Надежда Анатольевна Накарякова родилась 2 августа 1957 г. в Перми, где и провела детские годы. В 1970 г. семья переехала в Ижевск в связи с работой отца. Здесь судьба связала её раз и навсегда со школой № 9. Выбор профессии решил приход спокойного, доброго учителя физики Василия Ивановича Пермякова. Он умел мягкой иронией, тихим словом поддержать порядок даже в «шустром» классе. Умело сочетал демонстрации опытов и кинофрагментов с объяснением материала. В 10-м классе покорил юные сердца окончательно: показал свечение без электродов, плавление олова вихревыми токами и объяснил, как иллюзионист в цирке накануне поджарил яйцо. Практикум стал уроком общения (работа в группах по 4 человека) и радостью маленьких побед (заработал детекторный приёмник). Василий Иванович был мастером на все руки, со старшеклассниками радиофицировал школу, где, кстати, сам ютился с семьёй. Когда он приболел, Надя провела пару уроков в своём же 10-м – получилось. Девушка решила: будет учителем физики. И когда Василий Иванович из-за жилья ушёл в заводскую школу рабочей молодёжи, то администрация пригласила свою выпускницу (тогда второкурсницу университета) поработать хотя бы сентябрь, пока идут сельхозработы. Месяц работы учителем, потом практика вожатым подтвердили правильность выбора профессии. Вторым человеком, сыгравшим большую роль в жизни Надежды Анатольевны, стал руководитель курсовой и дипломной работ, заведующий лабораторией радиотехники и электроники Геннадий Яковлевич Камышев. Именно на его занятиях произошло знакомство с тестами (впоследствии тесты молодая учительница использовала регулярно на своих уроках). Он же помог овладеть вычислительной техникой, что очень пригодилось, когда начались уроки информатики. Оптимист, влюблённый в свою работу, он буквально заряжал энергией окружающих. Когда у Надежды Анатольевны появились серьёзные проблемы со здоровьем, Геннадий Яковлевич дал книгу, которая зажгла искорку надежды. Почти до самого выхода на инвалидность педагог поддерживала профессиональный контакт с Геннадием Яковлевичем, делясь своими находками (он работал в спецклассах, а Надежда Анатольевна – в лицейском классе системы «школа–вуз», так что было чем поделиться). Главным же наставником в педагогической работе стал Владимир Иванович Хохряков, директор родной «девятки», к которому новоиспечённый педагог пришла на педпрактику и под опекой которого начала работать по окончании университета. Спокойный, внимательный, строгий, он встречал учителей и учеников перед уроками у входа, а после уроков обходил школу: всё ли в порядке? Уважительно-строгий на уроке, влюблённый в техническое творчество, заразил этой любовью «трудовиков» и «физиков». Результат не заставил себя ждать – призовые места на республиканских выставках и право принять Всероссийское совещание по техническому творчеству в 1983 г. Много хороших людей встретила Надежда Анатольевна на своём пути. Светлана Петровна Тронина – методист республиканского ИУУ – помогает учителям в профессиональном росте, с её помощью в Удмуртии был введён курс «Естествознание» (Физика–химия, 5–6 кл.), автор которого Александр Евсеевич Гуревич приезжал в республику и учил, как лучше построить работу. Курс – чудо! Дети познают физику руками, развитие идёт быстро и успешно. В первом потоке, учившемся по этому курсу, был класс лицейский. Семеро из него экстерном закончили школу и на год раньше стали студентами. В последующих потоках и в обычных классах результаты были хорошие, ребята успешно учились в ЗФМШ при МФТИ. Надежда Александровна была в восторге от этого курса. Многому училась у старших товарищей: решению сложных задач, демонстрационному эксперименту – у Леонарда Викторовича Беккера, Анатолия Петровича Башрина (увы, ныне покойных), работе с талантливыми детьми – у Инны Сергеевны Досковской, Валентины Петровны Киселёвой, Бориса Сергеевича Тюрина, нетрадиционным методам преподавания – у Николая Григорьевича Скребца, Людмилы Юрьевны Ткачук, формированию спокойной деловой обстановки на уроке – у Ираиды Захаровны Коршуновой, Ольги Петровны Дрожжиной, Глафиры Петровны Сериковой, Валентины Георгиевны Пушкиной, Надежды Николаевны Бродниковой, Эммы Александровны Герасимовой, Людмилы Юрьевны Овчинниковой. У кого бы она ни была уроке, всегда находилась «изюминка», которую стоило позаимствовать. Поистине учителями славится Россия – ученики приносят славу ей! Слова любви и благодарности Надежда Анатольевна хотела бы сказать своему главному учителю, наставнику, помощнику, вдохновителю, ангелу-хранителю – мамочке Лидии Андреевне Накаряковой, мудрой, сильной женщине. Несмотря на свои 80 лет, она полна интереса к жизни, активно помогает двум внучкам и внуку набираться ума-разума, в ненавязчивых беседах знакомит их с историей рода, помогает решать проблемы. Мама – душа и опора семьи. Да и сама Надежда Анатольевна, несмотря на приключившийся шесть лет назад тяжёлый недуг и инвалидность без права работать, не теряет бодрости духа, интереса и любви к жизни.
От всей души желаем Надежде Анатольевне здоровья!
Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!