Проф. А.А.ФАДЕЕВА, ИСМО РАО
Поурочное планирование
А.А.Фадеева, А.В.Засов, Д.Ф.Киселёв. «Физика. Электродинамика. Атом и атомное ядро», 9-й класс ( 70 ч/год, 2 ч/нед.)
Принятые обозначения и сокращения: Д – демонстрации; ДЗ – домашнее задание; ЗУ – задачи урока; КР – контрольная работа; ЛР – лабораторная работа; ОСУ – основное содержание урока; ОЭЗ – оборудование для экспериментальных заданий; [ФлЗ] – пособие «Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7–11 классах общеобразовательных учреждений» под ред. В.А.Бурова, Г.Г.Никифорова. (М.: Просвещение, 1996).
ЭЛЕКТРОСТАТИКА (8 ч + 2 ч практикум по решению задач)
Урок 1/1. Электрический заряд. Электрон и протон. Электризация тел трением
ЗУ. Продолжить формирование представлений о дискретности свойств вещества; ознакомить с электризацией тел трением; продолжить формирование умений проводить эксперимент и объяснять его результаты.
Д. Электризация тел. Одновременная электризация обоих соприкасающихся тел.
ОЭЗ. См. описание приборов и материалов в экспериментальном задании на с. 10 учебника [4].
ОСУ [5] 1. Первое понятие электродинамики – электрический заряд. В соответствии с современными представлениями электрический заряд есть свойство ряда элементарных частиц, а также свойства тел, в которых заряды этих частиц не уравновешены. Электрический заряд не может быть сколь угодно малым. Наименьший заряд, существующий в природе, – это так называемый элементарный заряд. Элементарный положительный заряд равен заряду протона, а отрицательный – заряду электрона. Заряд любого тела – целое кратное от элементарного заряда. Опираясь на данные табл. 1 учебника, ознакомьте с характеристиками электрона и протона: массой и зарядом.
2. Введите понятие «электризация тел». Обратите внимание на то, что степень электризации в результате взаимного трения характеризуется абсолютным значением и знаком электрического заряда, полученного телом. Беседу об электризации тел трением сопровождайте демонстрациями. Особое внимание обратите на примеры учёта и применения электризации тел.
3. Для фронтального эксперимента предложите выполнение работы «Исследование электризации различных тел».
ДЗ. [4]: § 11 («Электрический заряд», «Электризация тел трением»), задание 1 и вопросы 1–9 к § 1.
Урок 2/2. Взаимодействие заряженных тел. Делимость электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда
ЗУ. Ознакомить со взаимодействием заряженных тел, с законом сохранения электрического заряда, проиллюстрировать делимость электрического заряда.
Д. Взаимодействие наэлектризованных тел. Устройство и принцип действия электрометра. Делимость электрического заряда.
ОСУ [5]. 1. Продемонстрируйте взаимодействие электростатических маятников, султанов. На основании экспериментов учащиеся должны сделать выводы: тела, имеющие заряды одинакового знака, отталкиваются; тела, имеющие заряды разного знака, притягиваются.
2. Ознакомьте с устройством и принципом действия электрометра, продемонстрируйте делимость электрического заряда.
3. Ознакомьте с формулировкой, математической записью и условием применимости закона сохранения электрического заряда.
4. На демонстрационном эксперименте покажите, что при соприкосновении двух тел на одном появляется положительный, а на другом – равный ему отрицательный электрический заряд.
ДЗ. [4]: § 1; задание 2 и вопросы 10–12 к § 1.
Урок 3/3. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона
ЗУ. Ввести понятие точечного заряда, ознакомить с законом взаимодействия неподвижных зарядов – законом Кулона.
Д. Иллюстрация справедливости закона Кулона.
ОСУ [5]. Обоснуйте введение точечного заряда. Ознакомьте с формулировкой, математической записью и условиями применимости закона Кулона. Закон Кулона рассмотреть только для вакуума (воздуха). На демонстрационном эксперименте покажите справедливость закона.
ДЗ. [4]: § 2; задания 1, 2 и вопросы к § 2.
Урок 4/4. Решение задач на закон Кулона
ЗУ. Сформировать умения решать задачи на расчёт силы взаимодействия между неподвижными электрическими зарядами.
ОСУ [5]. 1. Обсудите ответы на вопрос: в чём сходство и различия закона Кулона и закона всемирного тяготения? Для выполнения задания сравните: а) форму записи закона (математическое выражение закона); б) зависимость сил от расстояния между телами (зарядами); в) условия применимости законов; г) точки приложения и направления сил; д) природу сил.
2. Решите задачи 2 и 3 к § 2.
ДЗ. [4]: Задача 1 к § 2 и задача 1 из «Повторительно-обобщающего раздела»; повторить § 16 по учебнику «Физика-8» [3]: § 16 (Гравитационное поле).
Урок 5/5. Электростатическое поле. Напряжённость электрического поля
ЗУ. Обсудить вопрос об основных свойствах электрического поля; ввести силовую характеристику поля – напряжённость; продолжить формирование умений проводить эксперимент и объяснять его результаты.
Д. Обнаружение электрического поля. Проявление электростатического поля.
ОЭЗ. См. описание приборов и материалов в экспериментальном задании «Наблюдение электростатической защиты».
ОСУ [5]. 1. Со всяким заряженным телом связано электрическое поле. Основное свойство этого поля состоит в том, что на любое помещённое в него заряженное тело поле действует с определённой силой. Реальность проявления электростатического поля продемонстрируйте, используя демонстрационный эксперимент.
2. Запишите формулу расчёта напряжённости электрического поля; поясните величины, входящие в эту формулу; введите единицу напряжённости в СИ. Обсудите вопрос: «Почему напряжённость является силовой характеристикой электрического поля?» Введите представление об однородном и неоднородном электрических полях.
3. Выполните экспериментальное задание «Наблюдение электростатической защиты», обсудите результаты выполнения задания. Сравните особенности гравитационного и электростатического полей.
ДЗ. [4]: § 3 (до «Линии напряжённости электростатического поля»); вопросы 1–10 к § 3.
Урок 6/6. Графическое изображение электрического поля. Решение задач
ЗУ. Ввести понятие «линия напряжённости электрического поля»; ознакомить с графическим изображением поля, продолжить формирование умений решать качественные, графические и расчётные задачи.
ОСУ [5]. 1. Ознакомьте с графическим изображением поля положительного и отрицательно зарядов, системы положительного и отрицательного зарядов, системы одноимённых зарядов, системы двух бесконечно длинных разноимённо заряженных пластин. Обратите внимание на то, что линии напряжённости – графическая модель поля; линии напряжённости имеют начало и конец.
2. Обсудите ответы на вопросы заданий 2–5 к § 3.
3. Решите задачи 3–5 к § 3.
ДЗ. [4]: § 3; вопросы 11, 12 и задачи 1, 2 к § 3.
Урок 7/7. Работа по перемещению заряда в электрическом поле
ЗУ. Вывести формулу расчёта работы по перемещению заряда в электрическом поле; обсудить вопрос о потенциальности поля.
ОСУ [5]. 1. Выведите формулу
расчёта работы по перемещению заряда в
электрическом поле:
А = ± qEd. Поясните величины, входящие в
эту формулу; введите единицу работы – джоуль (Дж).
2. Обсудите признаки потенциальности электростатического поля.
3. Обсудите выполнение заданий 1 и 2 после § 4.
4. Решите задачу 2 к § 4.
ДЗ. [4]: § 4 (до подзаголовка «Потенциал электрического поля»); вопрос 1 и задача 1 к § 4.
Урок 8/8. Потенциал. Разность потенциалов. Измерение разности потенциалов
ЗУ. Ознакомить с энергетической характеристикой электростатического поля – потенциалом; ввести понятие «разность потенциалов».
Д. Измерение разности потенциалов.
ОСУ [5]. 1. Введите понятие «потенциал». Обсудите вопросы: почему потенциал – энергетическая характеристика поля? потенциал каких точек считается равным нулю? Запишите формулировку, математическую запись разности потенциалов; введите единицу разности потенциалов – вольт (В).
2. На демонстрационном эксперименте покажите измерение разности потенциалов.
3. Решите задачи 4, 5 к § 4.
ДЗ. [4]: § 4; вопросы 2–12 и задача 3 к § 4.
Урок 9/9. Обобщение материала по теме «Электростатика». Решение задач
ЗУ. Обобщить материал по электростатике; потренировать в решении задач на основные формулы.
Д. Видеофильм «Электростатика».
ОСУ [5]. 1. Обсудите вопросы: электрический заряд, делимость электрического заряда, закон сохранения заряда и закон Кулона, электростатическое поле (его характеристики, графическое изображение поля).
2. Выполните тестовые задания 1–6 из «Повторительно-обобщающего раздела».
3. Решите задачу 2 из «Повторительно-обобщающего раздела».
4. Выполните вариант тренировочного теста по теме «Электростатика» [11].
ДЗ. [4]: § 1–4; [11]: вариант тренировочного теста по теме «Электростатика».
Урок 10/10. КР № 1 по теме «Электростатика»
ЗУ. Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Электростатика».
ОСУ. КР № 1 по теме «Электростатика» [11].
ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК (21 ч + 4 ч практикум по решению задач + 1 ч резерв учителя)
Урок 1/11. Основы электронной проводимости металлов
ЗУ. Ввести представления о трёх группах веществ; ознакомить с экспериментальным доказательством существования свободных электронов в металлах.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на понятия «свободные и связанные заряды», дайте представления о трёх группах веществ: проводниках, диэлектриках и полупроводниках.
2. Дайте первые представления об электронной проводимости металлов. Обратите внимание на то, что металлы в твёрдом состоянии имеют кристаллическую решётку, в узлах которой располагаются положительные ионы, а в пространстве между ними движутся свободные электроны. Расскажите об экспериментальном доказательстве существования свободных электронов в металлах.
3. Подчеркните, что в металлическом проводнике, помещённом в электрическое поле, происходит наложение упорядоченного движения электронов на их хаотическое (тепловое) движение.
4. Сформулируйте и поясните основные положения классической электронной теории металлов.
5. Обсудите ответы на задание к § 5.
ДЗ. [4]: § 5; вопросы 1–7 к § 5.
Урок 2/12. Электрический ток в металлах. Сила тока
ЗУ. Ознакомить с условиями, необходимыми для существования тока в проводнике, дать представления о направлении тока, действиях тока, ввести количественную характеристику тока.
Д. Электрический ток в проводнике. Условия, необходимые для существования тока в проводнике. Действия тока.
ОСУ [5]. 1. Обсудите вопросы: что понимают под электрическим током? что понимают под направлением электрического тока?
2. Продемонстрируйте тепловое, магнитное и химическое действия тока.
3. Опираясь на демонстрационный эксперимент, обоснуйте, что: а) для протекания тока в цепи необходимо существование свободных электрических зарядов; б) заряды в проводнике перемещаются от большего потенциала к меньшему. Если то в цепи течёт постоянный электрический ток. Характеристика тока – сила тока. Познакомьте с формулировкой, математической записью и единицей силы тока в СИ.
3. Опираясь на данные табл. 3 [4], обсудите вопрос о воздействии постоянного тока на человека.
4. Выполните задание 2 и решите задачу 2 к § 6.
ДЗ. [4]: § 6; задание 1, вопросы и задача 1 к § 6; для любознательных: подготовить краткое сообщение об А.Ампере.
Урок 3/13. Источники тока
ЗУ. Ознакомить с ролью источника тока, с источниками постоянного тока.
Д. Гальванический элемент. Аккумулятор. Источник электропитания.
ОСУ [5]. 1. Актуализируйте знания о силе тока. Введите понятие «источник тока» и обоснуйте роль источника тока. Расскажите об истории создания гальванических элементов и их применении в настоящее время. Обоснуйте, с какой целью используются аккумуляторы, покажите на примерах области их применения.
2. Объясните назначение источника тока, расположение и назначение клемм, правила пользования источниками тока.
3. Выполните задания 2, 3 к § 7.
ДЗ. [4]: § 7; задание 1 и вопросы к § 7.
Урок 4/14. Измерение силы тока. ЛР № 1 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках цепи»
ЗУ. Ознакомить с амперметром, с составными частями электрической цепи, с правилами включения амперметра в электрическую цепь.
Д. Демонстрационный и лабораторный амперметры.
ОСУ [5]. 1. Ознакомьте с внешним видом демонстрационного и лабораторного амперметров. Потренируйте в определении нижнего и верхнего пределов измерения амперметра, цены деления и инструментальной погрешности, ознакомьте с правилами включения прибора в электрическую цепь.
2. После введения условных обозначений источника тока, электрической лампочки, амперметра, ключа, выполните ЛР № 1. На основе эксперимента учащиеся должны сделать вывод: во всех участках цепи сила тока одинакова, для её измерения амперметр можно включать в любом месте электрической цепи.
3. Обсудите задание 4 к § 8.
ДЗ. [4]: § 8; вопросы и задания 1–3 к § 8.
Урок 5/15. Напряжение. ЛР № 2 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
ЗУ. Ввести понятие «напряжение», ознакомить с вольтметром, правилами включения его в электрическую цепь.
Д. Демонстрационный и лабораторный вольтметры.
ОСУ [5]. 1. Введите понятие «напряжение», ознакомьте с формулой расчёта, единицей в СИ.
2. Ознакомьте с внешним видом демонстрационного и лабораторного вольтметров. Потренируйте в определении нижнего и верхнего пределов измерения вольтметра, цены деления и инструментальной погрешности, правилами включения прибора в электрическую цепь.
3. После ознакомления с условными обозначениями вольтметра, реостата, резистора выполните ЛР № 2. На основе эксперимента учащиеся должны убедиться в том, что для внешней части цепи напряжение на концах группы проводников равно сумме напряжений на каждом из них.
4. Выполните задание 5 после § 9.
ДЗ. [4]: § 9; вопросы и задания 1–4 к § 9; для любознательных: подготовить краткое сообщение об А.Вольте.
Уроки 6/16 – 7/17. Закон Ома для участка цепи. ЛР № 3 «Исследование зависимости силы тока от напряжения для данного проводника». Электрическое сопротивление
ЗУ. Продолжить формирование умений выдвигать гипотезу, проводить эксперимент и делать выводы на основе анализа экспериментальных данных, ознакомить с законом Ома для участка цепи.
ОСУ [5]. 1. Класс разделите на три группы, предложив им резисторы сопротивлениями 1 Ом, 2 Ом и 4 Ом. Обсудите схему включения приборов в цепь. На основе экспериментальных данных заполните таблицу и постройте график зависимости силы тока от приложенного напряжения (по описанию ЛР № 3). На основе анализа результатов исследования трёх групп учащихся сделайте вывод: сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах участка цепи.
2. Используя результаты ЛР № 3, ознакомьте с формулировкой и математической записью закона Ома для участка цепи.
3. Введите понятие «сопротивление проводника», единицу сопротивления – ом (Ом). На основе электронной проводимости металлов объясните, почему проводник обладает сопротивлением.
4. Познакомите с вольт-амперной характеристикой металлического проводника: I = I (U).
ДЗ. [4]: § 10; задание 1 и вопросы к § 10; для любознательных: подготовить краткое сообщение о Г.Оме.
Урок 8/18. ЛР № 4 «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра». Решение задач
ЗУ. Научить собирать электрические цепи, решать задачи на использование закона Ома для участка цепи, продолжить формирование умений проводить эксперимент и анализ его результатов.
Д. Регулирование силы тока реостатом.
ОСУ [5]. 1. Выполните экспериментальное задание «Регулирование силы тока реостатом». В этой работе по описанию в [4] учащиеся знакомятся с устройством реостата и его применением для регулирования силы тока в электрической цепи.
2. Обратите внимание на сборку электрической цепи, правила включения измерительных приборов. Учащиеся должны установить, что сопротивление спирали резистора при разных значениях силы тока в цепи остаётся постоянным. Сравнивая рассчитанное сопротивление с надписью на приборе, они убеждаются в правильности полученного результата.
3. Обсудите задание 4 и решите задачу 3 к § 10.
ДЗ. [4]: § 10; задания 2, 3 и задачи 1, 2 к § 10.
Уроки 9/19, 10/20. Удельное электрическое сопротивление вещества. ЛР № 5 «Определение удельного электрического сопротивления проводника»
ЗУ. Ознакомить с характеристикой вещества – удельным сопротивлением проводника; продолжить формирование умений пользоваться табличными данными, проводить эксперимент, анализ и оценку его результатов.
Д. Зависимость сопротивления проводника от рода вещества, из которого изготовлен проводник, площади поперечного сечения и длины проводника.
ОСУ [5]. 1. На основе демонстрационного эксперимента получите формулу расчёта сопротивления проводника: R = l/S. Поясните величины, входящие в эту формулу, введите единицу удельного электрического сопротивления. Используя данные табл. 5, потренируйте в определении физического смысла удельного сопротивления веществ.
2. В ЛР № 5 (см. [4]) в качестве исследуемого проводника удобно использовать фехралевую проволоку длиной 65–70 см и диаметром 0,5 мм.
3. Выполните задания 1, 2, решите задачи 2, 3 к § 11.
ДЗ. [4]: § 11; задания 3, 4 и вопросы к § 11; пример решения задачи и решение задач 1, 4 к § 11.
Урок 11/21. Последовательное соединение проводников
ЗУ. Ознакомить с закономерностями последовательного соединения проводников.
Д. Последовательное соединение проводников.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на результаты ЛР № 1, напомните, что при последовательном соединении проводников ток через все проводники один и тот же. Затем выполните экспериментальное задание «Измерение напряжения на различных участках цепи при последовательном соединении резисторов». На основе эксперимента учащиеся должны убедиться в том, что: U = U1 + U2 + U3 + …
2. Обсудите вместе с учащимися остальные закономерности, используя закон Ома для участка цепи.
3. Выполните задание 1 к § 12.
ДЗ. [4]: § 12 («Последовательное соединение проводников»).
Урок 12/22. Параллельное соединение проводников
ЗУ. Ознакомить с закономерностями параллельного соединения проводников.
Д. Параллельное соединение проводников.
ОСУ [5]. 1. Выполните экспериментальное задание «Измерение напряжения и силы тока на различных участках цепи при параллельном соединении проводников». На основе эксперимента учащиеся должны убедиться, что: а) U = const; б) I = I1 + I2 + I3 + …
2. Остальные закономерности обсудите вместе с учащимися, используя закон Ома для участка цепи.
2. Выполните задание 2 к § 12.
ДЗ. [4]: § 12; задание 3 к § 12.
Уроки 13/23, 14/24. Работа и мощность электрического тока
ЗУ. Обратить внимание на нагревание проводников при прохождении через них электрического тока, ознакомить с методом определения мощности тока; научить применять формулы расчёта работы и мощности тока при решении простейших задач.
Д. Нагревание проволоки током. Определение мощности, потребляемой электронагревательным прибором.
ОСУ [5]. 1. С помощью демонстрационного эксперимента покажите, что при прохождении электрического тока проводник нагревается.
2. Выведите формулы расчёта работы: А = IUt, A = I2Rt, A = (U2/R)t.
3. Выведите формулы расчёта работы: Р = IU, Р = I2R, Р = U2/R.
4. Используя данные табл. 6, проанализируйте значения мощностей различных электрических приборов и устройств.
5. Используя демонстрационный набор по электродинамике, сравните работы электрического тока в двух одинаковых лампах при их последовательном и параллельном соединениях и общую мощность ламп при разном соединении.
6. Выполните задание 3 к § 13.
ДЗ. [4]: § 13; вопросы 1–6 и задачи 1, 3 к § 13.
Уроки 15/25, 16/26. ЛР № 6 «Измерение работы и мощности тока». Решение задач
ЗУ. Продолжить формирование экспериментальных умений, умений проводить анализ и оценку результатов эксперимента, решать задачи.
ОСУ. 1. Проведите ЛР № 6 по описанию в [4]. Ознакомьте с внесистемной единицей работы, объясните связь между внесистемной единицей и джоулем.
2. Объясните правила расчёта электрической энергии, потребляемой бытовыми приборами.
3. Решите задачи 2, 4 и 5 к § 13.
ДЗ. [4]: § 13; вопросы 7, 8, задания 1, 2 и задача 6 к § 13.
Урок 17/27. Закон Джоуля–Ленца
ЗУ. Продолжить формирование умений проводить экспериментальные исследования; ознакомить с формулами расчёта количества теплоты, выделяемого при прохождении электрического тока.
ОСУ [5]. 1. Объясните причину нагревания проводника при прохождении по нему электрического тока.
2. Ознакомьте с формулой расчёта количества теплоты Q = IUt, выведите формулы расчёта количества теплоты: Q = I2Rt; Q = (U2/R)t.
3. Решите задачи 2, 3 к § 14.
4. Для индивидуальной работы предложите учащимся выполнить ЛР «Измерение КПД установки с электрическим двигателем» по описанию работы 57 [ФЛР].
5. Обсудите вопрос об экономии электрической энергии в быту (рациональное освещение квартиры, выбор электроаппаратуры для квартиры, экономия электроэнергии при приготовлении пищи и при использовании электробытовых приборов).
ДЗ. [4]: § 14; задание, вопросы 2–4 и задача 1 к § 14; для любознательных: подготовить краткие сообщения о Дж.Джоуле и Э.Ленце.
Урок 18/28. Электрический ток в газах. Молния. Грозозащита
ЗУ. Ознакомить с причиной проводимости газов, показать различные виды разрядов и обсудить их проявления в природе, технике.
Д. Коронный разряд. Модель электрофильтра. Дуговой разряд. Тлеющий разряд. Применение тлеющего разряда.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на демонстрационный эксперимент, покажите роль внешнего ионизатора. Введите понятия «ионизация», «рекомбинация» и объясните их смысл. Убедите в том, что электрический ток в газах – упорядоченное (направленное) движение электронов, положительных и отрицательных ионов под действием электрического поля.
2. На основе демонстрационного эксперимента ознакомьте с различными видами разряда и их применением.
3. Молния – пример искрового разряда в атмосфере. Расскажите о работах М.В.Ломоносова и Б.Франклина.
4. Обсудите вопрос о роли грозозащиты.
ДЗ. [4]: § 15; вопросы к § 15.
Урок 19/29. Электрический ток в полупроводниках и электролитах
ЗУ. Ознакомить с особенностями электропроводности полупроводников и электролитов.
Д. Зависимость электропроводности полупроводников от температуры. Электролиз раствора медного купороса.
ОСУ [5]. 1. Качественно объясните причину электропроводности полупроводников, отметив две важные особенности: а) она возрастает при повышении температуры; б) зависит от наличия примесей.
2. Введите представления об электронной и дырочной проводимости полупроводников. Подведите к выводу: электрический ток в полупроводниках – упорядоченное (направленное) движение электронов и дырок под действием электрического поля.
3. Покажите практическое применение полупроводниковых приборов.
4. Любознательным предложите выполнить экспериментальное задание «Обнаружение односторонней проводимости у полупроводникового диода» по описанию после § 16.
5. Рассматривая электропроводность электролитов, введите понятия «электролитическая диссоциации» и «рекомбинация», подведите к выводу: электрический ток в электролитах – упорядоченное (направленное) движение положительных и отрицательных ионов под действием электрического поля.
6. Используя демонстрационный эксперимент или набор по электролизу, покажите выделение меди на катоде при электролизе раствора медного купороса.
ДЗ. [4]: § 16; вопросы и задание к § 16; для любознательных: подготовить краткое сообщение о Ж.И.Алфёрове.
Уроки 20/30, 21/31. Постоянные магниты. Магнитное поле. Проявление магнитного поля. Линии магнитной индукции
ЗУ. Продолжить формирование представлений о поле как форме существования материи, ввести понятия «взаимодействие», ознакомить с графическим изображением магнитного поля, показать конфигурацию магнитного поля различных систем.
Д. Магнитное поле постоянных магнитов. Наблюдение картин магнитных полей. Пространственная модель магнитного поля постоянного магнита. Наблюдение расположения железных опилок в магнитном поле тока.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на фронтальный эксперимент, убедите в том, что вокруг проводника с током существует магнитное поле.
2. Ознакомьте с постоянными магнитами, обратите внимание на то, что магнитная стрелка компаса – постоянный магнит.
3. Выполните экспериментальное задание «Постоянные магниты и их свойства».
4. Продемонстрируйте взаимодействие магнитов. Дайте первые представления о природе магнетизма (ознакомьте с гипотезой Ампера).
5. Ознакомьте со свойствами магнитного поля: магнитное поле порождается током (движущимися зарядами) и обнаруживается по действию на ток (движущиеся заряды).
6. Используя демонстрации, покажите спектры магнитных полей полосового и дугообразного магнитов, прямого и кругового токов, катушки с током.
7. Ознакомьте с правилом определения направления линий магнитной индукции (правилом буравчика или правого обхвата).
8. Ознакомьте с электромагнитом и его применением.
9. Выполните задания 1–5 к § 18.
ДЗ. [4]: § 17, 18; вопросы к § 17, 18.
Урок 22/32. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Характеристики магнитного поля
ЗУ. Ознакомить с силовым действием магнитного поля на проводник с током, ввести характеристику магнитного поля.
Д. Движение прямого проводника с током в магнитном поле.
ОСУ [5]. 1. Обобщая результаты демонстрационного эксперимента и экспериментального задания «Исследование действия магнитного поля на ток», запишите формулу расчёта силы Ампера: F = IBlsin. Поясните величины, входящие в эту формулу, и ознакомьте с правилом левой руки для определения силы Ампера.
2. Из формулы силы Ампера выразите модуль магнитной индукции и поясните: магнитная индукция – основная характеристика магнитного поля; магнитная индукция – силовая характеристика магнитного поля, т.к. она определяет силу, действующую на ток.
3. Введите понятия «однородное» и «неоднородное» магнитное поле, «магнитный поток», его формулу расчёта, единицу в СИ.
4. Решите задачи 3–5 после § 19.
ДЗ. [4]: § 19; вопросы и задачи 1, 2 к § 19.
Урок 23/33. Магнитное поле космических объектов
ЗУ. Ознакомить с фактом существования магнитного поля у звёзд, объектов Солнечной системы, межпланетного пространства.
Д. Фрагменты (слайды) из полного интерактивного курса «Открытая астрономия»
ОСУ [5]. 1. Используя рисунок и форзац учебника, поясните, что Солнце – слабо намагниченная звезда, расскажите об активных образованиях на её поверхности (солнечные пятна, протуберанцы).
2. Используя рисунки из учебника, объясните, что Земля обладает магнитным полем.
3. Рассмотрите вопрос о материковых аномалиях (Восточно-Сибирской и Бразильской), локальных аномалиях (Магнитогорской, Курской). Обсудите гипотезы причин возникновения магнитного поля Земли. Покажите рисунок магнитосферы Земли; обсудите вопрос о границах магнитного поля. Расскажите об исследовании магнитного поля Земли (с древних времён до настоящего времени).
4. Обсудите вопрос о магнитном поле планет земной группы (Меркурия, Венеры, Марса), планет-гигантов (Сатурна, Урана, Нептуна). Обратите внимание на то, что из планет Солнечной системы самой мощной магнитосферой обладает Юпитер.
5. Магнитное поле межзвёздного пространства.
6. Магнитное поле Солнца и его влияние на процессы на Земле, влияние магнитного поля Земли на человека и другие живые организмы.
ДЗ. [4]: § 20, повторите § 19 (сила Ампера); [3]: § 31 (правило моментов) по учебнику «Физика-8».
Урок 24/34. Электродвигатель постоянного тока. Принцип действия амперметра и вольтметра
ЗУ. Ознакомить с устройством и работой электрического двигателя постоянного тока, с принципом действия электроизмерительных приборов магнитоэлектрической системы.
Д. Вращение рамки с током в магнитном поле. Устройство и действие простейшего коллекторного электродвигателя. Втягивание железа в катушку при постепенном усилении тока в ней.
ОСУ [5]. 1. Изучение принципа действия электродвигателя целесообразно начать с демонстрационного эксперимента.
2. Рассмотрите вопрос о применении электродвигателей.
3. Используя демонстрационный эксперимент, познакомьте с принципом действия электроизмерительных приборов магнитоэлектрической системы.
4. Предложите любознательным выполнить экспериментальное задание 5 «Сборка и испытание электромагнита» из «Повторительно-обобщающего раздела».
ДЗ. [4]: § 21, задание к § 21.
Урок 25/35. Повторительно-обобщающий урок по теме «Постоянный электрический ток»
ЗУ. Систематизировать материал, продолжить формирование умений решать задачи.
ОСУ [5]. 1. Обсудите вопросы 7–10 из «Повторительно-обобщающего раздела» [4].
2. Из «Повторительно-обобщающего раздела» [4]: а) выполните задания 7–22; б) задания 2, 3 («Изучение шкал измерительных приборов»); в) решите задачи 3–7; г) выполните экспериментальные задания 1–3.
ДЗ. [11]: вариант тренировочного теста по теме «Постоянный электрический ток» [11].
Урок 26/36. КР № 2 по теме «Постоянный электрический ток»
ЗУ. Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Постоянный электрический ток».
ОСУ. КР № 2 [11].
ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ (15 ч + 2 ч практикум по решению задач + 1 ч резерв учителя + 2 ч повторение и обобщение)
Урок 1/37. Явление электромагнитной индукции. ЛР № 7 «Изучение явления электромагнитной индукции»
ЗУ. Создать экспериментальную базу для введения понятия индуцированного электрического поля; показать, что такое поле вызывается изменением магнитного поля; ознакомить с различными способами получения индукционного тока; продолжить формирование экспериментальных умений, умений проводить анализ и оценку результатов эксперимента.
Д. Получение индукционного тока при движении постоянного магнита относительно контура. Получение индукционного тока при изменении магнитной индукции поля, пронизывающего контур. Получение индукционного тока при изменении площади контура, находящегося в постоянном магнитном поле.
ОСУ [5]. 1. На основании демонстрационных экспериментов покажите отличие индуцированного электрического поля от электростатического поля и от стационарного электрического поля постоянного тока: а) индуцированное поле создаётся не электрическими зарядами, а изменением магнитного поля; б) линии напряжённости электростатического и стационарного поля всегда разомкнуты; они начинаются и заканчиваются на зарядах или проводах. Линии напряжённости индуцированного поля замкнуты, а само поле имеет вихревой характер; в) электростатическое и стационарное поля имеют источники поля (заряды или контакт из двух различных металлов); индуцированное поле создаётся во всех участках контура.
2. Проведите ЛР № 7 по описанию в [4].
ДЗ. [4]: § 22, вопросы к § 22; для любознательных: подготовить краткое сообщение о М.Фарадее.
Уроки 2/38, 3/39. Закон электромагнитной индукции
ЗУ. Создать экспериментальную базу для введения закона электромагнитной индукции; ознакомить с правилом Ленца.
Д. ЭДС индукционного электрического поля. Демонстрация правила Ленца.
ОСУ [5]. 1. Актуализируйте знания: введите понятие магнитного потока и запишите формулу расчета: = BScos; поясните величины, входящие в эту формулу.
2. Рассмотрите взаимодействие магнитного поля индукционного тока с магнитом. Опираясь на результаты экспериментов, сформулируйте правило Ленца.
3. Введите понятия «электродвижущая сила», «электромагнитная индукция».
4. Используя демонстрационный эксперимент, познакомьте с математической записью закона электромагнитной индукции и поясните физический смысл знака «минус».
5. Выполните задание 2, решите задачи 2, 3 к § 23.
ДЗ. [4]: § 23, вопросы, задание 1 и задача 1 к § 23.
Уроки 4/40, 5/41. Использование электромагнитной индукции
ЗУ. Ознакомить с практическим применением явления электромагнитной индукции.
Д. Осциллограмма переменного тока. Трансформатор универсальный. Передача электрической энергии на расстояние. Динамик (громкоговоритель).
ОСУ [5]. 1. Получение переменного тока: а) введите понятие «переменный ток», ознакомьте с преимуществами переменного тока перед постоянным током; б) ознакомьте с генератором переменного тока: устройством и принципом действия; расскажите о применении генераторов.
2. Трансформатор: а) расскажите об устройстве и принципе действия трансформатора; введите понятия «повышающий» и «понижающий» трансформаторы; б) расскажите о применении трансформаторов, о передаче электрической энергии на расстояни, о применении электромагнитной индукции в современной технике.
3. Предложите любознательным ознакомиться с материалом «Микрофон и громкоговоритель» и выполнить экспериментальное задание.
4. Решите задачи 2–6 к § 24.
ДЗ. [4]: § 24; вопросы, задания и задача 1 к § 24.
Уроки 6/42, 7/43. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны
ЗУ. Ознакомить со взаимным превращением переменных магнитного и электрического полей; ввести понятие электромагнитной волны, продемонстрировать свойства электромагнитных волн.
Д. Демонстрации свойств электромагнитных волн с помощью комплекта приборов.
ОСУ [5]. 1. Введите понятие «вихревое электрическое поле». Покажите вихревой характер переменного электрического и переменного магнитного полей, связь вектора напряжённости электрического поля со скоростью изменения и направлением вектора магнитной индукции (и наоборот).
2. Расскажите о гипотезе Максвелла о существовании электромагнитных волн.
3. Введите понятие «электромагнитное поле». Поясните схему образования электромагнитного поля. Обоснуйте материальность электромагнитного поля.
4. Расскажите об открытии электромагнитных волн. Поясните механизм образования электромагнитной волны. Обратите внимание на конечность скорости распространения волны, поперечность волны.
5. Расскажите о свойствах электромагнитных волн (на основе анализа результатов демонстрационного эксперимента): а) пропускание и поглощение; б) отражение; в) преломление; г) интерференция.
ДЗ. [4]: § 25; вопросы и задание к § 25.
Уроки 8/44, 9/45. Шкала электромагнитных волн
ЗУ. Ознакомить с видами электромагнитных излучений, основными их особенностями и применением, ознакомить с разнообразными источниками электромагнитного излучения из космоса.
Д. Обнаружение инфракрасного (ИК) излучения в спектре. Отражение и преломление ИК-лучей. Сигнализация ИК-лучами. Получение сплошного спектра на экране. Сложение спектральных цветов. Обнаружение и выделение ультрафиолетового излучения. Таблица «Устройство рентгеновской трубки». Слайды.
ОСУ [5]. 1. Используя вклейку учебника и шкалу электромагнитных излучений, ознакомьте с видами электромагнитных излучений.
2. Используя рисунки учебника, ознакомьте с источниками, свойствами и применением радиоволн. Расскажите о радиосвязи на различных длинах волн, об особенностях передачи радиосигналов на длинных и коротких волнах, о радиусе действия коротких волн. Обратите внимание на существование радиоизлучения космических объектов, реликтового излучения (фоновое радиоизлучение, приходящее с любого направления на небе). Большой интерес вызывает обсуждение вопроса о биологическом действии радиоволн.
3. Расскажите об источниках, свойствах и применении ИК-излучения.
4. Расскажите о видимом излучении и его особенностях. Покажите разложение белого света в спектр и его синтез. Предложите учащимся выполнить экспериментальные задания «Наблюдение интерференции света на мыльной плёнке, на воздушной плёнке».
5. Расскажите об источниках, свойствах и применении ультрафиолетового излучения, рентгеновского излучения, гамма-излучения.
6. Расскажите о прозрачности атмосферы для различных электромагнитных волн, основных источниках космического излучения в различных диапазонах длин волн.
ДЗ. [4]: § 26; вопросы, задания 1, 2 к § 26.
Урок 10/46. Принципы радиосвязи и телевидения
ЗУ. Ознакомить с принципами радиосвязи и телевидения.
Д. Принципы радиоприёма и радиопередачи. Детекторный радиоприёмник.
ОСУ [5]. 1. Введите понятие «радиосвязь». Ознакомьте с видами радиосвязи.
2. Ознакомьте с радиотелеграфной связью, с устройством и принципом действия приёмника Попова.
3. Ознакомьте с колебательным контуром, расскажите о переходе от закрытого колебательного контура к открытому, о принципе передачи радиоволн.
4. Ознакомьте с радиотелефонной связью. Обратите внимание на сущность амплитудной модуляции и демодуляции. Ознакомьте с устройством и принципом действия простейшего радиоприёмника.
5. Ознакомьте с принципом передачи и получения телевизионного изображения.
6. Обсудите вопрос о распространении радиоволн (см. вклейку в [4]).
7. Выполните задание 3 к § 27.
ДЗ. [4]: § 27; вопросы и задания 1, 2 к § 27.
Урок 11/47. Развитие представление о природе свет. Прямолинейное распространение света
ЗУ. Ознакомить с гипотезами о природе света, со способом определения скорости света, законом прямолинейного распространения света.
Д. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Образование тени и полутени. Слайды с изображением солнечных и лунных затмений. Фрагмент видеофильма «Геометрическая оптика».
ОСУ [5]. 1. Расскажите о корпускулярной и волновой гипотезах природы света, о современных представлениях (корпускулярно-волновой дуализм).
2. Ознакомьте с астрономическим методом определения скорости света и полученных результатах.
3. Обоснуйте: свет – электромагнитная волна.
4. На экспериментах покажите, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно (закон прямолинейного распространения света).
5. Выполните экспериментальное задание «Наблюдение прямолинейного распространения света» по описанию в конце § 28.
6. Продемонстрируйте образование тени и полутени. Объясните, что это следствие прямолинейного распространения света.
7. Поясните образование солнечных и лунных затмений.
8. Обратите внимание на то, что образование тени часто наблюдается на астрономических объектах.
9. Введите понятие «световой луч».
ДЗ. [4]: § 28, вопросы 1–4 к § 28.
Урок 12/48. Отражение света. Закон отражения света
ЗУ. Дать представления об отражении света; ознакомить с особенностями построения изображения предмета в плоском зеркале.
Д. Зеркальное и диффузное отражение света. Законы отражения света. Отражение в плоском зеркале. Фрагмент видеофильма «Геометрическая оптика».
ОСУ [5]. 1. На основе демонстрационного эксперимента объясните ход падающего и отражённого световых лучей, покажите равенство углов отражения и падения.
2. Поясните ход лучей при зеркальном и диффузном отражении света.
3. Поясните построение изображения точки и предмета в плоском зеркале.
4. Систематизируйте материал о построении изображения в плоском зеркале в виде таблицы.
Оптическая система | Построение изображения | Характер изображения |
ДЗ. [4]: § 29, вопросы к § 29.
Уроки 13/49, 14/50. Преломление света. Закон преломления света. Дисперсия света. ЛР № 8 «Измерение показателя преломления стекла»
ЗУ. Ознакомить с явлением преломления света, сформулировать и записать закон преломления света; ознакомить с экспериментальным методом определения показателя преломления стекла.
Д. Преломление света. Законы преломления света. Разложение белого света в спектр. Ход светового луча через полуцилиндр. Ход светового луча через плоскопараллельную пластинку. Ход светового луча через трёхгранную призму. Фрагмент видеофильма «Геометрическая оптика».
ОСУ [5]. 1. С помощью демонстрационного эксперимента покажите преломление света на границе двух сред, преломление при прохождении света через полуцилиндр, плоскопараллельную пластинку, трёхгранную призму.
2. Сформулируйте и запишите законы преломления света.
3. Введите понятие «абсолютный показатель преломления» и поясните его физический смысл.
4. Введите понятие «дисперсия света», покажите разложение белого света в спектр при прохождении его сквозь призму и объясните причину дисперсии.
5. Выполните ЛР № 8. Обсудите результаты эксперимента.
6. Решите задачи 2, 3 к § 30.
ДЗ. [4]: § 30, задача 1 к § 30.
Уроки 15/51, 16/52. Линзы. ЛР № 9 «Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы»
ЗУ. Углубить знания о преломлении света; продолжить формирование умений проводить эксперимент, анализ и оценку его результатов.
Д. Преломление света в линзах. Получение изображений при помощи линз. Фрагмент видеофильма «Геометрическая оптика».
ОСУ [5]. 1. С помощью демонстрационного эксперимента покажите ход световых лучей через собирающую и рассеивающую линзы.
2. Объясните основные точки и линии линзы. Для экономии учебного времени подготовьте заранее слайд с изображением хода лучей в собирающей и рассеивающей линзах.
3. Запишите формулу тонкой линзы: ; поясните входящие в неё величины. Введите понятие «оптическая сила линзы» и запишите формулу тонкой линзы в виде:
4. Введите понятие и запишите формулу расчёта линейного увеличения (уменьшения), даваемое линзой: . Поясните величины, входящие в эту формулу.
5. Ознакомьте с правилами построения изображения, даваемого линзой.
6. Систематизируйте материал и представьте его в виде таблицы.
Оптическая система | Построение изображения | Характер изображения |
7. Выполните ЛР № 9. Обсудите результаты эксперимента.
8. Решите задачу 2 к § 31.
9. Предложите любознательным ознакомиться с материалом «Построение изображения в сферическом зеркале».
ДЗ. [4]: § 30; вопросы, задача 2 к § 31.
Уроки 17/53, 18/54. Оптические приборы
ЗУ. Ознакомить с устройством, принципом действия и построением изображения в различных оптических приборах.
Д. Принцип действия фотоаппарата. Разборная модель глаза. Ход лучей в микроскопе. Ход лучей в телескопе-рефракторе.
ОСУ [5]. 1. Поясните устройство и принцип действия фотоаппарата, глаза как оптической системы, лупы и её назначения; устройство и принцип действия микроскопа, проекционного аппарата, телескопа-рефрактора.
2. После демонстрационных экспериментов и экспериментальных заданий систематизируйте материал в виде таблицы.
3. После демонстрационных экспериментов и экспериментальных заданий «Измерение увеличения лупы» и «Сборка модели микроскопа» (по работам 168 и 169 [ФЛР]) систематизируйте материал в виде таблицы.
Оптические приборы
Название |
Внешний вид или схема |
Построение изображения, даваемого прибором |
Фотоаппарат Глаз Лупа Микроскоп Телескоп |
ДЗ. [4]: § 32, вопросы к § 32.
Урок 19/55. Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнетизм»
ЗУ. Систематизировать материал, продолжить формирование умений решать задач.
ОСУ 1. Обсудите выполнение варианта тренировочного теста [11].
2. Из «Повторительно-обобщающего раздела» за курс 9-го класса: а) обсудите вопросы 11–15; б) вы-полните тестовые задания 23–33; в) решите задачи 8–10; г) выполните экспериментальное задание 4.
ДЗ. Вариант тренировочного теста по теме «Электромагнетизм» [11].
Урок 20/56. КР № 3 по теме «Электромагнетизм»
ЗУ. Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Электромагнетизм».
ОСУ. КР № 3 по [11].
АТОМ И АТОМНОЕ ЯДРО (8 ч)
Урок 1/57. Строение атома. Опыты Резерфорда
ЗУ. Углубить знания о дискретном строении вещества; ознакомить с опытом, подтверждающим сложное строение атома.
Д. Модель атома Резерфорда (таблица или слайд).
ОСУ [5]. 1. Повторите взаимодействие атомов в молекуле, строение атома, характеристики электрона и протона.
2. Перечислите явления, подтверждающие сложное строение атома.
3. Ознакомьте с моделью атома по Томсону и покажите её несостоятельность.
4. Опираясь на рисунок учебника (или таблицу, слайд «Модель атома Резерфорда»), расскажите об эксперименте, позволившем Резерфорду предложить ядерную модель строения атома. Обратите внимание на то, что: а) был оценён размер атомного ядра; б) был оценён размер атома; в) модель не могла объяснить устойчивость атома.
ДЗ. [4]: § 33; вопросы и задание к § 33; для любознательных: подготовить краткие сообщения о Дж.Томсоне и Э.Резерфорде.
Урок 2/58. Линейчатые спектры испускания и поглощения*
ЗУ. Ввести понятие «фотон», ознакомить с квантовыми постулатами Бора, объяснить линейчатые спектры на примере атома водорода.
ОСУ [5]. 1. Ознакомьте с гипотезой Планка, согласно которой атомы и молекулы вещества испускают и поглощают свет не непрерывно, а определёнными порциями – квантами света или фотонами. Фотон – квант электромагнитного излучения.
2. Ознакомьте с характеристиками фотона: скоростью и энергией.
3. Ознакомьте с постулатами Бора; поясните новые идеи, содержащиеся в этих постулатах.
4. Используя рисунок учебника и вклейку, поясните образование линейчатых спектров испускания и поглощения на примере атома водорода.
5. Ознакомьте с методом определения химического состава и других характеристик вещества по его спектру – спектральным анализом. Приведите примеры применения спектрального анализа в различных областях знаний на Земле и при исследовании космических объектов.
6. Выполните задание 4, решите задачи 1, 2 к § 34.
ДЗ. [4]: § 34, вопросы, задания 1–3 к § 34; для любознательных: подготовить краткие сообщения о Н.Боре.
Урок 3/59. Атомное ядро
ЗУ. Ознакомить с протонно-нейтронной моделью ядра атома.
ОСУ [5]. 1. Актуализируйте знания: характеристики протона – заряд и масса; фундаментальные взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, силы сильного и слабого взаимодействия).
2. Расскажите о заряде и массе протона, определении заряда атомных ядер, об открытии нейтрона и его характеристиках.
3. Ознакомьте с протонно-нейтронной моделью атомного ядра: ядро атома любого химического элемента состоит из двух видов элементарных частиц – протонов и нейтронов.
4. Введите понятие «изотоп». Ознакомьте с тремя изотопами водорода.
5. Расскажите о радиусе действия ядерных сил, их короткодействующем характере (внутри атомного ядра).
6. Введите понятие «энергия связи атомных ядер». Поясните расчёт энергии связи ядер.
7. Выполните задания 1–3 после § 35.
ДЗ. [4]: § 35, вопросы к § 35; для любознательных: подготовьте краткое сообщение о Д.Д.Ива-ненко.
Урок 4/60. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения
ЗУ. Ознакомить с естественной и искусственной радиоактивностью, тремя видами излучения.
ОСУ [5]. 1. Введите понятие «радиоактивность». Расскажите об открытии естественной радиоактивности.
2. Ознакомьте с экспериментальным обнаружением трёх видов излучений. Альфа-излучение – ядра атомов гелия; бета-излучение – поток электронов, движущихся со скоростью, близкой к скорости света в вакууме; гамма-излучение – поток квантов электромагнитного излучения (фотонов) очень большой энергии.
3. Ознакомьте с законом радиоактивного распада. Поясните смысл периода полураспада. Используя данные табл. 8, ознакомьте со значениями периода полураспада радиоактивных изотопов.
4. Выполните задания 2, 3 после § 36.
ДЗ. [4]: § 36, вопросы и задание 1 к § 36.
Урок 5/61. Деление ядер урана
ЗУ. Дать первые представления о делении тяжёлых ядер.
ОСУ [5]. 1. Используя рисунок учебника, расскажите об исходном делении ядер урана. Схематично изобразите исходное деление тяжёлых ядер, сопроводив записью реакции и -распад ядер-осколков. Введите понятие «цепная ядерная реакция» и обратите внимание на условия, при которых цепная ядерная реакция возможна: реакция экзотермична (идёт с выделением энергии), при реакции выделяется нейтронов больше, чем поглощается.
2. Обсудите условия, при которых может возникнуть цепная ядерная реакция.
3. Поясните, что неуправляемая цепная ядерная реакция осуществляется в атомной бомбе.
4. Полезно рассказать о работах по созданию ядерного оружия.
5. Выполните задания 2, 3 к § 37.
ДЗ. [4]: § 37, вопросы и задание 1 к § 37.
Урок 6/62. Ядерная энергетика
ЗУ. Ознакомить с устройством и принципом действия ядерного реактора, преобразованием ядерной энергии в электрическую энергию.
ОСУ [5]. 1. Ознакомьте с понятием «ядерный реактор». Рассмотрите принципиальную схему ядерного реактора, обратите внимание на назначение каждого элемента реактора (тепловыводящего элемента, замедлителя нейтронов, отражателя нейтронов, регулирующих стержней, радиационной защиты). Обратите внимание на то, что в ядерном реакторе осуществляется управляемая ядерная реакция.
2. Используя рисунок учебника, поясните процессы, происходящие в ядерном реакторе.
3. Используя рисунок учебника, поясните принцип работы атомного реактора. Схему превращения энергии в атомной электростанции дайте по аналогии с обычной тепловой электростанцией, в которой роль топки играет атомный реактор.
4. Первая в мире АЭС в г. Обнинске Калужской области. Обсудите вопрос о возможных последствиях работы АЭС.
5. Выполнить задание 2 к § 38.
ДЗ. [4]: § 38, вопросы, задания 1, 3 к § 38.
Урок 7/63. Термоядерный синтез. Радиоактивное загрязнение и его влияние на живые организмы
ЗУ. Ознакомить с условиями протекания термоядерных реакций, с источниками радиоактивного загрязнения.
ОСУ [5]. 1. Введите понятия «термоядерные реакции», «термоядерный синтез».
2. Расскажите о работах по осуществлению управляемого термоядерного синтеза, о вкладе отечественных учёных по удержанию сверхгорячей плазмы.
3. Поясните, что неуправляемый термоядерный синтез удалось осуществить в водородной бомбе. Расскажите об истории создания водородного оружия в нашей стране.
4. Обоснуйте утверждение: термоядерные реакции – источник энергии Солнца и звёзд.
5. Расскажите об эволюции Солнца.
6. Введите понятие «радиоактивное загрязнение». Ознакомьте с источниками радиоактивного загрязнения, с дозой ионизирующего излучения. Приведите примеры влияния радиоактивного излучения на жизнедеятельность организмов; дайте представление о предельно допустимых значениях радиоактивного излучения; приведите примеры влияния ионизирующих излучений на здоровье человека. Естественный уровень радиации. Дозиметр. Защита от излучений.
ДЗ. [4]: § 39, 40; вопросы к § 39, 40.
Урок 8/64. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Атом и атомное ядро»
ЗУ. Систематизировать материал, продолжить формирование умений решать задач.
ОСУ [5]. 1. Из «Повторительно-обобщающего раздела» за курс 9-го класса: обсудите вопросы 16–22; выполните тестовые задания 34–42
2. Выполните вариант тренировочного теста по разделу «Атом и атомное ядро» из [11].
ДЗ. Вариант тренировочного теста по разделу «Атом и атомное ядро» [11].
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ РАЗДЕЛ (6 ч)
Урок 1/65. Обобщающее занятие «Окружающая среда и человек»
ОСУ [5]. Заранее предложите учащимся перечисленные ниже темы. При подготовке ответа они могут пользоваться любыми источниками, в том числе получить консультацию у учителя.
– Санитарные нормы для допустимого уровня шума; восприимчивость человека и животных к различным звукам; влияние инфразвука на живой организм. Последствия воздействия звуковых волн на здоровье человека и живые организмы.
– Влияние природных факторов среды (температуры, атмосферного давления, относительной влажности воздуха, радиоактивного излучения) на жизнедеятельность организмов; предельно допустимые значения этих величин.
– Роль озонового слоя в сохранении биосферы Земли, влияние солнечного излучения на живые организмы.
– Значение поверхностного натяжения, испарения, статического электричества в природе, технике и быту.
– Последствия сгорания топлива, работы ДВС и АЭС, освоения околоземного космического пространства.
– Миграция вредных веществ в окружающей среде, неблагоприятное влияние тяжёлых металлов, смога на живой организм.
– Влияние гравитационного поля, естественных и искусственных электрических, магнитных полей, электромагнитных волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений на человека, растения и животных.
– Параметры, влияющие на устойчивость окружающей среды планеты Земля (среднегодовая температура атмосферы, скорость вращения планеты, среднегодовая влажность воздуха, освещённость, газовый состав атмосферы, гравитационное и электромагнитное поля, космическое излучение и др.).
– Проблемы энергетики на глобальном, региональном и локальном уровнях (теплоэнергетика, гидроэнергетика, ядерная энергетика). Пути снижения нежелательного воздействия энергетических установок на окружающую среду.
– Альтернативная энергетика (использование возобновляемых источников энергии, гелиоэнергетика, геотермальная энергетика, ветроэнергетика, использование энергии океана, биоэнергетика). Возможности энергетики для решения проблем природопользования.
– Круговорот химических элементов, газа, пыли и преобразование энергии во Вселенной.
Урок 2/66. Повторение теоретического материала по молекулярной физике и термодинамике
Основные вопросы для повторения:
– Строение вещества.
– Тепловое движение атомов и молекул. Взаимодействие частиц вещества.
– Броуновское движение. Диффузия.
– Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел.
– Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц вещества.
– Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: работа и теплообмен.
– Виды теплообмена (теплопередачи): теплопроводность, конвекция, лучистый теплообмен.
– Количество теплоты. Удельная теплоёмкость.
– Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
– Испарение и конденсация. Кипение жидкости.
– Влажность воздуха.
– Плавление и кристаллизация.
– Преобразования энергии при изменении агрегатного состояния вещества. Тепловые машины. Преобразование энергии в тепловых машинах.
Урок 3/67. Повторение теоретического материала по механике
Основные вопросы для повторения:
– Механическое движение. Материальная точка. Траектория. Путь. Перемещение.
– Скорость. Равномерное прямолинейное движение.
– Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение.
– Движение по окружности.
– Масса тела. Плотность вещества.
– Инерция. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
– Взаимодействие тел. Сила. Сила трения. Сила упругости.
– Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.
– Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса.
– Механическая работа. Механическая мощность.
– Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
– Простые механизмы. КПД простых механизмов.
– Давление. Атмосферное давление.
– Закон Паскаля. Закон Архимеда.
– Механические колебания. Механические волны. Звук.
Урок 4/68. Повторение теоретического материала по электродинамике
Основные вопросы для повторения:
– Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
– Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.
– Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.
– Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца.
– Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов.
– Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.
Урок 5/69. Решение задач по курсу физики основной школы
ЗУ. Подготовиться к итоговой контрольной работе за курс основной школы.
ОСУ [5]. Использовать пособие Фадеевой А.А., Гутник Е.М., Шарониной Е.В., Никифорова Г.Г. «Физика. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе» (Кн. для учителя: Под ред. А.А.Фадеевой. – М.: Просвещение, 2006).
Вариант 1
1. Модуль 1 (М1) из ч. 1 (тестовые задания).
2. М1 из ч. 2 (задания с кратким ответом).
3. М1 из ч. 3 (задания с развёрнутым ответом).
Вариант 2 – вариант 10
(То же, что и для варианта 1, но возьмите соответственно модули 2, 3 ... 10. Можно составлять любые комбинации модулей, но варианты должны включать тестовое задание, текстовую (расчётную) задачу и экспериментальное задание.)
Урок 6/70. Итоговая контрольная работа за курс основной школы
ЗУ. Проверить усвоение учебного материала за курс основной школы.
ОСУ. Выполните вариант «Итоговой контрольной работы за курс основной школы» из [11].
__________________________________
*Здесь и далее ссылки на параграфы учебника «Физика-9», [4].