Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2007

В.М.ЧИГАНАШКИН,
Псковский технический лицей, г. Псков

mvch@pskovline.ru

Векторные треугольники

Программа предпрофильного (элективного) курса, 24 (32) ч.
9-й (10-й, физматпрофиль) класс

(Предлагаемый предпрофильный (элективный) курс разрабатывался в течение ряда лет. Частично материал публиковался в газете «Физика» («ПС») № 44/2000, 22/05, 19/06 и в одноимённом пособии (Псков, ПОИПКРО), авторы которого, В.М.Чиганашкин и Б.Т.Яковлев, на всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации-2005» были удостоены дипломов лауреатов. Полностью пособие размещено на интернет-сайте газеты «Физика»: http://fiz.1september.ru в рубрике «Дополнительные материалы». – Ред.)

ПРОГРАММА 24 (32) ч

Пояснительная записка

Предпрофильный (элективный) курс «Векторные треугольники» разработан в рамках экспериментальной концепции «Предпрофильная подготовка учащихся» в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании». Главная идея – относительность движения, определяющеая роль системы отсчёта, которая может «работать» в курсе физики основной школы только при активном использовании векторных величин.

Курс дополняет основной курс физики, обеспечивает его углублённое изучение в рамках физико-математического профиля. Обычно школьников учат переходить от векторных выражений к скалярным координатным методом, хотя геометрическим методом это сделать зачастую гораздо проще. Краткость, наглядность, эффективность геометрического метода заслуживают большего внимания.

Умение применять теоретические знания на практике вырабатывается в ходе решения задач. В пособии В.М.Чиганашкина и Б.Т.Яковлева «Векторные треугольники» в качестве образца приводится подробный анализ и решение оптимальным способом задач, которые дают представление об основных типах задач по данному разделу курса. После приобретения навыков решения учащиеся берутся за сложные задачи из сборников задач широко известных авторов и авторских коллективов: Н.И.Гольдфарба, В.А.Балаша, В.К.Кобушкина, О.Ф.Кабардина, Б.Б.Буховцева и др., А.П.Баканиной и др., Л.Г.Гурьева и др., и т.д.

Одно двухчасовое занятие отводится на участие в школьном туре всероссийской олимпиады, что даёт мощный стимул к систематическим занятиям, развивает дух соревнования, прививает интерес к науке. Эти цели достигаются также в ходе разбора и самостоятельного решения задач, предлагавшихся на олимпиадах, на вступительных экзаменах в вузы и на ЕГЭ.

Сложность курса можно варьировать, выбирая задачи из предложенных в пособии, так что он годится и для основной, и для старшей школы. Курс даёт большие возможности для самопознания и самовоспитания, он интересен учащимся как с логическим, так и с образным мышлением, и в этом отношении обладает значительным гуманитарным потенциалом.

Формы деятельности учащихся на уроке разнообразны: это и школьная лекция (длительностью не более 0,5 ч), и практикум по решению задач, и творческие работы, и творческие задания, семинар вместо опроса.

Особое место занимают исследовательские работы «Переправа» и «Мяч в полёте». В ходе их выполнения ученики получают некоторое представление о деятельности физика-исследователя. Творческое применение знаний в ходе исследовательской деятельности наилучшим образом способствует развитию способностей, закреплению знаний, их углублению. Творческие задания требуют создания условий для индивидуальной самостоятельной работы. Например, учитель разбирает задачу в классе и даёт задание самостоятельно найти дома другие варианты её решения.

Последовательность изучения тем согласована с аналогичной последовательностью обязательного курса физики, так что не нужно тратить время на восстановление забытых знаний. Контроль за деятельностью учащихся осуществляется постоянно, но ненавязчиво, – учитель постоянно отслеживает процесс обучения и при необходимости корректирует. Оценки выставляются лишь на семинарах, при выполнении тестовых заданий и итогового зачёта.

Цели курса

– Создать дополнительные условия для апробирования учащимися своих возможностей, для оценки своих потребностей и обоснованного выбора профиля обучения.

– Пополнить арсенал методов решения задач.

– Пополнить представление учащихся о физике как науке, о методах исследования в физике, о путях применения физических знаний в современной технике.

– Знакомить учащихся с трудными, но привлекательными сторонами учёбы в старшей школе, в вузе, работы специалистов после окончания вуза.

Задачи курса

– Развитие творческих способностей учащихся;

– воспитание личности, обладающей навыками анализа, самоанализа, способной создавать программы саморазвития;

– развитие мышления, формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогий и идеализаций;

– освоение новых для школьников форм деятельности: лекция, семинар, практикум по решению задач, творческие работы и творческие задания;

– формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания;

– формирование познавательного интереса, создание мотивов учения;

– воспитание потребности к продолжению обучения по выбранному профилю.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план