Проф. А.А.ФАДЕЕВА,
ИСМО РАО, г. Москва
Первые российские учебники по
физике серии
«Академический школьный учебник» («Ломоносов»)
Завершённая линия УМК для основной школы (7–9-й классы), 70 ч/год (2 ч/нед.)
Состав УМК
1. Фадеева А.А. Программа «Физика-7–9». – Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. – М.: Просвещение, 2007.
2. Фадеева А.А., Засов А.В., Киселёв Д.Ф. Физика-7: Молекулярная физика и термодинамика с основами общей астрономии: Под ред. А.А.Фадеевой: 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2007.
3. Фадеева А.А., Засов А.В., Киселёв Д.Ф. Физика-8: Механика с основами общей астрономии: Под ред. А.А.Фадеевой: 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2007.
4. Фадеева А.А., Засов А.В., Киселёв Д.Ф. Физика-9: Электродинамика, атом и атомное ядро с основами общей астрономии: Под ред. А.А.Фадеевой: 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2005.
5. Фадеева А.А., Засов А.В. Физика: 7–9: Кн. для учителя: 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2007.
6. Фадеева А.А. Физика: Рабочая тетрадь-7. – М.: Просвещение, 2007.
7. Фадеева А.А. Физика: Рабочая тетрадь-8. – М.: Просвещение, 2007.
8. Фадеева А.А. Физика: Рабочая тетрадь-9. – М.: Просвещение, 2008.
9. Фадеева А.А. Физика: Карточки-задания-7. – М.: Просвещение, 2008.
10. Фадеева А.А. Физика: Карточки-задания-8: 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2007.
11. Фадеева А.А. Физика: Карточки-задания-9. – М.: Просвещение, 2007.
Учебники «Физика-7–9» соответствуют федеральному компоненту Государственного стандарта образования (2004 г.), одобрены РАН и РАО, имеют гриф МОиН РФ «Допущено», включены в Федеральный перечень учебников, прошли авторскую экспериментальную проверку в массовой школе. В них осуществлена интеграция физического, астрономического и экологического образования. Учебники написаны по программе, одобренной МОиН РФ, рекомендованы учёным советом Института содержания и методов обучения РАО. К началу 2007/2008 уч.г. издательство готовит к выпуску переработанный вариант УМК.
Основные авторские идеи серии «Академический школьный учебник»:
– формирование в представлении школьников целостной картины мира с его единством и разнообразием свойств неживой и живой природы;
– показ единства законов природы, применимости законов и теорий физики к различным объектам;
– рассмотрение различных уровней организации вещества, круговорота веществ и преобразование энергии, областей технических применений физики, а также связанных с этим экологических проблем – как на Земле, так и в околоземном пространстве;
– рассмотрение человека как субъекта познания (наблюдения, измерения, эксперимент, гипотеза, модель, теория – изобретения человека, при помощи которых он изучает и объясняет окружающий мир и себя в этом мире);
– показ влияния на живой организм параметрических загрязнений окружающей среды (тепловое, световое, шумовое, электромагнитное, радиационное, вибрационное).
Содержание учебного материала учебников полностью соответствует Обязательному минимуму содержания основного общего образования по физике и Требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Курс может быть использован как в общеобразовательной школе, так и в гимназиях, лицеях, классах с повышенной мотивацией к изучению физики. Содержание учебников обеспечивает необходимый и достаточный уровень подготовки по физике для дальнейшего обучения в профильных классах средней (полной) школы, а также возможность осуществления уровневой дифференциации. Большое внимание уделено дидактическому аппарату: в учебники включено большое число вопросов, заданий, таблиц, графиков. Содержится много экспериментальных исследований, направленных на проверку выдвинутых гипотез, и экспериментальных наблюдений, позволяющих либо выдвигать гипотезы, либо использовать имеющиеся знания для объяснения этих наблюдений.
В книге для учителя раскрываются основные концептуальные идеи курса, даются поурочные рекомендации, модели разнообразных уроков, включая задачи урока, основные демонстрации, сценарии или фрагменты урока, методические рекомендации, вопросы и задания для обсуждения. Большое внимание уделено аудиовизуальным и техническим средствам обучения.
Рабочие тетради в сочетании с учебником позволяют тренировать учащихся в выполнении учебных операций: отвечать на вопросы, выделять главную мысль в тексте учебника, заполнять таблицу или схему, прочитать и (или) построить график по результатам эксперимента, решить задачу, выполнить наблюдение и объяснить его причину и др. Они содержат значительное число заданий для любознательных, что позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
Учебники, рабочие тетради обеспечивают формирование общеучебных, интеллектуальных и экспериментальных умений у учащихся:
находить сходство и различие в тех или иных процессах, явлениях, точно употреблять и интерпретировать научные понятия, символы, давать объяснение явлению или процессу, выдвигать гипотезу на основе фактов, наблюдений и экспериментов, обосновывать свою точку зрения, пользоваться табличными данными, извлекать информацию из различных источников;
пользоваться оборудованием, отбирать и использовать измерительные приборы, определять цену деления и предел измерения измерительного прибора, оценить погрешность измерения, планировать и выполнять экспериментальные исследования для проверки выдвинутых гипотез, делать выводы из результатов эксперимента, оформлять результаты эксперимента в виде таблиц, графиков.
Карточки-задания предназначены для проведения текущего и итогового контроля знаний и умений; они содержат разные по сложности задания, что позволяет осуществить дифференцированный подход при проверке знаний и умений школьников, включают в себя: тестовые тренировочные задания; текстовые контрольные работы; задания для устного контроля знаний и умений; задания для проверки экспериментальных умений.
Алла Алексеевна Фадеева – д.п.н., профессор, д.п.н., гл. научный сотрудник лаборатории физического образования Института содержания и методов обучения РАО, заведующая кафедрой методики преподавания физики и математики Педагогической академии последипломного образования. Окончила Красноярский ГПИ, учитель высшей квалификационной категории, педагогический стаж работы в школе 36 лет. Награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», многократный Соровский учитель. Автор более 300 научных и методических работ.
Анатолий Владимирович Засов – д.ф.-м.н., профессор кафедры астрофизики и звёздной физики физфака МГУ им. М.В.Ломоносова. Окончил физфак МГУ. Область научных интересов: внегалактическая астрономия. Автор более 120 научных работ. Соавтор одного из учебников астрономии для средней школы, автор и научный редактор книг, атласов и энциклопедий по астрономии для школы. Лауреат Государственной премии России, премии Астрономического общества, Ломоносовской премии II степени. Академик МАН ВШ, член Международного астрономического союза, член Евроазиатского и Европейского астрономических обществ.
Дмитрий Фёдорович Киселёв – д.ф.-м.н., профессор кафедры общей физики физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Окончил физфак МГУ. Область научных интересов: оптика анизотропных сред. Автор более 120 научных работ. Награждён нагрудным знаком «Отличник народного просвещения».