Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №14/2007
Первый российский учебник по физике серии «Академический школьный учебник» («Ломоносов»)

Проф. А.А.ФАДЕЕВА,
ИСМО РАО, г. Москва

Первые российские учебники по физике серии
«Академический школьный учебник» («Ломоносов»)

Завершённая линия УМК для основной школы (7–9-й классы), 70 ч/год (2 ч/нед.)

Состав УМК

1. Фадеева А.А. Программа «Физика-7–9». – Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. – М.: Просвещение, 2007.

2. Фадеева А.А., Засов А.В., Киселёв Д.Ф. Физика-7: Молекулярная физика и термодинамика с основами общей астрономии: Под ред. А.А.Фадеевой: 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2007.

3. Фадеева А.А., Засов А.В., Киселёв Д.Ф. Физика-8: Механика с основами общей астрономии: Под ред. А.А.Фадеевой: 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2007.

4. Фадеева А.А., Засов А.В., Киселёв Д.Ф. Физика-9: Электродинамика, атом и атомное ядро с основами общей астрономии: Под ред. А.А.Фадеевой: 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2005.

5. Фадеева А.А., Засов А.В. Физика: 7–9: Кн. для учителя: 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2007.

6. Фадеева А.А. Физика: Рабочая тетрадь-7. – М.: Просвещение, 2007.

7. Фадеева А.А. Физика: Рабочая тетрадь-8. – М.: Просвещение, 2007.

8. Фадеева А.А. Физика: Рабочая тетрадь-9. – М.: Просвещение, 2008.

9. Фадеева А.А. Физика: Карточки-задания-7. – М.: Просвещение, 2008.

10. Фадеева А.А. Физика: Карточки-задания-8: 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2007.

11. Фадеева А.А. Физика: Карточки-задания-9. – М.: Просвещение, 2007.

Учебники «Физика-7–9»

Учебники «Физика-7–9» соответствуют федеральному компоненту Государственного стандарта образования (2004 г.), одобрены РАН и РАО, имеют гриф МОиН РФ «Допущено», включены в Федеральный перечень учебников, прошли авторскую экспериментальную проверку в массовой школе. В них осуществлена интеграция физического, астрономического и экологического образования. Учебники написаны по программе, одобренной МОиН РФ, рекомендованы учёным советом Института содержания и методов обучения РАО. К началу 2007/2008 уч.г. издательство готовит к выпуску переработанный вариант УМК.

Основные авторские идеи серии «Академический школьный учебник»:

– формирование в представлении школьников целостной картины мира с его единством и разнообразием свойств неживой и живой природы;

– показ единства законов природы, применимости законов и теорий физики к различным объектам;

– рассмотрение различных уровней организации вещества, круговорота веществ и преобразование энергии, областей технических применений физики, а также связанных с этим экологических проблем – как на Земле, так и в околоземном пространстве;

– рассмотрение человека как субъекта познания (наблюдения, измерения, эксперимент, гипотеза, модель, теория – изобретения человека, при помощи которых он изучает и объясняет окружающий мир и себя в этом мире);

– показ влияния на живой организм параметрических загрязнений окружающей среды (тепловое, световое, шумовое, электромагнитное, радиационное, вибрационное).

Содержание учебного материала учебников полностью соответствует Обязательному минимуму содержания основного общего образования по физике и Требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Курс может быть использован как в общеобразовательной школе, так и в гимназиях, лицеях, классах с повышенной мотивацией к изучению физики. Содержание учебников обеспечивает необходимый и достаточный уровень подготовки по физике для дальнейшего обучения в профильных классах средней (полной) школы, а также возможность осуществления уровневой дифференциации. Большое внимание уделено дидактическому аппарату: в учебники включено большое число вопросов, заданий, таблиц, графиков. Содержится много экспериментальных исследований, направленных на проверку выдвинутых гипотез, и экспериментальных наблюдений, позволяющих либо выдвигать гипотезы, либо использовать имеющиеся знания для объяснения этих наблюдений.

В книге для учителя раскрываются основные концептуальные идеи курса, даются поурочные рекомендации, модели разнообразных уроков, включая задачи урока, основные демонстрации, сценарии или фрагменты урока, методические рекомендации, вопросы и задания для обсуждения. Большое внимание уделено аудиовизуальным и техническим средствам обучения.

Рабочие тетради в сочетании с учебником позволяют тренировать учащихся в выполнении учебных операций: отвечать на вопросы, выделять главную мысль в тексте учебника, заполнять таблицу или схему, прочитать и (или) построить график по результатам эксперимента, решить задачу, выполнить наблюдение и объяснить его причину и др. Они содержат значительное число заданий для любознательных, что позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Учебники, рабочие тетради обеспечивают формирование общеучебных, интеллектуальных и экспериментальных умений у учащихся:

Карточки-задания предназначены для проведения текущего и итогового контроля знаний и умений; они содержат разные по сложности задания, что позволяет осуществить дифференцированный подход при проверке знаний и умений школьников, включают в себя: тестовые тренировочные задания; текстовые контрольные работы; задания для устного контроля знаний и умений; задания для проверки экспериментальных умений.

Алла Алексеевна Фадеева

Алла Алексеевна Фадеева – д.п.н., профессор, д.п.н., гл. научный сотрудник лаборатории физического образования Института содержания и методов обучения РАО, заведующая кафедрой методики преподавания физики и математики Педагогической академии последипломного образования. Окончила Красноярский ГПИ, учитель высшей квалификационной категории, педагогический стаж работы в школе 36 лет. Награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», многократный Соровский учитель. Автор более 300 научных и методических работ.

 

 

Анатолий Владимирович Засов

Анатолий Владимирович Засов – д.ф.-м.н., профессор кафедры астрофизики и звёздной физики физфака МГУ им. М.В.Ломоносова. Окончил физфак МГУ. Область научных интересов: внегалактическая астрономия. Автор более 120 научных работ. Соавтор одного из учебников астрономии для средней школы, автор и научный редактор книг, атласов и энциклопедий по астрономии для школы. Лауреат Государственной премии России, премии Астрономического общества, Ломоносовской премии II степени. Академик МАН ВШ, член Международного астрономического союза, член Евроазиатского и Европейского астрономических обществ.

 

Дмитрий Фёдорович Киселёв

Дмитрий Фёдорович Киселёв – д.ф.-м.н., профессор кафедры общей физики физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Окончил физфак МГУ. Область научных интересов: оптика анизотропных сред. Автор более 120 научных работ. Награждён нагрудным знаком «Отличник народного просвещения».