Н.В.КАПТЕЛОВА,
МОУ гимназия № 79, г. Барнаул, Алтайский край
Взаимодействие молекул
Урок постановки и решения учебной задачи, система Эльконина–Давыдова, 7-й класс
Предлагаемый урок разработан по психодидактической технологии творческого развития (система Эльконина–Давыдова), разработанной в Уфимской лаборатории педагогической психологии, возглавляемой проф. А.З.Рахимовым. Это третий урок в теме «Строение вещества», урок постановки и решения учебной задачи. Учебная задача – это ситуация, в которой ученик не владеет ни знанием, ни способом, ни конкретно-практическим результатом; это проблемная задача наивысшего уровня проблемности. Она направлена на открытие нового знания, на выделение на его основе нового способа деятельности и получение конкретно-практического результата. Только учебная задача вносит существенный вклад в развитие ребёнка. Обучение организуется учителем на деятельностной основе. Учащиеся на основе проблемной ситуации и осознания нехватки знаний сами формулируют учебную задачу урока, сами открывают новое свойство молекул через «квазиисследовательскую» деятельность (учитель только вводит термины «смачивание» и «несмачивание» и уточняет, что притяжение молекул «заметно лишь на расстояниях, сравнимых с размером молекулы»), сами делают и формулируют выводы. Учитель организует учебную деятельность и фиксирует на доске учебную задачу и выводы, сформулированные учащимися. Учебная задача урока разбита на несколько подзадач, после решения которых обязательна самооценка успешности собственной деятельности (её помогут сделать детям вопросы типа: «Смог ли я?..», «Затруднился ли я?..» – в чём? почему? «Не смог...» – почему? в чём причина? «Доволен собой» – почему? «Недоволен» – почему? и т.д.). Это позволяет ученику отслеживать собственное продвижение в решении учебной задачи, в саморазвитии. Знания, открытые учащимися в собственной познавательной деятельности, глубоко осознаны и прочно усвоены. Результативность обучения очень высока, гарантирована данной технологией. Формы организации учебной деятельности на уроке (работа в группе, в паре, коллективное обсуждение, проговаривание вслух, проведение опытов и наблюдений, эмоционально комфортная обстановка общения единомышленников, учитель – сотрудник) способствуют усилению учебной мотивации, способствует сохранению психического и физического здоровья школьников. |
Цели урока: сформировать понятие «Взаимодействие молекул»; сформировать приём умственной деятельности по определению «Взаимодействие молекул»; продолжить формирование естественнонаучных представлений по изучаемой теме.
I. Ориентировочно-мотивационный этап
Актуализация знаний о молекулах, выравнивание стартовых позиций. Создание ситуации успеха. Проблемная ситуация, постановка учебной задачи.
II. Операционально-исполнительский этап
Задание 1. Обнаружение притяжения молекул.
Задание 2. Обнаружение особенностей проявления притяжения молекул.
Задание 3. Моделирование притяжения молекул.
Задание 4. Обнаружение отталкивания молекул.
Задание 5. Моделирование отталкивания молекул.
Задание 6. Обнаружение одновременности действий притяжения и отталкивания молекул.
Задание 7. Моделирование взаимодействия молекул.
Задание 8. Наблюдение явления смачивания и несмачивания.
Задание 9. Моделирование явлений смачивания и несмачивания, выявления причин этих явлений.
III. Рефлексивно-оценочный этап:
Обобщение темы урока, решение проблемных задач. Итоговая самооценка. Дифференцированное домашнее задание (учебник: Пёрышкин А.В. Физика-7. – М.: Дрофа, 2000); 2-й и 3-й уровни – по желанию):
– 1-й уровень – § 10;
– 2-й уровень – 10 примеров смачивания и несмачивания (о которых не упоминалось на уроке и в параграфе учебника, найти из дополнительной литературы или наблюдений);
– 3-й уровень – творческая работа.
Оборудование
– для фронтальной работы: резиновая лента, стакан с водой, полоска бумаги, 2 кусочка мела, 2 кусочка пластилина, свеча, каучуковый мячик (в лотках на каждом столе);
– для демонстраций: демонстрационный столик, стакан химический, стеклянная пластинка, вода, пружина, мячик, изолента, скотч, клей.
Наталья Владимировна Каптелова – учитель физики высшей категории, педагогический стаж 25 лет. Окончила Барнаульский ГПИ в 1981 г. Потомственный учитель – общий педагогический стаж семейной династии 155 лет! Она учитель по призванию, счастлива в своей профессии, постоянно в творческом поиске и стремлении к профессиональному мастерству. Главное профессиональное желание – создать максимально комфортные условия детям в процессе обучения. Такие условия, как показала практика, способна обеспечить система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Осваивать эту систему развивающего обучения начала в 1994 г., училась в г. Томске и г. Москве в Международной ассоциации развивающего обучения, на семинарах А.Л.Камина (г. Луганск), у проф. А.З.Рахимова (г. Уфа) по психодидактической технологии творческого развития, у автора программы и учебника физики (система Эльконина–Давыдова) А.И.Подольского (г. Магнитогорск). Теперь наработан удачный практический опыт реализации системы развивающего обучения на уроках физики. В связи с тем, что сегодня отсутствуют какие-либо более или менее разработанные учебно-методические комплекты по развивающему обучению физике, этот опыт будет полезен учителям, интересующимся методикой развивающего обучения. Актуальность опыта ещё и в том, что он позволяет реализовать цели и задачи современного образования. Наталья Владимировна готова поделиться своими материалами (разработками уроков разного типа по типологии уроков развивающего обучения – урок постановки и решения учебной задачи, урок контроля, урок творческого развития, урок решения частных задач, урок интериоризации способа и др.). В кабинете физики два шкафа отведены детским творческим работам-домашним заданиям. Здесь приборы, которыми пользуются на уроке, и шуточные: «Смехонометр», прибор для измерения «крутизны» новых русских, ловкости и другие, довольно остроумные; сборники сказок, стихов, кроссвордов, альбомы рисунков, коллекции, наглядные пособия, материалы рубрики «Найди интересное и расскажи». Дети с удовольствием творят, что и приводит к высокому качеству обучения (постоянной 100%-ной успеваемости).