Т.А.СИМОНОВА,
МОУ СОШ № 19, г. Георгиевск, Ставропольский кр.
Межпредметные связи на уроках физики
Авторская программа. 7–11-й классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физика – наука о природе. Знание её законов расширяет и углубляет знания по химии, биологии, астрономии, технологии и другим предметам. Физика связана со всеми изучаемыми предметами в школе. Например, в 9-м классе тема «Перемещение. Действия с векторами и проекции» идёт как повторение и по физике, и по геометрии. Все задачи на второй закон Ньютона, начиная с 9-го класса, решаются методом проекции, а этот метод изучается только в старших классах. В 11-м классе при изучении темы «Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре» вновь приходится сталкиваться с уравнением для второй производной и его решением. А действия со степенями?.. Всё это заставило меня изучить программы по математике, биологии, химии, трудовому обучению и другим предметам и попытаться создать единую систему межпредметных связей.
Физика нужна учащимся и для расширения возможностей выбора профессии, и чтобы в любой профессии человек мог стать мастером своего дела. При поступлении в медицинский институт не надо сдавать экзамен по физике, но при современном уровне развития медицинской аппаратуры врачам необходимо знать устройство лазера, свойства рентгеновских лучей, ультразвука, токов высокой частоты. Надо знать принципы действия приборов, уметь разбираться в электрических цепях и усилителях высокой и низкой частот. Агроному нужна физика, чтобы понимать, на каких почвах лучше прогревается земля, знать механизмы потребления питательных веществ растениями, физические основы работы теплиц.
Казалось бы, выбрав профессию археолога, юриста, геолога, учащиеся ушли далеко от физики, но, делая археологические раскопки, исследуя горные породы, они используют закон радиоактивного распада, чтобы узнать возраст Земли, а юристы с помощью спектрального анализа определяют химический состав вещественных доказательств. Да разве можно представить хорошего токаря, шофёра, фрезеровщика, которые не знают принцип работы электрических двигателей, сборки электрических цепей, зависимость прочности материалов от нагревания, скорости резанья и т.д.? На многих производствах нельзя обойтись без измерительных и электрических приборов.
Сейчас много внимания уделяется социализации личности, её развитию. Один из социальных заказов общества – растить таланты. Но без знания математики не сможешь решать задачи по физике, выполнять экспериментальные задания. Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук – химии и физики, физики и биологии и т.п. Расширяя свои знания по другим предметам, учащиеся углубляют знания по физике, расширяют кругозор.
Предлагаемая программа преследует следующие цели и призвана решить следующие задачи:
– служить основой для формирования научного миропонимания;
– прививать интерес к изучению предметов естественно-математического цикла;
– готовить учащихся к жизни, общественно полезному труду, развивать логическое мышление;
– формировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней;
– знакомить с применением физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса;
Программа должна: по возможности охватить материал всех основных разделов курса физики; обеспечить доступность изучаемого материала; обеспечить преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, взаимодействовать с параллельно изучаемыми предметами (химия, биология, математика, география), включить проблемы экологии и отношения человека с природой и техникой.
7-й класс
8-й класс
9-й класс
10-й класс
11-й класс
Литература
Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике. – М.: Просвещение, 1985.
Гусев В.А., Иванов А.И., Шебалин О.Д. Изучение величин на уроках математики и физики. – М.: Просвещение, 1981.
Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педогогика, 1981.
Иваницкий Г.Р. Мир глазами геофизика. – М.: Педагогика, 1985.
Ильченко В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.
Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1974.
Книга для чтения по охране природы: Для учащихся 9–10 классов средней школы: Сост. А.Н.Захлебный. – М.: Просвещение, 1986.
Кулигин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1981.
Любимов К.В., Ревунов А.Д., Чежегов А.А. Микрокалькулятор на занятиях по физике в 7 классе. – М.: Просвещение, 1985.
Махмутов М.И., Шакерзянов А.З. Учебный процесс с использованием межпредметных связей. – М.: Высшая школа, 1985.
Межпредметные связи дисциплин естественно-математического цикла: Под ред. В.Н.Фёдоровой. – М.: Просвещение, 1980.
Основные методики преподавания физики: Под ред. В.Г.Разумовского, В.А.Фабриканта, А.Т.Глазунова. – М.: Просвещение, 1984.
Практикум по физике в средней школе: Под ред. В.А.Бурова, Ю.И.Дика. – М.: Просвещение, 1987.
Сердинский В.Г. Экскурсии по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.
Татьяна Алексеевна Симонова окончила Ростовский-на-Дону ГПИ, педагогический стаж 40 лет, отличник народного просвещения, учитель физики высшей квалификационной категории. Её ученики постоянно становятся победителями или призёрами краевых и межрегиональных олимпиад, участвуют в интернет-олимпиадах, а на VII международном конкурсе научно-технических работ «Старт в науку» удостоены диплома III степени. Многие теперь учатся в ставропольской школе одарённых детей «Поиск», в СУНЦ МГУ им. А.Н.Колмогорова (учительница даже получила благодарственное письмо от ректора МГУ им. М.В.ломоносова за подготовку учеников). Татьяна Алексеевна уже пятый год ведёт факультатив от ЗФТШ при МФТИ. В этом году был первый выпуск – 10 учащихся (двое – с красным свидетельством), все поступили в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. На уроках постоянно используется компьютер – опросы, презентации, которые учащиеся готовят к уроку и по которым отвечают. Пишется учебник физики. Татьяна Алексеевна любит путешествовать, объездила всю страну – от Камчатки до Бреста, от Соловецких островов до Севана и Иссык-Куля. Любит петь, танцевать, читать стихотворения. Внучка учится на 4-м курсе Новочеркасского ТУ на отделении прикладной математики.