Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2007
Плотность

«Я иду на урок»

О.В.ДАВЛЯТШИНА,
МОУ СОШ №1, г. Омутнинск, Кировская обл.

sch1-omut@yandex.ru

Плотность

Урок изучения нового материала. 7-й класс

(Урок приводится как пример применения интегративно-дифференцированного подхода к обучению физике, см. КР 1 в рубрике «Дополнительные материалы» на сайте http://fiz.1september.ru)

Методический анализ

Успех обучения во многом зависит от мастерства учителя, однако и мастера должны учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Это возрастные особенности, характер, тип мышления, темперамент, память, внимание, каналы восприятия окружающего мира, коммуникативные и организаторские способности и т.д. Для оптимизации образовательного процесса я учитываю результаты обследования класса школьным психологом и собственную диагностику. Ниже я покажу на примере, как их можно использовать при проектировании урока физики.

Очень важно знать скорость реакции ученика, темперамент, преимущественный тип мышления (право- или левополушарное) и ведущий канал восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический). На момент подготовки к уроку нашим психологом были обследованы 26 учащихся 7-го класса (из них 11 мальчиков). Мальчики и девочки отличаются друг от друга по типу получения информации, времени вхождения в урок, речью, памятью, вниманием, по адаптации к неблагоприятным условиям, по реакции на эмоциональный фактор, по деятельности и отношению к учебе и т.д. (Приложение 1). В нашем классе когнитивный стиль учащихся преимущественно смешанный (см. КР 1), следовательно, допускается разнообразная индивидуальная технология: интегрирование учебных дисциплин с эмоциональным насыщением учебной деятельности и организацией активных форм деятельности.

Условно всех людей можно разделить на две большие группы: тех, у кого преобладает левое полушарие, и тех, у кого сравнительно лучше развито правое. Левополушарные характеризуются рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, склонностью к словесному оформлению своих мыслей, слабой эмоциональной отзывчивостью. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление. Правополушарные люди, напротив, более эмоциональны, склонны к образному, интуитивному мышлению, могут схватывать явление в целом, без выстраивания логической цепочки и анализа деталей. Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, дедуктивное, конкретное, параллельное мышление. Это крайние типы, а промежуточные варианты могут быть самые разные. Исследователи условно выделяют несколько типов функциональной асимметрии мозга. Среди моих семиклассников правополушарных оказалось шестеро. Для них надо было предусмотреть соответствующие методы: объяснительно-иллюстративный и проективно-творческий. Для десяти левополушарных с характерными логикой, рациональным познанием, стремлением к исследовательской деятельности надо было предлагать палитру эвристических и проблемных методов. Остальные десять учеников были отнесены к смешанному типу полушарности и чувствовали себя комфортно во всех видах деятельности.

Психолог в качестве ведущих каналов восприятия учащихся определил зрительный, слуховой и осязательный. Это позволило мне определиться с формами, средствами, приёмами для эффективного проведения урока. Визуалу и кинестетику не годятся долгие и эмоциональные повествования, но аудиалу именно они обеспечивают максимальный эффект. Кинестетику и аудиалу бессмысленно что-либо предъявлять в виде сложных схем и опорных конспектов, но визуалу как раз подобная методика легка и понятна. Визуалу и аудиалу с трудом даются работы с объёмными макетами, а кинестетик только из них и может извлечь наибольшую информацию. В классе оказалось 16 кинестетиков, 5 визуалов и 5 аудиалов.

Особый смысл для нас имели данные об индивидуально-психологических особенностях учеников: стиль мышления, память, внимание, интеллект, логические связи и закономерности, тревожность, а также данные социометрии, которые характеризуют самочувствие ученика в классе и соответствующим образом влияют на обучаемость. Естественно, что, имея перед глазами при подготовке к уроку перечень индивидуально-психологических особенностей и социометрических данных по каждому ученику в классе, приходилось их учитывать: тревожным не создавать ситуацию стресса, невнимательным подбирать специальные средства фиксации внимания и т.д.

По результатам диагностики учащиеся имели высокий и очень высокий уровень организаторских и коммуникативных способностей. Поэтому им уместно было предложить «учение через общение» – групповой способ обучения. Работая группами, школьники учатся распределять между собой действия и планировать их, обмениваться результатами, оценивать сделанное с позиции достижения общей цели. Для создания групп как основной критерий использовались данные по право- и левополушарности, а тип мышления, ведущие каналы восприятия, индивидуально-психологические особенности и данные социометрии – как вспомогательные. Группы комплектовались по принципу взаимодополняемости и малоконфликтности: в них представлены все типы восприятия, все темпераменты, носители право- и левополушарности.

На уроке планировались различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Для учащихся с быстрой реакцией (временем подготовки ответа, если ученик абсолютно уверен в своих знаниях), до 10 с, показан фронтальный способ педагогического общения; для остальных «фронталка» противопоказана. Быстрая реакция оказалась у 12 человек, средняя – у семи, у остальных время реакции более 10 с, так что их нельзя ставить в условия гонки.

Что касается темпераментов, то в классе было 6 сангвиников, 4 флегматика, 9 холериков (сильные темпераменты) и 7 меланхоликов (слабый темперамент). Для первых желательно применение технологий проблемного, исследовательского, частично-поискового обучения; для меланхоликов такие технологии нежелательны, более того, им нельзя предъявлять педагогические требования и инструктирование – они повергают этих детей в прострацию.

Знание всех перечисленных особенностей позволяет учителю при проектировании урока ставить педагогически обоснованные, достижимые, реальные цели. Возрастные особенности учащихся 7-го класса – это, главным образом, отсутствие специфической учебной мотивации. Я попыталась выстроить адекватную возрасту подростка систему учебных мотивов, создать внутренний комфорт каждому ученику. Решая проблемную задачу, ученик будет иметь право высказывать любую гипотезу, что учит не только нестандартно мыслить, но и аргументированно, доказательно, грамотно высказывать свои мысли, развивать коммуникативные навыки, а следовательно, по Выготскому, и интеллект. Такой подход позволяет учителю не только на деле реализовывать основные положения психосберегающей технологии, но и ненавязчиво побуждать своих питомцев работать в зоне ближайшего развития, без чего немыслим их интеллектуальный рост.

В обучении необходимо использовать рефлексирующую деятельность учащихся. Очень важно, чтобы они умели объективно анализировать свои действия и поступки с точки зрения их соответствия цели и условиям деятельности, а главное, имели потребность в таком анализе, имели привычку к нему. Мы начинаем приучать учащихся постепенно. Этому способствуют задания на составление физических моделей, опор, алгоритмов по решению задач определённого вида и т.д.

Задачи урока: первичное формирование умения наблюдать, высказывать гипотезы, планировать эксперимент, подтверждающий или опровергающий высказанные гипотезы; первичное формирование навыков исследовательской деятельности обучающегося.

Оборудование:

для учителя: широкий прозрачный сосуд с водой; подсолнечное масло; пробка; замороженный консервированный горох; ареометр; соль; весы; карточки с формулами и информацией по массе и объёму; кирпич; линейка; магнитофон с записью спокойной музыки; портрет Архимеда; три метровые линейки; кубик объёмом 1 см3;

для учащихся: мерные стаканчики с песком и опилками; весы с разновесом, пластилиновые шарики равных масс, мензурка с водой, рабочий листок, трафарет ответа по эксперименту, вата и гвозди массой 50 г, самоклеющиеся листки для проведения рефлексии.

Подготовив урок с учётом индивидуальных способностей учащихся, можно быть уверенным, что детям на уроке будет комфортно, каждый выполнит посильную работу, поможет товарищу, поверит в свои силы и возможности. На таких уроках удаётся варьировать форму подачи учебного материала через предмет, образ, слово, практическое моделирование, организовать деятельность по цепочке: наблюдение – воспроизведение – самостоятельная деятельность – решение проблемных ситуаций – исследование – творчество. И пусть не все дети пройдут её целиком сразу, у них будет такая возможность на следующем уроке. Ведь известно, что способности проявляются и вырабатываются в деятельности, особенно, когда она включает общение, познавательную, предметно-практическую, игровую составляющие. Мы ведём своих учеников путём, который можно охарактеризовать девизом: «Через руки, через чувства, через разум!»

Литература

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики. Два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – СПб.: Тускарора, 2000.

Козлова А.Г. За педагогикой ненасилия – будущее… – СПб., 1996.

Поташник М.М., Левин М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). – Методическое общество России, 2003.

Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Уч. пособие для студентов высш. пед. заведений: Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2000.

Ход урока

Этап, его продолжительность и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарий

Организационый (1 мин).

Задача: создать благоприятный психологический настрой

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Занимают рабочие места  
Подготовка к усвоению нового материала и выполнению экспериментального исследования (5 мин)

Задача: организовать и направить познавательную деятельность учащихся

Мотивация. «Сегодня на уроке предстоит выполнить интересную работу. Превратим наш класс в маленькую исследовательскую лабораторию. Вам предстоит стать юным исследователем (на фоне спокойной музыки зачитывает эпиграф урока). О, сколько нам открытий чудных//Готовят просвещенья дух… (А.С.Пушкин.) Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. Любому открытию сопутствуют опыт, талант исследователя. Мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Нам предстоит пройти этапы познания окружающего мира. Задача непростая. Поможем друг другу. Работаем в группах. Недаром народная мудрость гласит: «Ум – хорошо, а два – лучше»! Как будем работать в группах? Расшифруем слово ИДЕАЛ». (Комментирует смысл слов, поясняет, чем сегодня будут заниматься на уроке, почему работают в группах – воздействует на эмоциональную сферу учащихся.) Слушают учителя, испытывая эмоциональное воздействие музыки и слов.

Дети предлагают свои варианты расшифровки:

И-НТЕРЕСНО

Д-РУЖНО

Е-ДИНО

А-КТИВНО

Л-ЕГКО

Правополушарным людям, аудиалам эмоциональное повествование обеспечивает максимальный эффект. Тем самым в работу включается большинство учащихся класса. Такой настрой помогает с первых минут урока включить в работу мальчиков
Тема. Проводит фронтальный эксперимент: в мензурку с водой вливает подсолнечное масло, помещает туда пробку, замороженный консервированный горох. Задает вопросы классу: где окажется масло, если влить его в воду? пробка? горох? Просит выдвинуть предположение, почему такое расположение Наблюдают, выдвигают гипотезы, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. Предполагаемый ответ: вода плотнее масла (и т.д.). Записывают тему урока в рабочий листок Активизируются кинестетики, визуалы, правополушарные, учащиеся с быстрой реакцией, сильным темпераментом, дифференциальным типом мышления. Им близки такие виды деятельности как наблюдать, обобщать, делать выводы, сравнивать
Цели. Предлагает самостоятельно сформулировать цели урока, опираясь на эпиграф урока Формулируют цели урока с помощью учителя. Записывают цели урока в рабочий листок. Возможные варианты: изучить новую физическую величину; исследовать, от чего она зависит… Работа со схемами и с ОК в большей степени предназначена для левополушарных, с интегральным типом мышления, визуалов, девочек
Актуализация знаний (3 мин).

Задача: повторить ранее изученный материал, необходимый для исследовательской работы и усвоения новых знаний

Задаёт вопросы о ранее изученных физических величинах – массе и объёме. Просит по плану изучения физической величины в группах обсудить ответы; вспомнить правила работы на весах, способы определения объёма прямоугольного параллелепипеда, массы жидкости в бутылочке, если имеется точно такая же пустая бутылочка Работают в группах, отвечая на следующие вопросы плана изучения физической величины: определение физической величины; обозначение; формула; единицы; прибор для измерения Лидеры в группах распределили обязанности внутри группы (по желанию). Результат: по плану строят ответ учащиеся с медленной реакцией, со слабым типом темперамента, визуалы. Кинестетики обсуждают, как работать с весами, как найти объём

Освоение нового материала (15 мин).

Задача: развивать навыки проведения эксперимента, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, основываясь на этапах научного познания

Предлагает группам приступить к выполнению практической части урока. Работают под музыку, выполняя задание А (для каждой группы своё, см. Приложение 2). Помогает выполнить задание (факты наблюдений) и сделать вывод. Предлагает приступить к выполнению эксперимента (задания Б, зелёного цвета, см. Приложение 2). Вводит новую физическую величину. Для её характеристики просит учащихся задавать учителю вопросы из плана изучения физической величины. Отвечает на вопросы.

Работает с учебником по таблице плотностей: что означают числа, записанные в таблице; сравните плотности; докажите с помощью таблицы справедливость своей гипотезы о плотности масла, воды, пробки. Показывает перевод единиц плотности через модель кубического метра (три метровые линейки соединены в одной точке и закреплены на учительском столе) и модели кубического сантиметра. Что больше? Во сколько раз кубический метр больше кубического сантиметра?

Ставит эксперимент: в мензурки с солёной и пресной водой опускает два ареометра. Просит объяснить увиденное

Работают в группах. Планируют эксперимент, проводят его, составляют отчёт, делают выводы. Или готовят ответ по иллюстрациям. Записывают в рабочий листок.

Проговаривают вслух полученные результаты. С помощью учителя делают выводы.

Задают вопросы учителю. Записывают ответы учителя в рабочие листки.

Работают по таблице плотностей с учебником. Обсуждают ответы, данные ранее на эксперимент учителя в начале урока.

Делают записи в рабочих листках.

Наблюдают опыт. Пытаются объяснить увиденное.

Эксперимент предназначен для левополушарных, кинестетиков. Оформлением результатов занимаются правополушарные, визуалы. Устный отчёт готовят по трафарету аудиалы, правополушарные. Анализируют, сравнивают, делают выводы более активно левополушарные, аудиалы, визуалы, с быстрой реакцией, с высокой эмоциональной устойчивостью, с высокой концентрацией внимания, с умением выделять логические связи и закономерности. Работа с формулами – для визуалов, левополушарных. Аудиалы и кинестетики работают с таблицей. Сравнивают и анализируют эксперимент правополушарные, аудиалы.

Закрепление (14 мин)

Задачи: закрепление полученных знаний и умений через исследовательскую деятельность в новой ситуации.

Предлагает проблемные задачи.

А) качественные: 1) из чистого ли железа изготовлена гайка? 2) как узнать, какую горную породу нашёл геолог? 3) сколько мёда может войти в трёхлитровую банку?

Б) экспериментальные: 1) определить массу кирпича с помощью линейки; 2) прослушав легенду об Архимеде, помочь учёному решить задачу о короне царя Гиерона – с помощью пластилиновых шариков, в одном из которых скрыт металлический шарик

Работают в группах, обдумывая, как решить качественные задачи; как выполить экспериментальную задачу, составляют план действий, проводят необходимые измерения, вычисления. прослушав легенду, предлагают свои способы решения задачи о короне царя Гиерона По планированию эксперимента работают левополушарные, визуалы. Составляют план действий и описывают его правополушарные, визуалы. Кинестетики проводят эксперимент, аудиалы сравнивают, анализируют и делают выводы, оформляют результат
Рефлексия  (1–2 мин).

Задача: развитие самооценки своей деятельности на уроке

Просит подвести итог работы на уроке по группам по плану: 1. Сегодня на уроке меня больше всего поразило… 2. Меня на уроке удивило… 3. Мне больше всего запомнилось… 4. Для себя я сделал следующее открытие…

Просит определить, достигнуты ли цели урока.

«Распустился цветок наших знаний. Как вы думаете, это раскрывшийся цветок или пока бутон, а может, ещё и бутона нет, только листики? Уходя с урока, закрепите самоклеющиеся листочки в соответствующую часть букета на картине. Оцените уровень полученных знаний на уроке»

По цепочке в группах отвечают на вопросы, анализируя свою деятельность на уроке.

В рабочем листке ставят против целей один из знаков:

«+», если цели достигнуты;

«±», если цели достигнуты частично;

«–», если цели не достигнуты

Этап рассчитан на всех учащихся. Более активны аудиалы, правополушарные, мальчики
Домашнее задание (1–2 мин)

§ 9, 10 учебника: С.В.Громов, Н.А.Родина. Физика-7. – М.: Просвещение, 1999.

А) Определите плотность куска хозяйственного мыла.

Б) Как определить плотность человеческого тела?

Записывают домашнее задание.

Уходя с урока, закрепляют самоклеющиеся листочки на нарисованные цветы.