И.В.ЛОПАТКИНА,
Гуманитарный лицей, г. Псков
Механическое движение
Арт-урок обобщения. 9-й класс
Арт-технология обучения может быть использована на уроке сразу в рамках двух тенденций развития современных образовательных технологий: свободного воспитания и образования в процессе жизни. Порой чувствуешь эмоциональное обеднение обучения, односторонность интеллектуального развития своих учеников. Тогда поневоле обращаешься к искусству с его неисчислимыми возможностями. Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека. Действительно, вряд ли найдётся учитель, не испробовавший на уроке силу инсценированной сказки, художественного сочинительства, рисования, лепки, игры и музыки. Такие уроки, что самое главное, будят воображение, развивают образное мышление, создают прецедент проживания изучаемого материала, расширяют кругозор, формируют мобильность личности.
Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. По сути, это педагогика воспитания обыкновенных учеников по самым обыкновенным общеобразовательным программам. Дети учатся легко воспринимать все жанры искусства (театр, живопись, танец, музыку), не ставя цель стать в этой области профессионалами. Искусство помогает осваивать сложный учебный материал, являясь не целью, а только средством познания. Решая поставленную познавательную задачу, учащийся полностью или частично выбирает способы исполнения своей роли в соответствии с определёнными правилами игры. При этом у него остаётся достаточно степеней свободы, чтобы импровизировать, выдумывать, выбирать, догадываться, прогнозировать. Арт-урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.
Пока чётко обозначились три варианта арт-уроков: построение на одном виде искусства, когда по законам жанра действуют и учитель, и ученики; включение элементов искусства как средств деятельности учителя; использование отдельных элементов различных жанров и видов искусств как способов организации познавательной деятельности детей. Законы выбранного жанра и определяют структуру арт-урока.
Предлагаемый урок построен в соответствии с технологией арт-урока, где наравне с физическим материалом присутствует анализ поэтических произведений. Цель такого анализа – выявить характеристики, закономерности, классификации механического движения, заложенные в стихотворных и живописных произведениях. Урок неоднократно опробовался в классах различного уровня подготовки и профильной направленности, и его результатом всегда был эмоциональный, духовный подъём и активизация творческой активности учащихся.
Цели: повторение основных понятий, характеристик, способов описания механического движения.
Задачи: повторение и обобщение темы «Механическое движение»; активизация интереса учащихся на уроках физики методом привлечения литературных произведений; развитие логического и ассоциативного мышления.
Демонстрационный материал: плакат со стихотворением Б.Пастернака «Июль», плакат с уравнением скорости равнопеременного движения, репродукция картины И.Левитана «Утро в Сокольниках».
Ход урока
Учитель. Для начала разрешите задать вам вопрос: что может быть общего между картиной Исаака Левитана «Утро в Сокольниках», стихотворением Бориса Пастернака «Июль» и кинематическим уравнением скорости? (Ответы учащихся.)
Все ваши обобщения правильные, но когда я задавала этот вопрос, то предполагала, что есть первостепенные, общие, признаки, характерные для нашего урока, и второстепенные. Но вернёмся к этому вопросу чуть позже. А сейчас остановимся на поэзии: перед вами одно из моих любимых стихотворений Пастернака «Июль» (читает первое четверостишие). Пожалуйста, прочтите небольшие отрывки из ваших любимых стихотворений. (Дети читают 3–4 отрывка.) А теперь разрешите повторить вопрос: есть ли что-то общее, что присуще любому прочитанному (и непрочитанному) отрывку, кроме того, что это стихи? Я утверждаю, что в любом стихотворении явно или не явно присутствует процесс, который лежит в основе мироздания и нашего существования. Этим процессом, конечно, является движение, не случайно с этого процесса начинается изучение физики в 7-м классе, и вы в 9-м классе уроки физики тоже начали с раздела, который изучает движение, с «Механики».
Для начала вспомним определение механического движения. (Учащиеся дают определение.) Давайте сегодня попробуем обобщить наши знания по механическому движению (пишет на доске тему урока «Механическое движение»), но при этом я предлагаю опираться на те два способа познания окружающего мира, которые использует человек в своём развитии (делит доску под заголовком на две части): ребёнок познаёт окружающий мир прежде всего чувствами и через эмоции, поэтому первый способ предлагаю назвать «чувственно-эмоциональный».Чувственно-эмоциональное восприятие и описание мира лежит в основе искусства, и, конечно, поэзии (пишет подзаголовок в левой части доски: «Чувственно-эмоциональный»). Второй способ познания человек использует, когда взрослеет: это научно-аналитический способ, который лежит в основе любой науки, и конечно, используется в физике (пишет подзаголовок правой части: «Научно-аналитический»). Попутно убедимся, что в вопросах описания движения пресловутый спор между лириками и физиками отсутствует, и те и другие в этом вопросе находятся в полном согласии.
Предлагаю внимательно прослушать два отрывка:
Плетёмся по грибы.
Шоссе. Леса. Канавы.
Дорожные столбы
Налево и направо.
С широкого шоссе
Идём во тьму лесную
По щиколку в росе
Плутаем врассыпную.
Б.Пастернак.
По грибы
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А.Пушкин.
Бесы
Какую информацию о движении передают авторы? Выпишем основные глаголы, передающие характер движения (на левой части доски: плетёмся, идём, плутаем, мчатся, вьются). Вы все отметили, что речь идёт о скорости движения. Когда мы описываем процесс движения на языке физики, то прежде вводим основную характеристику движения – скорость (на правой части: определение скорости). Обратите внимание, что в поэзии также заложено представление о скорости как о векторной величине (анализ соответствующих глаголов).
Скорость – это мера быстроты движения, а движение происходит в пространстве и времени. Что происходит со скоростью с течением времени? Какую классификацию движения по характеру изменения скорости вводит физика? Действительно, различают движение равномерное и переменное (на доске появляются соответствующие записи). Даёт ли нам представления об этой классификации поэзия? Проанализируем стихотворение Б.Пастернака «Июль» (читает стихотворение).
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтёрши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка...
Какими словами автор создаёт представление о равномерном движении? Какие глаголы описывают переменное движение? (На доске в одной колонке: бродит, ходит, крадется (теперь говорят «крадётся». – Ред.); в другой: болтается, срывает, вбегает, взвивается.)
Обратимся к картине Левитана «Утро в Сокольниках».
Какую информацию о движении барышни можно прочитать в картине? Скорее всего барышня движется равномерно, с небольшой по модулю скоростью. Художник прекрасно справился со своей задачей – изобразить прогулку барышни. А если я вас попрошу изобразить «по дому бродит привиденье», «мчатся тучи», «взвивается до потолка»! Трудно? А я попробую за 20 секунд изобразить все три варианта (рисует графики зависимости скорости от времени). Понятен ли вам мой «рисунок»? В этой ситуации мы применили графический метод описания движения. Какие достоинства этого способа описания движения в сравнении с картиной Левитана вы видите? А каковы недостатки?
Учащиеся. Достоинства – быстрота и точность, недостаток – невозможность отобразить оттенки движения, например, «бродит» и «крадётся».
Учитель. Вернёмся к стихотворению Пастернака. Вы наверняка обращали внимание на то, как тщательно авторы подбирают слова, чтобы точно описать свои образы. Так, во второй строфе слово «срывает» можно заменить словом «снимает», а в последнем четверостишии фразу «взвивается до потолка» – фразой «взлетает аж до потолка» или «возносится до потолка». Чем отличаются предложенные мною варианты от авторских? Попытаемся графически изобразить в системе (t), например, «взлетает» и «взвивается». Чем отличаются графики? Действительно, речь идёт о быстроте изменения скорости с течением времени, т.е. об ускорении.
Вспомним физическое определение ускорения (делает соответствующие записи в правой части доски). А можно ли по-другому изобразить те же два движения: «взлетает» и «взвивается»? Их можно изобразить на графике зависимости ускорения от времени (предлагает построить графики учащимся).
А можно ли графическим способом отобразить фразу «плутаем в рассыпную»? (Рассуждая, класс приходит к графическому изображению траектории в координатах x (t), тут же изображается фраза «плетёмся по шоссе».) Итак, и в поэзии, и в физике заложена классификация движения по траектории: прямолинейное и криволинейное. Научно-аналитический способ отображения движения позволяет дать более глубокое и точное описание траектории, используя уравнения изменения координат с течением времени (записываются уравнения координат).
Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали урок: что общего между стихотворением Пастернака, картиной Левитана и уравнением скорости? Все эти три составляющие формируют наши представления о механическом движении, используя разные способы. Вот и мы, используя эти способы сегодня на уроке, повторили основные характеристики и классификации движения. (Краткое обобщение характеристик движения.)
Выполняя основную задачу нашего урока – описать движение – и используя разные способы познания, вы могли задаться вопросом: какой способ лучше? Мне хочется верить, что мы с вами едины во мнении: для более яркого и полного восприятия мира необходимо владеть всеми возможными способами. И если вы дома, глядя на картины Левитана (или другого художника) и держа при этом в руках томик стихов Пастернака (или другого поэта, своего любимого), будете думать о красоте уравнений механического движения, только тогда ваши представления об этом важнейшем процессе в природе будут действительно полными.
А для закрепления наших сегодняшних рассуждений к разговору предлагаю подключить третью важнейшую составляющую искусства: музыку. Поэзия и живопись передают нам уже готовые образы, а музыка в этом смысле более демократична: у каждого слушателя она рождает свои представления, свою фантазию. Мое задание будет таким: прослушайте небольшой отрывок из пьесы «Аврора» в исполнении известной скрипачки Ванессы Мей, изобразите процесс движения, используя любой способ или метод. (Прослушивается отрывок, учащиеся отображают свои впечатления рисунком или словами.) Все мы по-разному услышали и прочувствовали этот музыкальный отрывок, по-разному отобразили свои представления, в этом тоже проявляется процесс движения: движение души и чувств. И я вам хочу пожелать, чтобы это движение души и чувств вас никогда не покидало. Всего вам хорошего!
Ирина Валентиновна Лопаткина – учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 19 лет, финалист всероссийского конкурса «Учитель года-96», лауреат Премии Президента 2006 г., почётный учитель России.