Продолжение. См. № 2, 4, 6, 8, 10, 12, 16/07
Проф. М.Б.МЕНСКИЙ
ФИАН им. П.Н.Лебедева, г. Москва
Странности квантового мира и тайна сознания
(Печатается выборочно и в сокращении по книге М.Б.Менского «Человек и квантовый мир (странности квантового мира и тайна сознания)» (Фрязино: Век2, 2005; vek-2@mail.ru ).)
Гл. 6. ТАЙНА СОЗНАНИЯ (продолжение)
6.5.5. Концепция Эверетта и здоровье (продолжение)
Самовнушение. Известно, что облегчение болезни может наступить в результате самовнушения. Те, кто пропагандирует самовнушение, рекомендуют как бы уговаривать свой организм: «Я совершенно здоров». Или: «Моё сердце работает, как часы». Утверждается, что при достаточной настойчивости это помогает. И действительно, часто помогает и эта простая методика, и более изощрённые её варианты, в частности, те, что связаны с аутотренингом, или релаксацией (см. далее).
Большинство людей, даже признавая этот факт, относится к нему пренебрежительно. Если человек почувствовал себя лучше в результате самовнушения, то часто можно слышать убийственный комментарий: дескать это не медицина, а «всего лишь самовнушение». По-видимому, предполагается, что вылечить-то (т.е. ликвидировать болезнь) можно лишь медицинскими препаратами или операцией, а самовнушением можно лишь обмануть себя, тогда как болезнь останется где-то в глубине, затаится и потом снова проявится. Но так ли это?
Не будем останавливаться на том, что и медицина не всегда ликвидирует болезнь, часто ликвидирует лишь её симптомы, да и то временно. Такое мнение всё более распространяется (в том числе и среди самих медиков), однако это лежит в стороне от нашей темы. Поговорим о самовнушении. Действительно ли при самовнушении болезнь лишь временно отступает, а затем возвращается?
Иногда действительно бывает так, что болезнь, отступившая на время в результате самовнушения, потом снова наступает. Но что это доказывает? Во-первых, никто не сказал, что для любого человека и любой болезни самовнушение даёт стопроцентную гарантию выздоровления. Это было бы смешно. Поэтому следует, разумеется, ожидать, что в некоторых случаях болезнь вернётся (а в некоторых даже на время не отступит). Во-вторых, нельзя сбрасывать со счёта бессознательное. Возможно, человек, занимающийся самовнушением здоровья, в глубине души не верит в действенность этого метода (да и как может не появиться у него сомнения, когда вокруг он слышит в основном пессимистические оценки такого «ненаучного» лечения, как самовнушение). А если так, то сознательно он внушает себе здоровье, а подсознательно – ожидает возвращения болезни. Вот она и возвращается, как раз в соответствии с бессознательным самовнушением.
Таким образом, случаи неудач не доказывают неэффективности метода, они просто неизбежны. Поразительны как раз случаи удач, иногда возникающие в ситуации, когда медицина уже призналась в своём бессилии. Да и сами медики давно уже знают силу самовнушения и призывают его в помощь своим научным методам. Известно: хорошо лечит лишь тот врач, в которого пациент верит. Бывает, конечно, и обратное: пациент верит, потому что врач хорошо лечит. Однако часто вера пациента во врача не основана на каких-то известных ему фактах о достоинствах этого врача, а всё равно помогает. Известна также сила плацебо: пустая таблетка помогает, потому что пациент верит, что она поможет.
Откуда же такая сила у самовнушения? Почему силы, которые могут обеспечить выздоровление, дремлют в организме, если человек в них не верит, и начинают работать, если он верит? Казалось бы, этого не должно быть. Ведь если силы, способные победить болезнь, имеются в организме, то природа должна была позаботиться, чтобы эти силы всегда включались на полную мощность. А они не включаются, если не помогает сознание. Откуда эта фантастическая сила сознания?
Ответ очень, конечно, неопределённый, может состоять в следующем. Сознание не просто включает силы, которые и без того имеются в организме, но дремлют. Сознание подключается к некоторому внешнему источнику, из которого оно и черпает эти силы. Кстати, известно, что при любой болезни сон лечит. Почему? Не потому ли, что именно в этом состоянии, на границе сознания, происходит непосредственное подключение к источнику здоровья? Всё это очень естественно смыкается с тем, что мы говорили в разделе 6.3.2 о выходе сознания в квантовый мир, включающий разные альтернативы.
Можно предположить, что при самовнушении происходит выход в квантовый мир, анализ различных альтернатив и выбор той альтернативы, в которой болезнь исчезает.
Итак, выздоровление под действием самовнушения может объясняться (расширенной) концепцией Эверетта. Это объяснение нельзя, конечно, считать достоверным, однако оно представляется вполне логичным и в ряду многих других фактов может служить косвенным подтверждением всей концепции. Такой вывод становится еще более убедительным в связи с другим действенным методом оздоровления – релаксацией.
Релаксация. «Оздоровительная» работа сознания усиливается не только во сне, но и в состоянии глубокой релаксации, когда сознание включено, но все мышцы тела максимально расслаблены. На этом основана очень сильная методика аутотренинга, которая стала известна в нашей стране лет 40–50 назад, но сейчас уже давно включена в арсенал средств, применяемых в медицине. Для нас важно, что глубокое расслабление (релаксация) уже само по себе действует как оздоравливающее средство, даже если оно не дополняется самовнушением.
Согласно некоторым руководствам признаком максимально глубокого расслабления является полное исчезновение ощущения тела. Тело как бы исчезает, растворяется. Сознание при этом остаётся полным, но как бы «висит в пустоте». Вот это особое состояние, по-видимому, особенно интересно в контексте нашего обсуждения.
Довольно широко известна оздоровительная методика Кацудзо Ниши. Имеется много различных книг по этой методике. Среди них недавно издана небольшая книжка «Система естественного омоложения» (СПб: Невский проспект, 2005). Она примечательна тем, что предлагаемая в ней на удивление простая «система омоложения» основана прежде всего на упражнении по глубокому расслаблению. При этом автор подчеркивает, что расслабление должно достигать такой степени, при котором полностью исчезает ощущение тела.
Ниши считает, что в состоянии глубокого расслабления человек получает контроль над «жизненной силой», которая поддерживает в организме здоровье. Болезнь наступает, когда в организме возникают препятствия для циркуляции этой жизненной силы. А вот в состоянии глубокого расслабления человек может восстановить её свободную циркуляцию, т.е. восстановить здоровье.
Почему в этом случае восстанавливается или поддерживается здоровье? Ниши объясняет это очень интересно. Он замечает, что тело человека, как материальный объект, всё время обновляется: составляющие его частицы заменяются новыми, так что тело всё время строится заново, обновляется. Значит, оно могло бы быть вечно молодым и здоровым. Однако с возрастом искажается «план», по которому должно строиться здоровое тело. В результате тело оказывается не таким, каким оно должно быть, наступает болезнь18.
Так вот, именно «жизненная сила», по Ниши, содержит правильный план построения здорового тела. При нарушении циркуляции этой «субстанции» план искажается или не полностью доносится до некоторых частей тела. При восстановленнии циркуляции (которое обеспечивается глубоким расслаблением) восстанавливается правильный план и возвращается здоровье.
По моему мнению, такие наглядные образы, как энергия или жизненная сила, являются скорее не истиной, а метафорами, полезными, если требуется сделать происходящее понятным для любого человека. Ключевым представляется то, что план, обеспечивающий поддержание или восстановление здоровья, появляется в состоянии такого расслабления мышц, при котором исчезает ощущение тела. Ниши называет такое максимально глубокое расслабление упражнением «мёртвая поза». В хатха-йоге тоже аналогичное упражнение рекомендуется как ключевое. Там оно называется «позой мёртвого тела».
В свете концепции Эверетта не слишком-то приятно звучащий термин «поза мёртвого тела» представляется весьма точным и многое объясняющим. В нём отражается главный признак того состояния, которого нужно достичь: это состояние, пограничное между жизнью и не-жизнью19.
Для действенности глубокого расслабления оно должно доводиться до стадии, когда ощущение тела исчезает. Это вполне аналогично состоянию «на границе сознания», которое возникает при медитации. Однако при релаксации пограничного состояния достигают телесные ощущения, т.е., говоря условно, отключается «осознание тела». Сознание же в обычном понимании этого слова остаётся включённым.
В рамках расширенной концепции Эверетта этому тоже может соответствовать контакт с квантовым миром. Но теперь этот контакт происходит на более конкретном уровне: не весь мир воспринимается как квантовый, а лишь состояние тела воспринимается как состояние квантовой системы. Это значит, что тело в этом случае воспринимается как материальный объект, но не наделённый особым качеством, называемым «жизнь». Теперь это просто совокупность атомов, но не живое существо, состоящее из этих атомов.
Вспомним, что в концепции Эверетта тело, понимаемое лишь как совокупность атомов, подчиняется квантовой механике без разделения альтернатив. Но это значит, что если достичь такого состояния, когда разделение альтернатив исчезает (т.е. когда тело воспринимается лишь как совокупность атомов), то возникает возможность получать информацию из всех альтернатив. Правда, теперь это не альтернативные состояния всего мира, а лишь альтернативные состояния тела.
Этого, однако, достаточно для оздоровления. Ведь по логике вещей именно оно и даёт информацию, необходимую для построения здорового тела: среди всех классических альтернатив этого тела есть наилучшая, соответствующая абсолютному здоровью. Доступ к этой информации, возникающий при глубоком расслаблении (на границе телесных ощущений), даёт возможность строить тело по правильному плану, и при постепенном обновлении клеток тела они выстраиваются в абсолютно здоровое тело.
Итак, даже в этом феномене оздоровления под влиянием глубокого расслабления можно увидеть косвенное подтверждение расширенной концепции Эверетта. Во всяком случае оно приобретает определённый вес в ряду многочисленных других свидетельств в пользу этой концепции.
В то же время именно этот феномен указывает на следующий шаг в развитии всей концепции. В нём фигурирует уже не просто «сознание», а «осознание тела». Таким образом, происходит структурирование основного объекта, с которым имеет дело расширенная концепция Эверетта и который мы достаточно условно назвали сознанием.
Итак, глубокое расслабление погружает тело человека в квантовое состояние, не разделённое на классические альтернативы. Это позволяет обновить информацию о плане построения здорового тела и тем самым приводит к омоложению, к восстановлению здоровья. Естественно возникает вопрос: а нет ли аналогичного естественного процесса, который в молодости постоянно обновляет такую информацию и этим постоянно поддерживает здоровье человека? И ответ практически очевиден. Такую роль может выполнять фаза быстрого (парадоксального) сна, которую человек испытывает несколько раз каждую ночь. Такое предположение согласуется с известными характеристиками этой фазы: это не только наличие сновидений именно в ней, но и то, что в этой фазе сна полностью исчезает мышечный тонус (возникает глубокое расслабление), и то, что в старости фаза быстрого сна сокращается. Главное же состоит в том, что такое предположение легко объясняет, почему человек, полностью лишённый сна, быстро погибает (что иначе объяснить не удаётся).
Эдгар Кейси: рецепты лечения – из квантового мира. Очевидно, что в рамках расширенной концепции Эверетта можно пытаться объяснить так называемые паранормальные явления, такие как предсказания будущего, ясновидение, целительство и другие. В связи с этим всегда возникает вопрос об их достоверности. Многие твёрдо уверены, что раз такого рода явления не объяснены наукой, то их вообще не существует, а многочисленные свидетельства – не что иное, как обман или самообман. Ситуация осложняется тем, что в обстановке ажиотажа вокруг паранормальных явлений действительно возникает много пустых спекуляций и прямого обмана. Поэтому при обсуждении следует проявлять максимальную осторожность. Во всяком случае имеет смысл ссылаться лишь на те свидетельства паранормальных явлений, которые хорошо документированы.
Примером такой тщательно документированной серии необыкновенных событий является жизнь и деятельность Эдгара Кейси (Edgar Cayce)20. Эдгара Кейси обычно называют целителем, но он не был целителем в обычном смысле этого слова. Он не лечил людей, а лишь давал рекомендации по лечению, которые затем применяли профессиональные медики. Поразительно, что рекомендации по лечению самых разнообразных, часто очень тяжёлых болезней, Кейси получал, находясь в трансе.
Кейси родился в штате Кентукки в 1877 г. и умер в 1945 г. в возрасте 67 лет. Ему, да и всем нам, повезло в том, что он получил помощь в организации своей работы, в результате чего эта работа тщательно прослеживалась и фиксировалась, – один из вылеченных Кейси пациентов, Мортон Блументаль, предложил ему финансовую поддержку, чтобы основать исследовательский центр и больницу, где Кейси мог бы работать.
Это было реализовано в феврале 1929 г. Вскоре в результате экономической депрессии возникли трудности, и Блументаль был вынужден прекратить финансирование больницы. 26 февраля 1931 г. она закрылась. Однако вскоре была создана новая организация – Ассоциация исследований и просвещения (The Association for Reseach and Enlightenment – A.R.E.). Задачей её было ведение тщательных записей сеансов Кейси, которые послужили бы основой для будущих исследований. В архиве Ассоциации хранятся почти 14 000 стенографических записей его «чтений» (сеансы, которые Кейси проводил для тяжелобольных), где фигурируют более 6000 лиц, получивших помощь. Со временем филиалы Ассоциации возникли во многих странах.
Чаще всего Кейси помогал людям, у которых врачами были установлены очень серьёзные болезни, в большинстве случаев неизлечимые. Когда к нему приходил пациент (а иногда это делалось и заочно), Кейси ложился на диван и погружался в транс. В этом состоянии, не имея никаких предварительных сведений о пациенте, он описывал его состояние и назначал лечение. В качестве исцеляющих средств он назначал иногда лекарства (порой малоизвестные), иногда какие-то специальные пищевые продукты или лечебные процедуры. По свидетельству врачей, проводивших лечение по его назначениям, эти назначения приводили к выздоровлению в 90% случаев. Некоторые из методов лечения, впервые найденные Кейси, впоследствии вошли в медицинскую практику.
Всё это звучит неправдоподобно, однако документировано и, по-видимому, не подлежит сомнению. Удивительно, но в рамках расширенной концепции Эверетта происходившее во время «чтений» объясняется очень легко. Погружаясь в транс, Кейси выходит в квантовый мир, т.е. получает доступ ко всем альтернативам. Среди них есть и такая, в которой пациент выздоравливает. Прослеживая эту альтернативу от момента выздоровления назад во времени21, Кейси видит, какие препараты дают пациенту или какие лечебные процедуры применяют. Обо всём этом он и сообщает окружающим его людям непосредственно во время транса.
Кроме лечения Кейси занимался и предсказаниями будущего, которые могли касаться судеб отдельных людей или целых стран. Среди прочего он сделал целый ряд важных предсказаний. Утверждается, что он предсказал годы начала и окончания двух мировых войн.
Назначая лечение больного в состоянии транса, Кейси тоже делал не что иное, как предсказание. Он предсказывал, что пациент выздоровеет. Более того, он даже предсказывал, при каких условиях это произойдёт: этими условиями был назначаемый им курс лечения. Поскольку врачи, следуя указаниям Кейси, обеспечивали эти условия, предсказание обычно сбывалось.
Последнее замечание очень важно. Если справедлива концепция Эверетта, то абсолютные предсказания практически невозможны. Для каждого события (кроме очевидно неизбежных, которые может предсказать любой) существуют альтернативные эвереттовские миры, в которых это событие не осуществляется. Но если вместе с предсказываемым событием указываются условия, при которых оно должно иметь место, эти условия могут выделять тот класс альтернатив, в которых данное событие происходит. Такие «условные предсказания» могут быть успешными с большей вероятностью. Выход сознания в квантовый мир (снятие перегородок между альтернативами) может быть механизмом, делающим такие предсказания возможными.
«Чтения» Эдгара Кейси являются примером парапсихического феномена. Этот пример представляется одним из самых достоверных. В течение десятилетий «чтения» стенографировались. Эти стенограммы опубликованы, и каждый желающий может сопоставить их содержание с медицинскими документами, фиксировавшими истории болезней его пациентов в самых разных частях страны, в самых разных лечебных учреждениях и самыми разными врачами (разумеется, такие проверки неоднократно проводились).
Мы видим, что работа Эдгара Кейси становится понятной, если принять расширенную концепцию Эверетта. Аналогичные рассуждения можно использовать, чтобы попытаться объяснить другие парапсихические явления (ясновидение, телепатию и пр.). Мы не будем здесь этого делать, и не только потому, что снова и снова возникает вопрос о достоверности самих этих явлений22. Дело ещё и в том, что на данном этапе кажется преждевременным детализировать такие объяснения. Любые детали были бы в значительной степени спекулятивными. То, что представляется надёжным (если принять расширенную концепцию Эверетта), – это общая схема объяснения, проиллюстрированная приведённым примером. Она заключается в том, что при почти полном выключении сознания оно может выходить в квантовый мир, получать в нём информацию из разных времён, разных пространственных областей и разных альтернатив, а затем использовать эту информацию после возвращения в «свою» классическую реальность, в позицию «здесь и сейчас»23.
___________________
18Используемая в книге Ниши картина вечно обновляемого тела в основных своих чертах подтверждается наукой: во всех тканях живого организма происходит отбраковка и уничтожение клеток, которые отклонились от нормы, и замена их новыми. 19Здесь тоже могут возникнуть неправильные ассоциации, если сказать «пограничное между жизнью и смертью». Смерть обычно понимается как результат болезни или раны. В данном случае имеется в виду нечто другое: «не-жизнь» – это не смерть. 20Doris Agee. Edgar Cayce on ESP, Warner Books Inc, 1988; Кейси Х.-Л., Кэйси Э. Смерти нет: Другая дверь Бога. Пер. с англ. – СПб: Будущее Земли, 2005. 21Это возможно в силу обратимости квантового мира, см. подстрочное примечание 9 на с. 46 в № 10/07. 22Уже когда я правил корректуру этой книги, по телевидению прошла передача о научном руководителе Института мозга человека РАН академике РАН и РАМН Н.П.Бехтеревой. В этой передаче Наталья Петровна рассказывает о парапсихических явлениях, свидетелем которых была сама, в том числе о вещих снах.23Попытки объяснения парапсихических явлений существованием неких до сих пор не обнаруженных физических полей представляются нам бесперспективными. Предлагавшееся для этого «микролептонное» поле – не более чем ничего не значащее слово, а торсионное поле (т.е. поле кручения) действительно может существовать как одна из сверхслабых компонент гравитационного поля, но предположение о его связи с парапсихическими явлениями ничем не обосновано.
Продолжение в № 20/07