмету! Но учителя предпочитают моё, авторское. Наверное, это связано с тем, что у меня большой опыт практической работы, а ведь в планировании важно всё: и последовательность изложения вопросов, и время, отводимое на решение задач, и место лабораторной работы, и включение урока коррекции знаний перед контрольной и др. Моё планирование учителя могут использовать полностью, но могут и дополнять его. По нему в 7–9-м классах работают практически все ОУ округа, а в 10–11-м классах – 126 из 160 (и это не считая других московских округов).

Все школы каждые 5 лет проходят аттестацию и лицензирование. В октябре я регулярно провожу семинар для ОУ, выходящих на аттестацию в следующем учебном году, где обсуждаю организацию сопутствующего повторения по предмету и требования, предъявляемые к кабинетам во время лицензирования. Аттестуемые школы выполняют задания рубежного и выходного мониторингов для 9-го и 10-го классов, которые проводятся в декабре и в апреле. Задания для мониторингов составляю я сама, а районные методисты их рецензируют.

Некоторые результаты 2006/2007 уч.г.

Участие в выставках. На Днях Московского образования (ВВЦ) и ХI Российском образовательном форуме (ВЦ Сокольники) представили свои работы учителя физики ВАО:

Фадеев В.А. (ОУ УВК № 1666 «Феникс») – «Использование ресурса школьного Политехнического музея на уроках и во внеурочной деятельности» – медаль ВВЦ, диплом ХI РОФ;

Курчатов Ю.В. (ОУ № 635) – «Демонстрационный комбайн “Универсал”», позволяющий выполнять демонстрационный физический эксперимент практически по любому разделу физики (механике, электростатике, постоянному току, электромагнитной индукции, электрическому току в различных средах) при наличии соответствующего функционального блока, – медаль ВВЦ, диплом участника ХI РОФ, диплом III степени по итогам российского конкурса «Учитель – учителю».

Проведение мастер-классов:

Оксюкевич Т.В. (ОУ ЦО № 1404) – «Внедрение критериального оценивания в образовательный процесс для повышения качества образования, мотивации к изучению физики, объективности оценивания» – дипломы ВВЦ и ХI РОФ.

Талышев В.В. ОУ № 1360 «Модульная технология на уроках физики» – диплом ВВЦ, диплом участника ХI РОФ.

Участие в конкурсах:

Ерешко Максим (ученик 11-го класса интерната № 30, учитель физики Комаркова Т.Л.) – «Первые результаты и план совместных космических и наземных исследований астроархеологического памятника Ак-Баур» – диплом 1-й степени на московском открытом конкурсе исследовательских проектов школьников «Эксперимент в космосе» (МГДДиЮТ);

– дипломы 1–3-й степеней – ученики Киселёвой Н.В. (ОУ №1026), Секретарёвой С.С. (ОУ № 1351), Герасимовой М.А. (ОУ № 835) на конкурсе школьных работ, посвящённых 160-летию со дня рождения Н.Е.Жуковского, 150-летию со дня рождения К.Э.Циолковского, 100-летию со дня рождени С.П.Королёва и 50-летию запуска первого искусственного спутника Земли (Центральный дом авиации и космонавтики).

Ещё одно очень важное направление моей работы – помощь учителям в распространении передового опыта. Это очень скромные и очень занятые люди, им всегда не хватает времени, чтобы подготовить публикацию. Мой долг как методиста – помочь им в этом. Первая подборка работ учителей ВАО была опубликована в № 19/2004 газеты«Физика» (ИД «Первое сентября»). Предлагаю ещё одну подборку – 12 материалов (см. также рубрику «Дополнительные материалы»), очень интересных и значимых. Каждая публикация сопровождается визитной карточкой – фотографией автора и небольшим рассказом о нём.

М.Л.КОРНЕВИЧ,
методист по физике НМЦ ВАО, г. Москва
Марина Львовна Корневич

 

Марина Львовна Корневич – заслуженный учитель РФ, лауреат конкурса «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования-2006», педагогический стаж 31 год, из них 30 лет – в школе № 708 (вела физику во всех параллелях с 7-го по 11-й класс), методистом работает 7 лет. На конкурсе «Грант Москвы» представляла опыт своей работы с сайтом НМЦ.