И.А.ИЗЮМОВ,
школа № 3, г. Аксай, Ростовская обл.
Линейка, логика и смекалка
Урок закрепления новых знаний, 7-й класс
Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой
Новые взгляды сквозь старые щели.
Георг Лихтенберг
Урок проводится в части «Физика и физические методы изучения Природы» [1, с. 14, 15] после изучения темы «Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений» [2, с. 7–12].
Цель урока: вторичное закрепление новых знаний и способов действий на уровне применения в сходной и изменённой ситуациях.
Ход урока
1. Подготовительный этап (15 мин)
С целью актуализации опорных знаний и ведущих способов действий, а также восприятия образца применения знаний учитель совместно с учащимися решает задачи:
1.1 [3, № 18]. На рисунке* показано, как можно измерить диаметр шара. Определите его. Пользуясь указанным методом, определите диаметр мяча, которым вы играете.
1.2 [3, № 27]. Измерив диаметр круга, изображённого на рисунке, вычислите его площадь (сторона квадратика 1 мм). Определите площадь круга, подсчитав в нём квадратики. Сравните полученные вами числовые результаты.
1.3 [3, № 31]. Каковы объёмы жидкостей в мензурках, изображённых на рисунке**?
1.4 [3, № 33]. В мензурку с водой опущено тело неправильной геометрической формы. Определите цену деления мензурки и объём тела.
2. Основной этап (25 мин)
Учитель предлагает для самостоятельной практической работы экспериментальные задания:
2.1 [4, № 19.40]. Как вычислить объём небольшого предмета неправильной формы (камня, слитка и т.п.)? (10 мин.)
2.2 [4, № 19.39]. Как, пользуясь одной лишь линейкой с делениями, определить полную вместимость круглой бутылки, частично заполненной жидкостью? (15 мин.)
Оборудование: цилиндрические ёмкости (банки, бутылки, кружки, чайные стаканы и др.), небольшие тела неправильной формы (гайки, кусочки металла и др.), ученическая измерительная линейка, нитки, миллиметровая бумага.
В процессе выполнения экспериментальных заданий учащиеся самостоятельно составляют и заполняют отчётные таблицы (типа приведённых в ЛР № 1, 4 [2, c. 159, 160, 163, 164]). Учитель отвечает на возникающие вопросы, направляет, координирует и контролирует деятельность класса.
3. Заключительный этап (5 мин)
После коллективного обсуждения полученных результатов учитель даёт домашнее задание: решить как можно больше задач из списка:
3.1 [4, № 19.35]. Из фужера, наполненного доверху соком (рис. 137), отпили такую часть, что высота сока уменьшилась вдвое. Какую часть отпили?
3.2 [4, № 19.36]. Одна кружка вдвое ниже другой, зато в полтора раза шире. Какая из двух кружек вместительнее?
3.3 [4, № 19.37]. Кружка цилиндрической формы наполнена доверху молоком. Можно ли отлить ровно половину содержащегося в ней молока, не пользуясь измерительными приборами?
3.4 [4, № 19.38]. Вы хотите научиться заполнять водой для приготовления раствора какую-либо фиксированную часть кюветы (ванночки), имеющей форму прямоугольного параллелепипеда. Какие порции воды можно наливать, не пользуясь измерительными приборами и не делая отметок на стенках кюветы?
3.5 [4, № 19.41]. Вы покрасили пол в своей квартире. Можно ли приблизительно определить толщину получившегося при этом слоя краски?
3.6 [4, № 19.42]. Имеются 5-литровая банка и 4-литровая кастрюля. Для приготовления супа надо налить в кастрюлю 3 л воды из-под крана. Как это сделать?
3.7 [4, № 19.43]. В ведре 10 л молока. Требуется с помощью пустой 3-литровой банки и пустого 7-литрового бидона распределить молоко так, чтобы в ведре и бидоне его оказалось по 5 л. Как это сделать наименьшим числом переливаний?
3.8 [4, № 19.63]. Как с помощью измерительной ленты (сантиметра) определить объём данного шара?
3.9 [3, № 19.26]. Как от куска материи длиной 8 м отрезать кусок длиной 5 м, не имея под рукой измерительных инструментов?
3.10 [4, № 19.27]. Во время стирки материя садится на 1/16 по длине и на 1/18 по ширине. Сколько метров материи шириной 0,9 м надо купить, чтобы после стирки иметь 51 м2?
3.11 [4, № 19.28]. После стирки кусок мыла уменьшился на 1/6 часть как по ширине, так и по высоте. На сколько таких же стирок хватит оставшегося куска мыла?
3.12 [4, № 6.10]. Требуется разлить 20,5 л сока в банки по 0,7 л и 0,9 л так, чтобы все банки оказались полными. Сколько каких банок надо заготовить? Какое наименьшее количество банок при этом понадобится?
Ответы и указания к решению.
[3, с. 208]: 1.1. (15 + 0,5) мм. 1.2. (380 + 22) мм2. 1.3. (950 + 5) см3; (76 + 1) см3; (165 + 2,5) см3. 1.4. 10 см3; (300 + 5) см3. (Оценка погрешности измерений и ответ к 1.2 в первоисточнике не приводятся.)
[4, с. 222]: 2.2. Измеряем диаметр d основания (внутренний, с учётом толщины стекла) и высоту h1 столба жидкости, переворачиваем бутылку горлышком вниз и измеряем высоту h2 столба воздуха в бутылке. Производим расчёт: V = d2(h1 + h2)/4.
[4, с. 221–223]:
3.1. Было отпито 7/8 исходного количества сока, т.к. из соображений подобия объём оставшейся части сока составляет (1/2)3 = 1/8 исходного.
3.2. Широкая кружка более вместительна, т.к. площадь её основания в 1,52 = 2,25 раза больше площади основания другой кружки, а объём соответственно больше в 2,25/2 = 1,125 раза.
3.3. Будем наклонять кружку до тех пор, пока не появится краешек дна: тогда в кружке останется ровно половина исходного объёма молока.
3.4. Легко отлить из кюветы ровно половину и ровно шестую часть воды (см. рисунок). Если есть ещё один сосуд, можно комбинировать порции, получая 1/3, 2/3, 5/6 и т.д.
3.5. Поделить объём израсходованной краски на площадь окрашенной поверхности.
3.6. Это можно сделать за четыре операции (см. таблицу):
Номер операции | Кастрюля | Банка |
– | 0 | 0 |
1 | 4 | 0 |
2 | 0 | 4 |
3 | 4 | 4 |
4 | 3 | 5 |
3.7. Задачу можно выполнить минимум за девять переливаний:
Номер переливания |
Ведро | Банка | Бидон |
– | 10 | 0 | 0 |
1 | 3 | 0 | 7 |
2 | 3 | 3 | 4 |
3 | 6 | 0 | 4 |
4 | 6 | 3 | 1 |
5 | 9 | 0 | 1 |
6 | 9 | 1 | 0 |
7 | 2 | 1 | 7 |
8 | 2 | 3 | 5 |
9 | 5 | 0 | 5 |
3.8. Измерим длину l большой окружности шара и вычислим объём
3.9. Перегнуть кусок материи пополам, затем одну половинку перегнуть ещё раз пополам и, наконец, перегнуть пополам четвертушку.
3.10. После стирки от куска длиной 1 м останется поэтому нужно 64 м материи.
3.11. После стирки объём куска составит первоначального объёма. Поэтому его хватит ещё на две стирки.
3.12. Задача сводится к решению уравнения 0,7х + 0,9у = 20,5 в целых неотрицательных числах (х и у – количество банок по 0,7 и 0,9 л соответственно). Преобразуем уравнение к виду 7х + 9у = 205, а затем, делая последовательные замены переменных в левой части, получим равенства:
7х + 9у = 7(х + у) + 2у = 7u + 2y = u + 2(y + 3u) = u + 2 = 205,
где x + y = u, y + 3u = . Из этих равенств имеем:
u = 205 – 2; y = –
3u = – 3(205 – 2) = 7 – 615 0;
x = u – y = 205 – 2 – (7 – 615) =
820 – 9 0; 87 < 615/7 820/9 < 92.
(Опыт показывает, что задача для семиклассников скорее всего окажется непростой и потребует консультаций со стороны учителя математики.)
ОТ РЕДАКЦИИ. Судя по условию, нужно получить у побольше, а х – поменьше.
Число (205 – 7х) должно делиться на 9. Величина х меняется от 1 до 29. Поэтому, как нетрудно проверить, наименьшее решение х1 = 1, при этом у1 = 22 и х1 + у1 = 23.
Ясно, что 7 банок по 0, 9 л можно заменить на 9 банок по 0, 7 л. Поэтому другие целочисленные неотрицательные решения этого уравнения выглядят так:
Литература
1. Сборник нормативных документов. Физика: Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. – М.: Дрофа, 2004.
2. Пёрышкин А.В. Физика-7. – М.: Дрофа, 2002.
3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике-7–9. – М.: Просвещение, 2001.
4. Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. Примени математику. – М.: Наука, ГР ФМЛ, 1990.
______________________
*Для удобства восприятия рисунок сознательно укрупнён по сравнению с оригиналом. Цена деления измерительной линейки равна 1 мм [1, с. 4 ].
**В отличие от первоисточника [1, с. 6] на рисунке показаны только верхние части мензурок. Уровни жидкости отмечены пунктирной линией. Цена деления первой мензурки равна 10 мл, второй – 2 мл, третьей – 5 мл.