Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №16/2007
Москва. Дом учителя. 5 апреля 2007 г.

МАРАФОН-2007

С.Я.КОВАЛЕВА

Москва. Дом учителя. 5 апреля 2007 г.

Фоторепортаж с VI Московского педагогического марафона учебных предметов

Традиционно на Дне физики гостей встречала ярмарка учебной литературы и всего остального, что связано с нашим предметом. Мы знаем, что многие учителя, собираясь на Марафон, запасаются деньгами, чтобы купить материалы для работы на весь следующий год. Многие приезжают группами, чтобы успеть побывать во всех аудиториях, на всех заседаниях, а затем у себя в районе поделиться впечатлениями с остальными. Приятно было слышать, что Марафон привлекает учителей не только Московской области, но и прилегающих. И не только привлекает, но и является творческим стимулом. Так, Л.Ф.Гуркович, преподаватель профессионального училища № 11 п. Бавлены Владимирской области, увидев на прошлом Марафоне интересные опыты, организовала у себя в районе мастер-класс «Занимательная физика», который пользуется успехом как у коллег, так и у студентов.


Учителя физики из Дмитровского района Московской области вместе с сотрудниками Педагогической академии последипломного образования Светланой Анатольевной Хруновой и Сергеем Михайловичем Новиковым (первые слева)

Что же было интересного на этом Марафоне? После ярмарки литературы самой большой популярностью пользуется, конечно, Паркетный зал, где учителя представляют экспериментальные проектные работы своих учеников. Давайте обойдём его. За первым столом – ученики О.Б.Лущекиной (школа № 307) с воссозданными интересными экспериментами, которые были впервые когда-то поставлены известными лицами:


Лауреат конкурса «Лучшие учителя России-2006» Ольга Борисовна Лущекина с шестиклассниками (слева направо) Буяновым Сергеем, Фроловым Геннадием, Умаровым Максимом

– «Цепь князя Багратиона постоянного действия» – выращивание растений при слабом электролизе: если две пластинки, медную и цинковую, воткнуть в землю рядом с растением и соединить проводом, то растение растёт заметно лучше;

– «Вольтов столб» – доказательство электропроводности речной воды: с помощью детского конструктора, проводов и пластмассовых ёмкостей школьники смоделировали эксперимент ректора МГУ П.И.Страхова, поставленный в 1802 г. на Крымском мосту с целью убедить научное сообщество, что речная вода является проводником электричества. От вольтового столба, расположенного на одном берегу реки, через мост проложили провод, а его конец по достижении другого берега опустили в сосуд с раствором хлорида аммония. Из этого же сосуда вывели ещё один провод, другой конец которого опускали в реку. Когда на противоположном берегу в реку опустили конец второго провода от вольтова столба, в цепи возникал электрический ток, а при опускании руки в раствор ощущался чувствительный гальванический удар;

– «Разутый философ» – демонстрация электризации трением стягиваемых с руки синтетических носков (чулок): модель опыта Симмера 1859 г., который заметил, что если снимать с ноги надетые один на другой шерстяной и шёлковый чулки, то они раздуваются, принимают форму ноги и притягиваются друг к другу.

Два следующих стола поражали буйством детской фантазии на очень простую и заурядную тему курса физики: параллельное и последовательное соединения проводников и применение простейших цепей в быту и технике. Мини-проекты «Игрушки на батарейках» учеников Ж.В.Чопоровой сверкали окошками домиков, огнями светофоров и дорожных знаков, другими подсветками.


Лауреат конкурса «Лучшие учителя России-2006» Жанна Владиславовна Чопорова (школа № 1951) с учениками. Слева направо: Шипилова Таня (9-й кл.), Моргунова Ира, Котова Алёна, Новикова Ольга, Меркулов Олег, Салтыков Егор (8-й кл.)

Далее расположились мои девятиклассники с более сложными электрическими схемами в моделях квартир и даже трёхэтажного дома с привидением, которое, сверкая глазами, слетело с чердака и поселилось рядом со скелетом.


Лауреат конкурса «Лучшие учителя России-2006» Светлана Яковлевна Ковалева (школа № 4, г. Наро-Фоминск) со своими девятиклассниками – Козловым Славой, Мовчанюком Александром, Шабуниной Кристиной и Рябикиной Екатериной

Неослабевающим успехом из года в год пользуются работы сотрудников лаборатории «НИИЧаВо» (НИИ чародейства и волшебства) под руководством «мастера физического колдовства» С.Н.Кириллова:

Шебина Мария (8-й класс) демонстрировала оптические фокусы-опыты – переход от одного изображения к бесконечному их числу с помощью подвижных конструкций;

Дорожко Роман (11-й класс) показывал проблемные и занимательные экспериментальные задачи на различное соединение элементов электрических цепей с традиционными вопросами: «Что будет, если?..» Учителя с удовольствием (и не всегда сразу) разгадывали предложенные загадки;

– оптические свойства раствора зелёнки: перемещая обычную лампу накаливания вдоль аквариума треугольного сечения, Казаков Дмитрий (11-й класс) эффектно показывал, как спектр прошедшего рассеянного излучения изменяется от красноватого до зелёного;

– модель радуги (демонстрировала Тихонова Анастасия, 8-й класс): маленькие прозрачные шарики (отходы производства), засыпанные в узкий зазор между чёрной доской и оргстеклом, играли роль взвешенных капелек жидкости и в свете обычной лампы создавали отличную 360-градусную радугу! К сожалению, на фото она не получилась.

Ученики Г.П.Устюгиной (школа № 1273), десятиклассники Франко Игорь и Соколовский Антон, порадовали моделью плавсредства «Волна» с движителем оригинальной конструкции (продолжение проекта учеников той же школы Краснопевцева Д., Шапкина А., см. «Физику» № 1/2006), представив компьютерную презентацию.


Ученик Галины Павловны Устюгиной деcятиклассник Франко Игорь с моделью спасательного плавсредства с оригинальным движителем. Справа – увеличенное фото модели

Новые разработки ученической фирмы «Импульс» демонстрировал народный учитель СССР П.П.Головин (накануне ему исполнилось 60 лет, и мы поздравили юбиляра от имени редакции и всех наших читателей).


Народный учитель СССР Пётр Петрович Головин (ученическая фирма «Импульс», с. Ишеевка, Ульяновская обл.) принимает поздравления от заведующего кафедрой физики МИОО к.п.н. Василия Ивановича Зинковского и сотрудницы нашей редакции Натальи Юрьевны Милюковой.

Уже традиционно участие фирмы «L-микро». Созданное её сотрудниками оборудование работает во многих школах Москвы и области, завоёвывая всё бульшую популярность среди учителей благодаря продуманности экс-перимента и удобному расположению демонстрационного оборудования на вертикальной плоскости.


Иван Викторович Шикерин (сотрудник московского «Учколлектора» № 1) демонстрирует компьютерный датчик с ноутбуком для исследования процесса колебаний маятника (моделирован «яблоком Ньютона» на пружине)


Голосов Алексей (сотрудник фирмы «L-микро») демонстрирует поставляемые в школы наборы, разработанные фирмой, и поясняет правила их эксплуатации

Ученики С.А.Ловягина порадовали новым экспонатом музея увлекательной науки «Феномен» – прибором для исследования работы рычагов в виде мельницы с необычным ветряком. Воистину, всё гениальное – просто. В крыльях сделаны прорези для подвешивания грузов, а на белом фундаменте размещена горизонтальная линейка для измерения плеч рычага.


Ученик Сергея Александровича Ловягина (школа № 1060) десятиклассник Смычников Александр (в униформе музея) показывает эффектный и простой в исполнении прибор для изучения свойств рычага – «ветряную мельницу»

Интересные опыты показывали юные конструкторы под руководством московского учителя Л.А.Логинова – простейшие устройства для автоматической подачи воды (на герконах) и для пневматического открывания дверей, например, в вагонах метро или электричек. Сам учитель был счастлив не меньше учеников. Да и как не восхититься, если авторы умудрились создать модели из подручного материала – шприцев, гибких трубок для омывателя стёкол автомобиля, теннисных шариков и т.п.!


Леонид Александрович Логинов (ЦО № 109) с десятиклассниками Горюновым Георгием и Арефьевым Данилой, сконструировавшими автомат на герконах для регулировки подачи воды (показан на фото справа) и семиклассницами Гальпериной Анной и Скосаревой Маргаритой, собравшими модель пневматического устройства для закрывания (открывания) дверей

Большой интерес вызвали проектные работы учеников А.Н.Долгушина (МОУ СОШ № 39, г. Воскресенск, Московская обл.) «Физические игрушки»: птичье перо, плазменный шар, фосфоресцирующие игрушки и многое другое. Каждая была когда-то куплена в обычном магазине и валялась в забытых вещах, а теперь стала интересным демонстрационным пособием к той или иной теме курса физики. Такой подход искренне удивил и порадовал присутствовавших.

Все, о чём мы вам рассказали, демонстрировалось в Паркетном зале два часа. Затем прошли мастер-классы – маститого педагога С.Н.Кириллова («Театр физической науки: путь от идеи до реализации» с показом фрагментов из спектаклей этого театра) и молодого учителя В.В.Талышева («Модульная технология: старые уроки по-новому», см. № 18/07).

В Малом зале читали лекции известные педагоги – психолог Надежда Егоровна Щуркова (д.п.н., проф. МПГУ) при участии своей ученицы и активной последовательницы Елены Фёдоровны Барановой (к.п.н., преподаватель педколледжа № 15) на тему «Воспитательный потенциал урока: пять способов владения личностью ученика» и автор УМК «Физика» для 7–9-го классов Галина Николаевна Степанова (д.п.н., преподаватель СПбГУПМ, г. Санкт-Петербург) на тему «Подготовка к ЕГЭ на основе традиционного задачника» и «Формирование компетентностных подходов». Видеодиск с записью этих лекций можно приобрести у нас (тел. 499-249-4758).


Наши лекторы: Елена Фёдоровна Баранова, проф. Надежда Егоровна Щуркова и Галина Николаевна Степанова

В аудитории 01, прочитали лекции Соросовский учитель Л.В.Пигалицын «Проект школьного медиа и информационно-технологического центра» (см. далее), проф. В.А.Касьянов (см. «Дополнительные материалы» на сайте газеты http://fiz.1september.ru), проф. Б.И.Лучков (д.п.н. МИФИ) (см. статью «Кто управляет погодой?» в № 3/2007), а также представляли свои проекты ученики Г.Ф.Туркиной (см.  «Дополнительные материалы» к  № 16/07 на сайте газеты http://fiz.1september.ru), далее проект А.Куракина «Мой брат волшебник») и Ж.В.Чопоровой (см.   «Дополнительные материалы» к  № 16/07 на сайте газеты http://fiz.1september.ru).

«Горячие точки» нашего образования горячо обсуждались на Круглом столе, который вели Марина Юрьевна Демидова (к.п.н., МИОО), Геннадий Григорьевич Никифоров (к.п.н., ИСМО РАО) и Алексей Игоревич Нурминский (ИСМО РАО).

Делая подробный отчёт об участниках Марафона, мы надеемся пробудить у вас, наших читателей, желание развить эксперименты, уроки, проекты. Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто получил интересные и необычные результаты, кто добился высоких результатов обучения, следуя нестандартным методикам и технологиям. Предоставляем возможность на следующем Марафоне (в апреле 2008 г.) поделиться с коллегами своими достижениями, своим опытом – в форме мастер-класса (при личном участии) или заочно (в форме стендовых докладов, озвученных видеоклипов и презентаций).

Пишите нам! Желаем всем творческих успехов!

(Фото И.Васильевой, Т.Гайдай, С.Ковалёвой, О.Лущекиной, С.Третьяковой.)