Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2007

Е.Н.БУРЦЕВА (ККИДППО) aspockrovsky@hotmail.com,

Л.Н.ТЕРНОВАЯ, В.А.ПИВЕНЬ (КВВАУ лётчиков им. А.К.Серова),
г. Краснодар

Готовимся к ЕГЭ по физике

Программа элективного курса, 68 ч (10–11-й классы) или 34 ч
(11-й класс)

Одна из проблем профилизации старшей школы – малое количество учащихся, недостаточное для комплектования профильного класса. Большинство школ в ближайшие годы, вероятно, пойдёт по пути обучения детей в универсальных классах без определённого профиля, где физика изучается на базовом уровне. Удовлетворить в этих условиях запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне для сдачи ЕГЭ, можно с помощью элективных курсов, дополняющих базовый. Эти курсы будут максимально эффективными, если повышение уровня обучения будет достигаться не столько расширением теоретической части курса физики, сколько углублением его практической стороны за счёт решения разнообразных задач.

Мы предлагаем двухуровневую программу элективного курса для учащихся 10–11-го классов универсального обучения, его календарно-тематическое планирование, тексты работ для текущего и итогового контроля, которые могут одновременно служить репетиционными работами.

ПРОГРАММА

1. Пояснительная записка

1.1. Целью элективного курса является:

– обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике с целью получения аттестата о среднем образовании (эта часть программы предусматривает решение задач главным образом базового и отчасти повышенного уровней);

– развитие содержания курса физики для обеспечения его изучения на профильном уровне (эта часть программы выделена курсивом и предусматривает решение задач повышенного и высокого уровней);

– углубление профильного учебного предмета в классах с повышенным уровнем изучения физики.

1.2. Методические особенности изучения курса. Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач. Лекции же предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому они должны носить обзорный характер при минимальном объёме математических выкладок. Теоретический материал удобно обобщить в виде таблиц. Форму таблицы может предложить учитель, а заполняет её ученик самостоятельно. Ввиду предельно ограниченного времени эффективность курса определяется именно самостоятельной работой ученика, для которой потребуется не менее 3–4 ч/нед.

В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и разграничении физической и математической моделей рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения физических задач: в стандартных ситуациях – для сдающих ЕГЭ с целью получения аттестата, а в изменённых или новых ситуациях – для желающих сдать экзамен на профильном уровне. При решении задач рекомендуется широкое использование аналогий, графических методов, физического эксперимента. Экспериментальные задачи включаются в соответствующие разделы. При отсутствии в школе необходимой технической поддержки эксперимента рекомендуется использование электронных пособий.

Изучение курса можно начинать как с 10-го, так и с 11-го класса. Ниже приведены соответствующие учебные планы и методические рекомендации. В первом случае (10–11-й классы) программа предусматривает 68 ч аудиторных занятий, что позволяет изучить курс физики на профильном уровне. Во втором случае (11-й класс) предусматривается 34 ч, что обеспечивает приобретение навыков решения задач для успешной сдачи ЕГЭ. Программа, рассчитанная на 68 ч, может использоваться в классах и с повышенным уровнем изучения физики, и с её углубленным изучением.

Распределение часов для изучения различных разделов программы может варьироваться в зависимости от подготовленности и запросов учащихся.

1.3. Формы и виды самостоятельной работы и контроля. Самостоятельная работа предусматривается в виде выполнения домашних заданий. Объём домашнего задания должен составлять 7–10 задач (1–2 задачи повышенного уровня с кратким ответом, типа В, 1–2 задачи повышенного или высокого уровня с развёрнутым ответом, типа С, остальное – задачи базового уровня с выбором ответа, типа А).

Оценивать динамику освоения курса учащимися и получать данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса следует, проводя:

– текущие десятиминутные мини-контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором ответа (см.: Касьянов В.А. и др. «Физика. Тетрадь для контрольных работ. Базовый уровень. 10–11-й классы: тесты», «Физика. Тетрадь для контрольных работ. Профильный уровень. 10–11-й классы»);

– получасовые контрольные работы-тесты по окончании каждого раздела;

– итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена.

Ввиду малой численности групп достаточно двух вариантов работы по 6 задач по любой теме (4 – типа А, базового уровня; 1 – типа В, повышенного уровня; 1 – типа С, повышенного или высокого уровня). Оценивание каждой задачи: типа А – 1 балл, типа В – 2 балла, типа С – 4 балла. Критерии оценивания контрольной работы: 9–10 баллов – «5»; 7–8 баллов – «4»; 4–6 баллов – «3»; 3 и менее баллов – «2».

Так как целью контрольной работы в данном случае является не столько оценка и сравнение достижений учащихся, сколько предоставление им возможности испытать свои силы, нет смысла стремиться к безукоризненной равноценности содержания вариантов. Напротив, целесообразно охватить заданиями возможно более широкий круг вопросов и на дом задать решение задач второго варианта контрольной работы.

Для итогового тестирования рекомендуем использовать два или более вариантов по 10 заданий в каждом. Распределение задач итогового тестирования по разделам :

Оценивание каждой задачи экзаменационной работы: задача типа А – 1 балл, типа В – 2 балла, типа С – 3 балла. Критерии оценивания всей работы: 13–15 баллов – «5»; 9–12 баллов – «4»; 6–8 баллов – «3»; 5 и менее баллов – «2».

2. Содержание разделов программы. 11-й класс, 34 ч (1 ч/нед.)/10–11-й классы, 68 ч (1 ч/нед.)

2.1. Эксперимент (1 ч/1 ч). Основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.

2.2. Механика (7 ч/11 ч). Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.

Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: сила тяжести, сила упругости, сила трения, сила гравитационного притяжения. Законы Кеплера.

Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.

Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.

Законы сохранения импульса и энергии и их совместное применение в механике. Уравнение Бернулли – приложение закона сохранения энергии в гидро- и аэродинамике.

2.3. Молекулярная физика и термодинамика (7 ч/12 ч). Статистический и динамический подходы к изучению тепловых процессов. Основное уравнение МКТ газов.

Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы. Определение экстремальных параметров в процессах, не являющихся изопроцессами.

Газовые смеси. Полупроницаемые перегородки.

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

Второй закон термодинамики, расчёт КПД тепловых двигателей, круговых процессов и цикла Карно.

Поверхностный слой жидкости, поверхностная энергия и натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. Давление Лапласа.

2.4. Электродинамика (электростатика и постоянный ток) (8 ч/16 ч). Электростатика. Напряжённость и потенциал электростатического поля точечного и распределённого зарядов. Графики напряжённости и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

Конденсаторы. Энергия электрического поля. Параллельное и последовательное соединения конденсаторов. Перезарядка конденсаторов. Движение зарядов в электрическом поле.

Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчёт разветвлённых электрических цепей. Правила Кирхгофа. Шунты и добавочные сопротивления. Нелинейные элементы в цепях постоянного тока.

Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Суперпозиция электрического и магнитного полей.

Электромагнитная индукция. Применение закона электромагнитной индукции в задачах о движении металлических перемычек в магнитном поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

2.5.Колебания и волны (4 ч/10 ч). Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.

Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.

Переменный ток. Резонанс напряжений и токов в цепях переменного тока. Векторные диаграммы.

Механические и электромагнитные волны. Эффект Доплера.

2.6. Оптика (4 ч/11 ч). Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных и движущихся предметов в тонких линзах, плоских и сферических зеркалах. Оптические системы. Прохождение света сквозь призму.

Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционных максимумов и минимумов. Расчёт интерференционной картины (опыт Юнга, зеркало Ллойда, зеркала, бипризма и билинза Френеля, кольца Ньютона, тонкие плёнки, просветление оптики). Дифракция света. Дифракционная решётка. Дисперсия света.

2.7. Квантовая физика (2 ч/6 ч). Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Применение постулатов Бора для расчёта линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами. Волны де Бройля для классической и релятивистской частиц.

Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях.

Экзамен (1 ч)

Распределение времени между лекционными и практическими занятиями дано в табл. 1, 2.

Таблица 1.

Тематический учебный план к программе
элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по физике»
11-й класс (34 ч, 1 ч/нед.)

Таблица 1

Таблица 2.

Тематический учебный план к программе
элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по физике»
10–11-й классы (68 ч, 1 ч/нед.)

Таблица 2

Рекомендуемая литература

Сборники задач

Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1974.

Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М., Мазанько И.П. Сборник задач по физике: Под ред. С.М.Козела. – М.: Наука, 1990.

Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. Сборник задач по физике: Под ред. С.М.Козела.– М.: Просвещение, 1995.

Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Задачи по физике для поступающих в вузы. – М.: Наука, 1976.

Буздин А.И., Зильберман А.Р., Кротов С.С. Раз задача, два задача… – Библиотечка «Квант», 1990.

Бурцева Е.Н., Пивень В.А., Терновая Л.Н. Контрольные задания. Физика. 10–11 класс. – Краснодар: ККИДППО, 2001.

Бурцева Е.Н., Пивень В.А., Терновая Л.Н. Физика. Как избежать ошибок при сдаче ЕГЭ. – М.: Образование, 2005.

Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в примерах и задачах. – М.: Наука, 1983.

Воробьёв И.И., Зубков П.И. и др. Задачи по физике: Под. ред. О.Я.Савченко – М.: Наука, 1988.

Всероссийские олимпиады по физике: Научн. ред. С.М.Козел, В.П.Слободянин. – М.: Вербум, 2002.

Гринченко Б.И. Как решать задачи по физике. – СПб: Интерлайн, 2000.

Касаткина И.А. Репетитор по физике: В 2 т. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Касьянов В.А., Игряшова И.В. Физика. Тетрадь для контрольных работ. 10–11 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2005.

Касьянов В.А., Мошейко Л.П., Ратбиль Е.Э. Физика. Тетрадь для контрольных работ. 10–11 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2005.

Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А. Физика. 10–11 кл.: Сборник задач и заданий с ответами и решениями. – М.: Мнемозина, 2001.

Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями. – М.: Наука, 1990.

Тесты. Физика. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. – М.: Центр тестирования МО РФ, 1997–2005.

Физика. Контрольные измерительные материалы. Единый государственный экзамен. – М.: Просвещение, 2001–2005.

Чижов Г.А., Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А. Физика. Задачник. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.

Учебники и учебные пособия

Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика. Механика: Для угл. изучения. – М.: ФМЛ, 2001.

Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика. Электродинамика. Оптика: Для угл. изучения. – М.: ФМЛ, 2001.

Бутиков Е.И., Кондратьев А.С., Уздин В.М. Физика. Строение и свойства вещества: Для угл. изучения. – М.: ФМЛ, 2001.

Дик Ю.И. и др. Физика: Уч. пособие для 10 кл. школ и классов с угл. изучением физики: Под. ред. А.А.Пинского. – М.: Просвещение, 1993 (и посл.).

Дик Ю.И. и др. Физика: Уч. пособие для 11 кл. школ и классов с угл. изучением физики: Под. ред. А.А.Пинского. – М.: Просвещение, 1994 (и посл.).

Касьянов В.А. Физика. 10–11 кл. Профильный уровень.– М.: Дрофа, 2005.

Мякишев Г.Я. Физика 10–11 кл.: В 5 т. – М.: Дрофа, 2002 (и посл.).

Чижов Г.А., Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А. Физика. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.

Школьный лабораторный эксперимент

Никифоров Г.Г. Готовимся к единому государственному экзамену по физике. Экспериментальные задания. – М.: Дрофа, 2004.

Никифоров Г.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. 7–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.

Степанов С.В. 10–11 кл. Лабораторный эксперимент. – М.: Просвещение, 2005.

Электронные учебные пособия

1С: Школа. Физика, 7–11. Библиотека наглядных пособий: Под. ред. Н.К.Ханнанова. – М.: Дрофа, 2004.

1С: Школа. Физика, 10–11. Подготовка к ЕГЭ: Под. ред. Н.К.Ханнанова. – М.: Дрофа, 2004.

Подготовка к ЕГЭ по физике: Под. ред. С.М.Козела. – М.: ООО Физикон, 2004.