Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №15/2007
Посвящение в физики

Конкурс «Я иду на урок»Т.Н.ЛИСЮКОВА,
МОУ Лаишевская СОШ, г. Ульяновск

tlisyukova@pochta.ru

 

Посвящение в физики

Технология С.В.Анофриковой. Вводное занятие, 2 ч. 7-й класс

Цели урока:

учащиеся должны усвоить, что: слово «физика» происходит от греческого слова [фюзике], что означает природа; всё, что нас окружает и существует независимо от наших знаний, называют материей; материя существует в двух видах – поле и вещество; любое тело, имеющее форму или объём, называют физическим телом; то, из чего состоят тела, называют веществом; любое изменение, происходящее с физическим телом, называют физическим явлением; учёные получают знания о природе двумя способами – через наблюдение и опыт;

учащиеся должны уметь: различать физические тела, явления, вещества, различать методы изучения физики; решать пропорции, выражать значения величин длины, времени, площади, массы в СИ; решать уравнения относительно искомой величины; объяснять, как образуется ночной и дневной бриз.

Оборудование: карточки-задания; деревянная, алюминиевая, пластмассовая и глиняная ложки; яблоко, призма, источник света, шапочка с кисточкой; нарисованная ванна, простынь, рычаг, винт, динамометр, стеклянный сосуд с водой, «золотая» корона, зеркало; записи музыки И.-С.Баха, сиртаки; ведомость учёта знаний.

Ход занятия

Этап актуализации знаний

Учитель. В этом году вы начинаете изучать новый предмет – физику. Какой вопрос вам хочется мне задать?

Вид доски

Вид доски

Ученик. Что означает слово «физика»?

Учитель. Физика – одна из самых древних наук. Ввёл это слово в науку Аристотель. Слово «физика» происходит от греческого слова [фюзике], что означает природа. В русский язык это слово ввёл М.В.Ломоносов. Значит, физика – это наука о природе. Какие ещё науки о природе вы знаете?

Ученик. Природу изучают география, биология, химия, зоология, астрономия.

Этап создания новых знаний

Учитель. Что же изучает эта удивительная наука – физика? В физике кроме обычных слов используют специальные слова или термины, обозначающие физические понятия. Физическое тело – это любой предмет, который имеет форму и объём. Например, ложка, ручка, стол, стул, трактор, Солнце. Ложка – физическое тело, а дерево, алюминий, глина – это вещества. То, из чего состоят предметы называют веществом. Материей мы называем ткань, из которой шьют одежду, а в физике мы будем называть материей всё, что нас окружает и существует независимо от наших знаний о ней. Она существует в двух видах: в виде вещества и в виде поля (свет, радиоволны). Какие изменения могут происходить с физическим телом, например, с ложкой?

Ученик. Ложку может нагреть, расплавить, уронить, согнуть.

Учитель. Вы привели примеры физических явлений. Что назовём физическим явлением?

Ученик. Изменения, которые происходят с физическими телами.

Учитель. Мы различаем такие явления природы: тепловые, механические, световые, магнитные, звуковые. Например, таяние мороженого – тепловое явление; движение машины – механическое; молния – световое и электрическое; притяжение кнопок магнитом – магнитное; звучание гитары – звуковое. Выполним устно задачу-упражнение:

Ученик. Книга – это тело, дым – тело, горение – явление, мензурка – тело (и т.д.).

Этап применения нового знания

Учитель. Чтобы успешно учиться, вам потребуются знания, которые вы получили в курсе географии и математики. Проведём вводную контрольную. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.

Физика

География

Математика

1 см = ... м; 1 см2 = ... м2;

1 кг = ... г; 1 л = ... дм3 = = ... м3 (5 баллов.)

Учитель. Мои помощники проверят ваши работы и выставят в ведомость количество набранных баллов по каждому предмету. Ребята, всё, что открыто и изучено в физике, есть результат упорного труда многих учёных из разных стран. У нас есть машина времени, которая поможет встретиться с некоторыми учёными. (Звучит сиртаки, запускается метроном, электрофорная машина даёт искру.)

Ребята, мы попали в Сиракузы, к царю Гиерону, который жил за 250 лет до нашей эры.

Царь Гиерон. Слуги, позвать сюда Архимеда!

Архимед. Многих лет тебе, мой повелитель!

Царь (снимает с головы корону). Я хочу проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Узнай, не ломая её, если в ней примесь? (Уходит.)

Архимед. Сначала я нашёл, что плотность чистого золота в 19,3 раза больше плотности воды. Значит, надо было найти плотность короны. Взвесить корону было легко, но как найти её объём? Форма короны неправильная. Много дней я мучился над отгадкой. (С полотенцем в руках идёт к плакату с ванной, «погружается» в неё и кричит: «Эврика!»)

Архимед (подходит к царю). Я выполнил твою задачу – взвесил корону сначала в воздухе, а потом в воде (демонстрирует). По разнице в весе я рассчитал выталкивающую силу, равную весу воды в объёме короны. Определив объём короны, я определил её плотность, и она оказалась меньше плотности чистого золота.

Царь. Значит, мастер – вор и мошенник? Наказать его! А тебя, Архимед, я спрашиваю: какие ещё открытия ты сделал в науке?

Архимед. Я открыл правило рычага, изобрёл винт и сжёг с помощью вогнутого зеркала вражеский флот.

Царь. Ты, Архимед, великий учёный, твоё имя будут знать все юные физики!

Учитель. А сейчас мы попадём в XVII век. (Звучит музыка Баха, появляется учёный.) Кто вы?

Ньютон. Я сэр Исаак Ньютон. За мою жизнь в Англии сменился не один король.

Учитель. Когда и где вы родились?

Ньютон. Я родился 5 января 1643 г. в деревне Вульсторп, в семье мелкого фермера. Мой отец умер незадолго до моего рождения. Я рос слабым ребёнком, но от природы был самолюбив. Любил много читать, решать математические задачи, мастерить игрушки. В 18 лет я поступил в Кембриджский университет на правах неимущего студента и обязан был прислуживать богатым студентам. Через 4 года началась эпидемия чумы, и я вернулся в свою деревню.

Учитель. И там вы открыли закон всемирного тяготения?

Ньютон. Да. Я сидел в саду, пил чай под яблоней и подумал: почему яблоки, листья всегда падают отвесно? почему не в сторону, а к центру Земли? Значит, должна существовать сила, подобная силе тяжести, простирающаяся на всю Вселенную. Яблоки и наш спутник Луна помогли мне открыть закон всемирного тяготения, которому подчиняется всё во Вселенной. Я много и терпеливо работал и настолько увлекался занятиями, что часто забывал обедать, спал по 4–5 часов и быстро прошёл путь от бакалавра до профессора.

Учитель. Сколько же лет вам было тогда?

Ньютон. 22 года.

Учитель. А сколько лет вы прожили?

Ньютон. Я умер в ореоле славы в возрасте 84 лет.

Учитель. Какие открытия в физике вы сделали?

Ньютон. Я открыл законы движения тел, исследовал световые лучи, доказал опытом, пропустив обычный белый свет через призму, что он состоит из семи цветов (называет и демонстрирует). Как мы, учёные, получаем знания о явлениях природы?

Ученик. Учёные проводят наблюдения и опыты.

Ньютон. Чем отличаются наблюдения от опытов?

Ученик. Во время опытов обычно выполняют измерения, используя приборы.

Ньютон. Домашнее задание: прочитайте в учебнике* § 1, 2, 3, 6; составьте план проведения наблюдения. А сейчас я прошу положить руку на учебник физики и прочитать клятву юных физиков.

Ученики (произносят хором за Ньютоном). Я, ученик(ца) 7-го класса, клянусь любить физику. Я буду наблюдательным, терпеливым и не отступлю, если меня постигнет неудача. Клянусь учить законы, управляющие физическими явлениями, решать задачи и получить навыки работы с приборами. Клянусь, клянусь, клянусь!

Учитель. Послушайте итог своей работы на уроке.

Критерии оценки:

Учитель. Молодцы! Спасибо за урок!

Татьяна Николаевна ЛисюковаТатьяна Николаевна Лисюкова окончила окончила Ульяновский ГПИ им. И.Н.Ульянова в 1981 г. 25 лет работает в одной и той же, Лаишевской, школе; учитель первой квалификационной категории. Реализует технологию деятельностного подхода обучения физике и метод ученических проектов. В этом году проект «Сохраняет ли школа зрение своих учеников?» (9-й класс) помог сменить освещение: вместо ламп накаливания с матовыми плафонами в школе были установлены лампы дневного света. А до этого освещённость кабинетов была ниже нормы в 5 раз (люксметр предоставила кафедра общей физики педагогического университета). Сейчас восьмиклассники завершают проект «Висящие сосульки» (делают модель пещеры со сталактитами и сталагмитами), готовят компьютерные презентации по физическим явлениям (диффузия, испарение, теплопередача). Татьяна Николаевна с мужем Александром вырастили троих детей, в декабре прошлого года отметили серебряную свадьбу. В свободное время любит писать пейзажи, натюрморты, портреты, расписывать пасхальные яйца и фотографировать природу. В 2006 г. стала лауреатом областного конкурса «За гранью педагогического мастерства».

____________________________

*Пёрышкин А.В. Физика-7. – М.: Дрофа, 2000.