Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №16/2007
Школьный медиа- и ИТ-центр

МАРАФОН-2007

Л.В.ПИГАЛИЦЫН,
школа № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.

levp@rambler.ru

Школьный медиа- и ИТ-центр

Проект

(С сентября 2007 г. в рамках Педагогического университета «Первое сентября» будет публиковаться дистанционный курс повышения квалификации «Школьная компьютерная физическая лаборатория», где Л.В.Пигалицын раскроет «секреты» моделирования физических явлений и проведения натурных экспериментов с помощью компьютера. – Ред.)

Наш век отмечен бурным развитием информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Компьютеры перестали быть экзотикой, а компьютерная грамотность – достоянием посвящённых. Проектирование информационных сред и организации управления ими превратились в повседневные вопросы менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая и образования. Но до недавнего времени в образовательных учреждениях делались лишь робкие попытки создания единой школьной информационной среды. Этим занимались или учителя-фанатики, имея в распоряжении 2–3 компьютера, или школы, которым «повезло» с приобретением компьютерного оборудования.

С вводом в жизнь Национального проекта в области образования и началом обеспечения школ России компьютерами с подключением их к интернету ситуация изменилась к лучшему – стали появляться проекты школьных централизованных информационных систем. Мы предлагаем проект школьного медиа- и ИТ (информационно-технологического)-центра, включающего в себя: видеоцентр для создания мультимедийных средств для урочной и внеклассной работы; издательский центр; кабинет медиа- и информационных технологий; интернет-центр; кабельный радиотелецентр; мультимедийную библиотеку.

Работа почти всех этих структур основана на использовании различного программного обеспечения. Однако для приобретения лицензированного программного обеспечения школам может не хватить средств, ведь некоторые программы стоят гораздо дороже, чем все школьные компьютеры вместе взятые. Выход из этой ситуации – использовать вместо операционных систем Windows XP или Windows Vista операционную систему, основанную на ядре Linux. Возможности некоторых ОС Linux, например «Mandriva-2007», сравнимы с Windows XP и Windows Vista, но они бесплатны, бесплатно и практически всё программное обеспечение, включая OpenOffice (полный аналог Microsoft Office), к тому же, оно почти не заражается вирусами. Программа Wine для Linux позволяет работать практически со всеми файлами Windows. В связи с этим при рассмотрении каждой структуры медиацентра я буду рекомендовать программное обеспечение и для Windows, и для Linux. Перейдём к рассмотрению собственно структуры центра.

Операционные системы Windows и Linux
Операционные системы Windows и Linux

I. Видеоцентр

Цели и задачи: создание учебных видеофильмов и компьютерных презентаций на CD- и DVD-компакт-дисках и видеокассетах с использованием видеозаписей телепередач, видеозаписей и фотографий учебных экспериментов, поставленных учителями и учащимися по различным предметам. На базе видео-центра необходимо создать несколько коллективов детских видеостудий.

Оборудование видеоцентра:

– комплект для приёма спутникового телевидения (спутниковая антенна, ресивер, тюнер);

– два пишущих DVD-VHS-магнитофона;

– два пишущих видеомагнитофона;

– видеомонтажная лаборатория: компьютер (3,2 ГГц/1 Гб/400 Гбит), плата видео-захвата для аналоговых и цифровых сигналов, цифровая видеокамера 3CCD с винчестером, цифровой фотоаппарат (CCD-матрица 6–10 Мп) с оптическим зумом 12;

– программное обеспечение:

– расходные материалы (комплект чистых дисков CD, DVD и видеокассет).

II. Издательский центр

Цели и задачи: выпуски панорамы новостей (школы, города, страны...), еженедельной школьной газеты, ежемесячного школьного журнала в бумажном и электронном вариантах. Разработка и печать буклетов, пригласительных билетов для общешкольных мероприятий. Тиражирование дидактического материала, разработка и печать плакатов для уроков и внеклассной работы. Для этого на базе издательского центра необходимо создать: школьное издательство, редакцию панорамы новостей, редакцию школьной газеты, редакцию школьного журнала.

Оборудование издательского центра:

– два компьютера;

– сканер;

– принтер лазерный чёрно-белый;

– принтер цветной струйный с СНПЧ (системой непрерывной подачи чернил);

– ксерокс;

– программное обеспечение:

– расходные материалы – картриджи к принтерам и ксероксу, бумага для ксерокса, лазерного принтера и фотобумага для цветного струйного принтера.

Издательский центр: чёрно-белый лазерный и цветной струйный принтеры, ксерокс
Издательский центр: чёрно-белый лазерный и цветной струйный принтеры, ксерокс

III. Кабинет медиа- и информационных технологий

Цели и задачи: проведение уроков и внеклассных мероприятий с использованием современных медиасредств и информационных технологий. Оборудование к урокам по заявкам учителей готовит лаборант медиа-центра с дежурными учащимися, входящими в различные структуры медиа-центра.

Оборудование кабинета для медиа-уроков:

– компьютер;

– видеопроектор;

– домашний кинотеатр;

– демонстрационный телевизор с диагональю экрана 0,8–1 м;

DVP–VHS-плеер;

– кодоскоп;

– программное обеспечение:

– медиатека: видеофильмы на DVD- и VHS-кассетах, учебные компьютерные энциклопедии и программы для ПК по всем учебным предметам.

IV. Интернет-центр

Цели и задачи: создание и обслуживание школьного, клубных и классных интернет-сайтов, обеспечение информацией из интернета учителей и администрации школы по их заявкам, организация и проведение работы учителей и учащихся в интернете, обслуживание школьной локальной сети и интернет-среды (типа КМ-школы). Для этого на базе интернет-центра необходимо создать группу системных администраторов и группу создателей web-сайтов.

Оборудование интернет-центра:

– компьютеры с модемами для выхода в интернет (5–8 шт.);

– сервер;

– школьная локальная сеть;

– программное обеспечение:

– библиотека лицензированных и бесплатных программ для операционных систем Windows и Linux;

– интегрированная школьная интернет-среда (типа «КМ-школы»);

– дистанционная интернет-школа (типа «Телешколы»);

– поддержка школьного сайта, создание и поддержка сайтов классов, школьных клубов и объединений.

V. Кабельный радиотелецентр

Цели и задачи: выпуск еженедельных радио- и телепередач, для чего на базе радиотелецентра необходимо создать школьные радио- и видеостудии.

Оборудование школьного радио-телецентра:

– школьный кабельный радиоузел с трансляционными радиоточками во всех кабинетах школы (два стандартных усилителя для радиоузла с блоком коммутации, два двухкассетных магнитофона, два микрофона, компьютер для монтажа радиопрограмм);

– программное обеспечение радиоузла:

– школьный кабельный телецентр с телевизорами во всех кабинетах школы (усилитель низкочастотного видео- и аудиосигнала с блоком коммутации; две видеокамеры, по два пишущих DVD- и VHS-видеомагнитофона; компьютер с платой видеозахвата для монтажа видеопрограмм; два микрофона);

– программное обеспечение видеостудии:

В нашей школе школьный кабельный радио-телецентр был создан в 1980 г.: катушечные видеомагнитофоны «Электроника-502», «Электроника-508», две чёрно-белые видеокамеры, киноаппарат «Радуга», диапроекторы «Свитязь» с приставками для демонстрации диафильмов. В каждом классе были установлены телевизоры «Весна» и телефонные аппараты для связи с телестудией. Одновременно можно было передавать пять различных ТВ- и пять радиопрограмм. В том же году наш радиотелецентр экспонировался на ВДНХ СССР и был удостоен бронзовой медали, а его создатели, ученики 10-го класса, стали лауреатами конкурса «НТТМ-80».

В настоящее время возможности видеотехники на порядок выше, поэтому можно создать настоящее высококачественное школьное телевидение. Мы как раз и разрабатываем электронные блоки для школьного радиоузла и кабельного телецентра.

Школьный кабельный радиотелецентр

Лев Васильевич Пигалицын

Лев Васильевич Пигалицын – выпускник Горьковского ГПИ 1961 г., заслуженный учитель РСФСР, пятикратный Соросовский учитель, отличник просвещения СССР и РСФСР, лауреат конкурса «Лучшие учителя России-2006», награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», педагогический стаж 42 года (подробнее см. авторский сайт www.levpi.narod.ru). Не представляет свою жизнь без школы.